Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:24, дипломная работа
Цель дипломной работы – это изучение проблемы определения международной правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить историю становления МУС, в том числе, определить международно-правовой статус МУС в современном мире, участие Российской Федерации в становлении МУС;
2. рассмотреть основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве;
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. История становления Международного уголовного суда в международном праве. Определение его юрисдикции ………………………...7
1.1. Основные этапы становления Международного уголовного суда в современном международном праве …………………………………….7
1.2. Определение международно-правового статуса Международного уголовного суда в современном мире ……………….12
1.3. Участие Российской Федерации в становлении Международного уголовного суда ……………………………………….15
Глава 2. Основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве …22
2.1. Определение понятия «юрисдикции» Международного уголовного суда ……………………………………………………………22
2.2. Применимое право Международного уголовного суд ………..33
Глава 3. Вопросы судопроизводства в Международном уголовном суде как элементы его правосубъектности, его особенности …………….………..39
Заключение ………………………………………………….……………..56
Список использованных источников ………………………….…………59
- предварительное рассмотрение
дела судьями или иными
- проверка наличия
доказательств, достаточных
- производство в суде первой инстанции (совершение процессуальных действий, схожих с теми, которые в российском уголовном процессе принято называть подготовкой к судебному заседанию и судебным разбирательством дела по существу);
- проверка законности
и обоснованности приговора (
Закрепленной в Статуте и определяясь им, юрисдикция Суда имеет свои строго определенные рамки в отношении не только вышеназванных видов преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, но и совершающих эти преступления лиц.
В соответствии со Статутом к ответственности перед Судом за совершение преступлений, предусмотренных ст. 5, могут привлекаться только те лица, которые являются гражданами государств, подписавших и ратифицировавших данный Статут, а также лица, совершившие такого рода преступления на территории этих государств. В строгой регламентации юрисдикции Суда и ограничении его полномочий по целому ряду параметров, в том числе по территории и кругу лиц, заключается одна из особенностей его юрисдикции, оказывающая огромное влияние на характер принимаемых Судом решений.
Важно сделать вывод о том, что Римский статут регулирует уголовное производство в очень подробном для международно-правового документа виде. Помимо этого, в соответствии со ст. 51 Ассамблея государств-участников установила дополнительный самостоятельный и выходящий за пределы самого Статута процессуальный порядок для Суда, называемый Правилами процедуры и доказывания.
При выполнении своих функций Суд опирается на сотрудничество с государствами, международными организациями и гражданским обществом в соответствии с Римским статутом и международными соглашениями, заключенными Судом. К числу областей, в которых Суду требуется сотрудничество с государствами, относятся анализ, расследования, арест и передача обвиняемых, отслеживание и замораживание финансовых активов, защита жертв и свидетелей, временное освобождение, исполнение приговоров и выполнение решений и постановлений Суда.
Нельзя не отметить, что государство - участник Римского статута, должно оказывать необходимую помощь, когда производство по делу возбуждено в рамках МУС. Государства - участники Статута приняли на себя общую обязанность сотрудничать (ст. 86) и должны обеспечить наличие процедур, предусмотренных их национальным правом, для всех форм сотрудничества, указанных в Статуте (ст. 88). Эффективность работы Суда во многом зависит от этого.
Заключение
МУС является независимым, постоянно действующим судебным органом, который наделен юрисдикцией в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества, а именно: преступлений геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, агрессии.
Объективная потребность
в существовании МУС
В Римском Статуте признается, что основная ответственность за расследование этих преступлений и наказание за них лежит на государствах. МУС лишь дополняет их усилия по расследованию и судебному преследованию международных преступлений. Он может осуществлять свою юрисдикцию только в отношении тех случаев, когда национальные системы не проводят судебные разбирательства, или не желают, или не в состоянии проводить такие разбирательства.
Данный принцип, получивший в литературе наименование «принцип комплиментарности», является одной из отличительных черт МУС от других перечислявшихся выше органов международной уголовной юстиции. Для них характерна не дополнительная, а параллельная, а в отдельных случаях – исключительная юрисдикция по отношению к национальным судам.
Об этом свидетельствует, по крайней мере, правовое регулирование юрисдикции конкретных органов международной юстиции и МУС.
Принцип комплиментарности следующим образом закреплен в ст. 1 Римского статута Международного уголовного суда: «Суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные системы уголовного правосудия».
Подобная дополнительность юрисдикции МУС является исключением среди международных судебных органов.
Даже после учреждения МУС основное бремя преследования нарушений международного гуманитарного права продолжает оставаться на национальных судах. Это подчеркивает важность модернизации национального законодательства в части криминализации нарушений международного гуманитарного права, и на данном этапе развития международного права можно ожидать от государств, что они не только выполнят возложенные на себя международные обязательства, но и приведут национальное законодательство в соответствие с прогрессивными изменениями, произошедшими в международном праве.
Однако все еще нельзя сказать, что в нынешнем виде организация международного уголовного судопроизводства в полной мере справляется со своими задачами. Но это является лишь свидетельством того, что ведущим мировым державам необходимо прилагать усилия для совершенствования международных судебных институтов.
Едва ли верен вывод о том, что недостатки международных уголовных трибуналов могут свидетельствовать о несостоятельности самой идеи международного уголовного суда.
Суд имеет ряд преимуществ по сравнению с другими органами международной уголовной юстиции: факт его создания на основе универсального международного договора; достаточно большое количество государств - участников Суда; детально разработанный текст основополагающего документа - Римского статута; подробное изложение квалифицирующих признаков в «Элементах преступлений»; тщательно прописанные в правилах процедуры и доказывания правила расследования и судопроизводства.
Можно предположить, что принятие государствами Римского статута документа, являющегося важным источником международного уголовного права, будет способствовать его единообразному применению и толкованию. Учитывая высказываемые в адрес Суда критические замечания, можно, тем не менее, заключить, что у Суда существует достаточно предпосылок для результативной и эффективной деятельности, основанной на существующих международно-правовых нормах.
Преступность, в особенности международную, полностью искоренить невозможно. Но международное сообщество должно иметь в своем распоряжении механизм осуществления правосудия в случае совершения наиболее серьезных нарушений, затрагивающих коренные интересы всего человечества. Само право на суд за преступления против международного права должно реализовываться всем международным сообществом, а не каким-либо одним государством или группой стран, и посредством созданного на постоянной основе специально для этих случаев Международного уголовного суда.
До недавнего времени
деятельность большинства органов
международной уголовной
В настоящее время юрисдикция Международного уголовного суда ограничена, и разрешение этой ситуации в будущем представляет большой интерес, так как напрямую связано с развитием международного права в сфере расследования и рассмотрения дел о международных преступлениях международными судами и трибуналами.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые и международно-правовые акты
1.1. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 6-36.
1.2. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 37-62.
1.3. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 63-146.
1.4. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 147-223.
1.5. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 225-316.
1.6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 317-331.
1.7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Женева, 8 декабря 2005 года) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 4-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. – С. 332-343.
1.8. Конвенция о предупреждении преступления
геноцида и наказания за него. Принята
резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи
ООН от 9 декабря 1948 года [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.un.org/russian/
1.9. Конвенция о неприменимости срока давности
к военным преступлениям и преступлениям
против человечества. Принята резолюцией
2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26
ноября 1968 года [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.un.org/ru/
1.10. Римский статут Международного уголовного
суда от 17 июля 1998 года [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.un.org/russian/law/
1.11. Элементы преступлений [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.mup-info.com/mup/
1.12. Правила процедуры Ассамблеи государств-участников
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/
1.13. Резолюция 1422 (2002), принятая Советом
Безопасности на 4572-заседании 12 июля 2002
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/
1.14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
1.15. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.06.2012) // Собрание законодательства РФ. –1997. – № 1. – Ст. 1.
1.16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
1.17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
1.18. Распоряжение Президента РФ от 08 сентября 2000 г. № 394-рп «О подписании Римского статута Международного уголовного суда»// Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 37. – Ст. 3710.
2. Специальная литература
2.1. Абашидзе, А.Х. Участие государств в Римском статуте Международного уголовного суда как новый вид обязательств erga omnes / А.Х. Абашидзе // Международный уголовный суд: проблемы, дискуссии, поиск решений. Монография / Под ред. Г.И. Богуша, Е.Н. Трикоз. – М: Европейская Комиссия, 2008. – С. 45-52.
2.2. Агамиров, Н.И. Международный уголовный суд в новых политических реалиях : автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Н.И. Агамиров.– М., 2003. – 22 с.
2.3. Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 9–10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. Часть II. – М.: Российский университет дружбы народов, 2011. – 509 с.
2.4. Батырь, В.А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов / В.А. Батырь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2011. – 688 с.
2.5. Белый, И.Ю. Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития): монография / И.Ю. Белый. – М.: За права военнослужащих, 2011. – 288 с.