Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:15, дипломная работа
Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе основних тенденций развития права в глобализирующемся мире и раскрытии аспектов влияния правовой глобализации на национально-правовую систему Украины в условиях глобализирующегося мира.
В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования, ограниченные рамками предложенного плана дипломной работы. Они сводятся к тому, чтобы:
- раскрыть суть феномена правовой глобализации;
- исследовать основные направления трансформации права в условиях глобализации;
Введение 3
Раздел I. Феномен правовой глобализации 7
Глобализация права 7
Глобальные отрасли права нового поколения 10
Тенденции общеправового развития 17
Раздел II. Основные направления трансформации права в условиях глобализации 25
2.1. Перспективы глобализации в сфере правовых идей 25
2.2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации 34
2.3. Формирование нетипичных источников позитивного права в условиях глобализации 42
Раздел III. Национально- правовая система Украины в условиях глобализации права 51
3.1. Становление и особенности национально-правовой системы Украины 51
3.2. Место и роль Украины в современных мировых глобализационных процессах 61
Заключение 70
Список используемой литературы 75
3.1. Становление
и особенности национально-
Современная
правовая система Украины входит
в романо-германскую правовую семью,
образуя в ней вместе с правовыми
системами России и других республик
СНГ самостоятельную
Следует отметить, что с 1990 г. началось создание новой правовой системы Украины45. Основные усилия законодателей были направлены на создание основ для независимой национальной государственности и перехода к рыночным отношениям. В 1990-е гг. на Украине приняты сотни законов, закрепивших новые принципы и институты: приоритет прав и свобод личности, многопартийность, разделение властей, конституционный контроль, равенство форм собственности, свободу частной инициативы и т.д. В результате этих изменений украинская правовая система в целом перешла от социалистического типа к романо-германскому.
Тем не менее по темпам правовых реформ Украина стабильно занимает последнее место на территории бывшего СССР. Новая демократическая Конституция была принята только в 1996 г., позже, чем в любой другой бывшей советской республике. К середине 2002 г. на Украине по-прежнему действовали прежние советские ГК, УПК, ГПК, Трудовой, Административный, Брачно-семейный кодексы, претерпевшие множество изменений и дополнений. В то же время принят ряд новых кодексов: Земельный (2001), Арбитражный процессуальный (1991), Таможенный (1991), Воздушный (1993), Кодекс Украины о недрах (1994), Лесной (1994), Кодекс торгового мореплавания (1995), Водный (1995), Уголовный (2001), Семейный (2002) и т.д46.
В настоящее время основным источником права в стране являются законодательные и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, далее следуют законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, подзаконные акты министерств, ведомств, Национального банка Украины, акты местных представительных и исполнительных органов власти.
Несколько более расширенные по сравнению с другими регионами Украины полномочия в области правового регулирования имеет Автономная Республика Крым, хотя новая Конституция, принятая Верховным советом Крыма 21октября 1998 г. и утвержденная Законом Украины от 23 декабря 1998 г., лишила автономию права принимать собственные законы. В место этого в крымской Конституции говорится о "нормативно-правовых актах Верховной рады Автономной Республики Крым"47. Институт делегированного либо чрезвычайного (срочного) законодательства Конституцией не предусмотрен.
Согласно ст.9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной радой, являются частью национального законодательства Украины48.
Хотя судебный прецедент не признается официально источником права, в таком качестве рассматриваются постановления пленума Верховного суда и акты Конституционного суда Украины.
Методология теории правовой системы Украины все еще находится на стадии становления. Тщательный анализ литературы по вопросам развития указанной правовой системы свидетельствует об отсутствии тенденции к органичного сочетания достижений мировой юридической мысли с украинскими реалиями государственно-правового развития.
Понятие «правовая система» в узком (национальное право) и в широком (правовая семья) понимании сформировалось в рамках методологии юридического позитивизма с присущими ему эмпирическими и описательными методами познания. Существующие из представленных в мировой литературе теорий правовых систем наиболее четкой последовательностью и научной аргументацией характеризуются те, в которых модели правовых систем построены на основе структурных и функциональных их характеристик с учетом технико-юридических формальных признаков, а классификация правовых систем по семьям осуществлена на основе четко сформулированных критериев и принципов. К основным критериям относятся: методология права, инфраструктура права, структура процессуального права, правовая идеология49. Основными принципами признаются: объединение на основе общности исторических судеб; добровольное присоединение; колониальная зависимость. Речь идет о трех родовые западные теории правовых систем - французский (Р. Давид), германскую (К. Цвай-Герт и Г. Кьотц) и американскую (М. Е. Глен-дон, М. Гордон, К. Осакве).
Кризис методологии юридического позитивизма чувствуется в исследованиях, в которых ставится проблема типологии и классификации правовой системы Украины50. Ситуация осложнена тем, что до обретения ею независимости вопрос о статусе, месте и роли украинской национальной правовой системы среди других правовых систем мира как отечественными, так и зарубежными учеными вообще в расчет не бралось. Его менее домысливали, по крайней мере, советские ученые в общем контексте правовой системы СССР - центральной, ведущего звена в социалистической правовой семье.
По оценке
К. Осакве, три западные теории права
однозначны в утверждении, что по
признакам методологии и
Становление и развитие украинской правовой системы происходило по общим законам, которые характерны становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и есть некоторые особенности.
З часу прийняття Декларації про державний Суверенітет України та проголошення Акта Незалежності Україна стала перед вибором самостійного шляху розвитку, розбудовою своїх політичної, економічної, правової та інших національних систем. Со времени принятия Декларации о государственном суверенитете Украины и провозглашения Акта Независимости Украина стала перед выбором самостоятельного пути развития, развитием своих политической, экономической, правовой и других национальных систем. Одне з першочергових завдань в цьому процесі має становлення правової системи України з урахуванням сучасних реалій її розвитку. Одна из первоочередных задач в этом процессе – это становление правовой системы Украины с учетом современных реалий ее развития.
Відсутність в ряді випадків фундаментальної правової теорії, наукової обгрунтованної політики, стратегії і тактики законотворчої роботи та право творення в цілому обумовлює їх стихійний характер, поступ шляхом “спроб і помилок”, спроби експериментальним шляхом вирішувати надзвичайно складні і важливі для нашого суспільства правові проблеми.Отсутствие в ряде случаев фундаментальной правовой теории, научной обоснованной политики, стратегии и тактики законотворческой работы и право создания в целом обусловливает их стихийный характер, продвижение путем "проб и ошибок", попытки экспериментальным путем решать чрезвычайно сложные и важные для общества правовые проблем.
Створюючи самостійну національну правову систему України, слід виходити, звичайно, не тільки з зарубіжних і міжнародних аналогів та досягнень, а й враховувати власний історичний досвід формування найважливіших правових інститутів безпосередньо в Україні та створювати і розвивати теорію національної правової системи. 2Создавая самостоятельную национальную правовую систему Украины, следует исходить, конечно, не только из зарубежных и международных аналогов и достижений, но и учитывать собственный исторический опыт формирования важнейших правовых институтов непосредственно в Украине и создавать и развивать теорию национальной правовой системы.
Правові ідеї в тому числі щодо правових систем, ідеї громадянського суспільства і демократичної правової держави були висловлені ще Сократом, Платоном, Аристотелем.Правовые идеи, в том числе относительно правовых систем, идеи гражданского общества и демократического правового государства были высказаны еще Сократом, Платоном, Аристотелем. Їх ідеї певною мірою втілювались у праві багатьох держав. Их идеи определенной степени воплощались в праве многих государств.
Кращі правові ідеї знаходили грунт і розвивалися й на Україні.Лучшие правовые идеи находили почву и развивались и на Украине. Ми маємо такі своєрідні правові феномени, як Правда Ярослава Мудрого ”Руська правда”, Конституція Пилипа Орлика, Конституції України 1917-1920 років. Следует отметить такие своеобразные правовые феномены как Правда Ярослава Мудрого "Русская правда", Конституция Филиппа Орлика, Конституции Украины 1917-1920 годов. Зокрема, в Конституції Пилипа Орлика 1710 року передбачалися демократичні засади української державності – розподіл влади, незалежний судовий трибунал, приватна власність, багатогалузевий характер законодавства і права тощо. В частности, в Конституции Филиппа Орлика 1710 года предусматривались демократические основы украинской государственности - разделение властей, независимый судебный трибунал, частная собственность, многоотраслевой характер законодательства и права51. Високо оцінюючи цей акт, відомий американський федеральний суддя Богдан Футей наголошував, що можна говорити звичайно умовно, що батько американської Конституції Джеймс Мере сон перебрав для неї основні демократичні засади Конституції Пилипа Орлика, яка майже на 30 років випередила американську.
Існують різні думки стосовно відношення правової системи України до тієї чи іншої правової системи.Существуют разные мнения относительно отношения правовой системы Украины к той или иной правовой системы. За рядом ознак правову систему України відносять до романо-германської правової системи.По ряду признаков правовую систему Украины относят к романо-германской правовой системе.
Основним джерелом права в Україні є нормативно-правовий акт – офіційний письмовий документ, що містить загальнообов'язкове правило поведінки норму, права.Основной источник права в Украине является нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, содержащий общеобязательное правило поведения, норму права.
Всі нормативно-правові акти підпорядковані за їх юридичної силою і складають певну ієрархічну систему.Все нормативно-правовые акты упорядочены по их юридической силе и составляют определенную иерархическую систему. Верхній щабель цієї системи належить писаній конституції. Верхняя ступень этой системы принадлежит конституции. Існує поділ права на публічне і приватне. Существует разделение права на публичное и частное. До публічного права відносять ті галузі і інститути, які визначають статус і порядок діяльності органів держави і відносини індивіда, державою, а до приватного – галузі й інститути, що регулюють взаємо відносини індивідів. К публичному праву относят те отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивидуума с государством, а к частному - отрасли и институты, регулирующие взаимоотношения индивидуумов. Україна є країною кодифікованого права, тобто норми, які складають одну галузь права, зведені в крупні, внутрішньо систематизовані нормативні акти.
Украина является страной кодифицированного права, то есть нормы, которые составляют одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированы нормативные акты. В Україні прийняті Кримінальний, земельний, сімейний та інші кодекси. В Украине приняты Уголовный, Земельный, семейный и другие кодексы. Відповідальність можлива лише за дії, передбачені як карані у законі. Ответственность возможна только за действия, предусмотренные как наказуемые в законе. Недоліком цієї системи є її певна закостенілість – неможливо покарати фізичну, чи юридичну особу, якщо це прямо не передбачено законом, - навіть якщо дії цієї особи завдають вагомої шкоди суспільним чи приватним інтересам.
Недостатком этой системы является ее некоторая закостенелость - невозможно наказать физическое или юридическое лицо, если это прямо не предусмотрено законом, - даже если действия этого лица наносят весомой вред общественным или частным интересам. Наприклад, на пам'ять українських громадян діяльність різноманітних пірамід і трастів, компаній “товари-поштою” і т.п., парадокс полягає у тому, що, незважаючи на очевидну усіх цих, Тибетів, Імперіалів, формальних підстав для притягнення до кримінальної відповідальності чи навіть простого призупинення їх діяльності не існувало аж до моменту повної зупинки ними виконання своїх зобов'язань перед акціонерами. Например, в памяти украинских граждан деятельность различных пирамид и трастов, компаний "товары-почтой" и т.д., парадокс заключается в том, что, несмотря на очевидную всем этим, Тибете, Империал, формальных оснований для привлечения к уголовной ответственности или даже простого приостановления их деятельности не существовало вплоть до момента полной остановки ими выполнения своих обязательств перед акционерами52.
Можливі випадки коли санкції, передбачені існуючим законом, виявляються недостатніми.Возможны случаи, когда санкции, предусмотренные существующим законом, оказываются недостаточными. У суддів можливості обмежені кодексами – від і до. У судей возможности ограничены кодексами - от и до.
В Україні суддівська практика офіційно в якості джерела права не визнана, але інколи вона проявляє себе як неофіційне джерело.В Украине судейская практика официально в качестве источника права не признана, но иногда она проявляет себя как неофициальный источник. Ця позиція виходить з того, що право, яке міститься в нормативних актах, залишає багато не вияснених питань, остаточно не регулює суспільні відносини. Эта позиция исходит из того, что правило, содержащееся в нормативных актах, оставляет много не выясненных вопросов, окончательно не регулирует общественные отношения. Так, нижчі судові інстанції слідкують за діяльністю вищих інстанцій і намагаються слідувати їм при вирішенні аналогічних справ, оскільки в іншому випадку їх вироки і рішення можуть бути відмінені вищими судами в апеляційному порядку. Так, низкие судебные инстанции следят за деятельностью высших инстанций и стараются следовать им при решении аналогичных дел, поскольку иначе их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими судами в апелляционном порядке. Також певним не офіційним джерелом права можна назвати постанови Пленуму Верховного Суду. Также определенным не официальным источником права можно назвать постановления Пленума Верховного Суда.
Информация о работе Основные тенденции развития права в глобализирующемся мире