Основные тенденции развития права в глобализирующемся мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе основних тенденций развития права в глобализирующемся мире и раскрытии аспектов влияния правовой глобализации на национально-правовую систему Украины в условиях глобализирующегося мира.
В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования, ограниченные рамками предложенного плана дипломной работы. Они сводятся к тому, чтобы:
- раскрыть суть феномена правовой глобализации;
- исследовать основные направления трансформации права в условиях глобализации;

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Феномен правовой глобализации 7
Глобализация права 7
Глобальные отрасли права нового поколения 10
Тенденции общеправового развития 17
Раздел II. Основные направления трансформации права в условиях глобализации 25
2.1. Перспективы глобализации в сфере правовых идей 25
2.2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации 34
2.3. Формирование нетипичных источников позитивного права в условиях глобализации 42
Раздел III. Национально- правовая система Украины в условиях глобализации права 51
3.1. Становление и особенности национально-правовой системы Украины 51
3.2. Место и роль Украины в современных мировых глобализационных процессах 61
Заключение 70
Список используемой литературы 75

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 161.88 Кб (Скачать файл)

В умовах глобалізації Україна як і будь-яка інша держава має альтернативні способи свого функціонування, які визначають її роль у розвитку сучасного світу.В условиях глобализации Украина, как и любая другая держава, имеет альтернативные способы своего функционирования, которые определяют ее роль в развитии современного мира. З одного боку, вона може лишатись пасивним спостерігачем за розгортанням сучасних глобалізаційних процесів, з другого - перетворитись на активного гравця, на одного із суб'єктів управління глобалізаційними процесами. С одной стороны, она может оставаться пассивным наблюдателем за развертыванием современных глобализационных процессов, с другой - превратиться в активного игрока, в одного из субъектов управления глобализационными процессами. Що стосується останнього, то певні можливості для цього в Україні сьогодні є. Что касается последнего, то определенные возможности для этого в Украине сегодня есть. Передусім це залежить від рівня соціально-економічного та політичного розвитку держави, від демократизації сфер суспільного життя та рівня національної ідентичної управлінської еліти. Прежде всего, это зависит от уровня социально-экономического и политического развития государства, от демократизации сфер общественной жизни и уровня национальной управленческой элиты.

Передусім від того, який спосіб свого позиціонування обере Україна у найближчій перспективі, залежить технологія реалізації її державної політики.Прежде всего, от того, какой образ своего позиционирования изберет Украина в перспективе, зависит технология реализации ее государственной политики. Ведь если Украина в достаточной степени будет включена в глобализационные процессы, то она будет иметь возможность реализовать стратегические задачи своего развития. В противном случае у нее будет одна возможность - подтягиваться к стандартам развития мегадержав (принимать решения, осуществлять реформы по приказу других), чтобы сокращать разрыв в развитии между ними, жить по их стандартам. В результате этого роль Украины в глобализационных процессах будет частью аффирмативной.

Прежде  нужно отметить, что Украина должна избегать реализации политики изоляционизма, поскольку это приведет к бесконечному глобализационному шоку. А потому государственная политика развития Украины в условиях глобализации должна быть реалистичной и базироваться на объективных условиях и факторах современного развития.

Независимо  от того, удастся ли Украине выработать эффективную формулу интеграции в мировое пространство и найдет ли она свое место в современных  глобализационных процессах, она должна заботиться, чтобы, прежде всего, быть европейским государством, открытым для реализации европейских ценностей. Именно такой вектор ее позиционирование даст ей возможность получить положительный имидж в мире. И сегодня для имиджа государства не обязательно быть в Европейском Союзе или входить в Евроатлантический альянс, главное быть европейским государством с четкими демократическими ценностями развития.

Место и  роль Украины в мировых глобализационных процессах, прежде всего, определяется уровнем включенности национальной политической и бизнес элиты в такие процессы58. В частности, это касается представления Украины на всемирных политических и экономических форумах, уровень их активной деятельности в соответствующих структурах за пределами государства. Особенно важная роль принадлежит интеллектуальному развитию. Именно национальная элита будет главным образом влиять на определение места и роли Украины в глобализационных процессах.

Сегодня все больше кристаллизуется стремление Украины к превращению в регионального  лидера, способного обеспечить процветание  демократии, реализацию безопасности, стабильности и расцвета в рамках отдельного славянского региона59.

Следует особо подчеркнуть, что уровень  включенности Украины в мировые  глобализационные процессы реально  не соответствует ее объективным  возможностям. А потому ее государственная политика должна базироваться на основании того, каким образом занять свою нишу в мировых глобализационных процессах. Украина может занять достойное место в мировых глобализационных процессах лишь в том случае, если найдет свой ​​собственный путь развития. Таким образом, ей удастся заставить весь мир уважать себя и с ней считаться. Преимуществом является уже и то, что Украина получила статус страны с рыночной экономикой.

Уровень отношения со стороны мирового сообщества к Украине в условиях глобализации ни в коей мере не определяется ее природными ресурсами, а возможностями адаптации  этих ресурсов с потребностями развития современного человечества. Именно поэтому государственная политика Украины должна быть построена по такому принципу, каким образом использовать современный мир, чтобы тот позволил ей вписаться в глобальную систему отношений, создав благоприятные условия для ее максимальной реализации.

 Сейчас для Украины целесообразно оптимизировать систему принятия государственно-управленческих решений, выработать эффективные механизмы стабилизации общественно-экономического развития путем осуществления соответствующей реформирования основных сфер общественной жизни, в том числе административной и политической.

Говорить  о месте и роли Украины в  современных глобализационных процессах, об уровне официальной активности государства  можно в контексте заключения ею многосторонних договоров с мировым  сообществом60. Это, в свою очередь, должно стоять на защите равноправия государств по реализации совместных соглашений, что создает благоприятные условия для реализации инвестиционной политики.

Как и  любое государство в мире, Украина  обладает собственными конкурентными  преимуществами, которые и определят  ее роль в мире. Такие конкурентные преимущества, которые являются основным средством успешного позиционирования государства в мире, формируются в контексте ее исторического развития. Это прежде всего касается уровня включения государства в мировые процессы, а главное ее достижение в научно-техническом, культурном развитии, условий, прав и свобод гражданина.

Однако  пассивная роль Украины в глобальном мире все равно остается, это напрямую зависит от того, что современное  глобальное пространство сформировалось без Украины, фактически она сегодня  оказалась в ситуации приглашенного государства. Это напрямую противоречит логике развития Украины в современных условиях, ведь по разным показателям она не относится к микрогосударствам, которые должны выбирать для себя подходящую интегративную структуру. Исходя из этого политика Украины должна быть построена таким образом, чтобы превратиться в самостоятельный интегративный центр. С этой целью целесообразно согласовать национальные и геополитические (глобализационные) векторы развития, а соответственно этому адаптировать внутреннюю политику к потребностям глобального мира.

На сегодняшний  день ярко выраженные мировые тенденции  глобализации неизбежно ведут к  взаимодействию, взаимовлиянию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согласованного правового развития. Его поиск и установление правильного сочетания юридических средств сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и практиков61.

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обязательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС. Адаптация законодательства ЕС является планомерным процессом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах62.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, определенным в Декларации, в направлении установления верховенства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмотре законодательства Украины в сферах, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; подготовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интеграции Украины к общему рынку ЕС.

Место и  роль Украины в современных глобализационных процессах в будущем будет  определяться вектором геополитической  ориентации государственной власти. Найти баланс чрезвычайно сложно ввиду разносторонности политических идеологий современной государственно-управленческой элиты. Таким образом, какая элита станет в геополитическом плане сильнее и займет наиболее адекватную стратегическую позицию, таким и будет внешний вектор развития Украины, а соответственно этому такую ​​роль и будет играть Украина в мире.

Сегодня в Украине ощущается нехватка геополитических стратегий, доктрин  и программ развития в условиях глобализации, которые бы четко определяли геополитический  курс государства63. В основном внешний курс определяется соответствующими центрами политического влияния, которые не всегда выступают инструментом консолидации нации вокруг стратегических ориентиров развития, а потому представляют собой скорее риски, чем национальные интересы развития. Причинами этого является отсутствие четких геопроектов, геоприложений, геодоктрин, полностью отвечающих интересам нации, а потому и либеральным путем определяют приоритеты развития Украины.

Следовательно, понятие «национальная правовая система Украины» можно представить как такое, что содержательно определяет временно-пространственные границы процесса возникновения, формирования и преемственности права украинского народа в его историческом развитии в рамках определенной цивилизационной модели социокультурной регуляции и государственности. В таком значении оно, как и любое существующее научное понятие, выступает как коммуникативная структура зафиксированная в системе научного знания, отражающая существенные свойства и отношения правовой системы со средой его обитания, которым является общество, как социальный организм (которое развивается средствами культуры), ядром которого выступает этническая субстанция. В контексте этнизации права и ориентации на национально-исторические ценности народа в современных условиях формирования национальных правовых систем, включая и правовую систему Украины, возникает объективная необходимость учитывать специфические черты правового развития, произведенные разными народами. Такой подход в равной степени должен считаться как с обобщенным социально-юридическим признакам обобщенного понятием правовая система так и с социокультурными или этно-национальными признаками понятия «национальная правовая система».

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя  мировые глобализационные процессы, можно заметить, что их влияние ощутимо сказывается в правовой сфере, затрагивая как систему международного права, так национальные правовые системы. В мире достаточно интенсивно идет сближение правовых систем государств, что можно, в частности, очень отчетливо наблюдать на примере Европы. Таким образом, процессы глобализации получили свое заметное проявление и на правовом уровне, оказав существенное влияние, как на международное право, так и на право национальное или внутригосударственное.

В связи  с этим особую актуальность приобретают  вопросы о том, каковы же могут  быть пределы такого сближения и  как необходимо оценивать данный процесс. Традиционная формулировка о  том, что заимствование зарубежного  правового опыта не должно приводить  к нивелированию национальных особенностей правовых систем отдельных государств, не выглядит на сегодняшний день реальным обоснованием какого-либо регулирования  процесса глобализации в области  национальных правовых систем, а тезис  о том, что параллельно с углублением правовой глобализации наблюдается устойчивый поиск механизмов сочетания универсальных ценностей с национальными особенностями, остается утверждением очень дискутируемым.

Однако, если в своих ключевых положениях национальные правовые системы большей  своей частью за время глобализации и не претерпели серьезных изменений, то гораздо более ощутимым влияние правовой глобализации на национальные правовые системы выглядит в сфере международного правового взаимодействия. Нельзя не согласиться с тем, что глобализация уже создала качественно новую ситуацию межгосударственной интеграции, что сделало возможным создание такого международного сообщества, как Евросоюз, и создало достаточно благоприятные условия для создания единой надгосударственной конституции.

Нужно отметить, что мировые глобализационные процессы тесно связаны с правовой глобализацией, которую следует определить как процесс формирования новой, общемировой системы правовых норм, организующих и обеспечивающих глобальное межгосударственное взаимодействие в различных сферах жизни современного общества, в процессе которого международное и национальное право, а также право международных хозяйственных объединений оказываются в состоянии взаимозависимости. При этом характер правовой интеграции и интернационализации определяется, с одной стороны, участием государств в делах мирового сообщества, а с другой, — степенью восприятия странами тех или иных аспектов права других государств.

Информация о работе Основные тенденции развития права в глобализирующемся мире