Особенности правово режима Арктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:40, реферат

Описание работы

На протяжении ХХ века Арктика была регионом с одним из самых высоких уровнем исследовательской активности. Приарктические страны отправляли своих исследователей для изучения природы и ресурсных возможностей вечно замерзших территорий. Притягательная сила арктических пространств во многом объясняется огромными природными богатствами. Арктика – это сокровищница природы. К примеру, общая стоимость минерального сырья в этом регионе превышает, по заключению специалистов, 30 триллионов долларов. Две трети совокупных богатств Арктики, в том числе топливно-энергетических ресурсов, приходится на нашу страну. Здесь добывается 100 процентов апатита и сурьмы, порядка 90 процентов металлов платиновой группы, никеля и кобальта, 80 процентов природного газа. А в северных морях вылавливается треть рыбы и рыбопродуктов от общей их добычи в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
3
1. Арктика. Секторная территория …………………………………………
6
2. Особенности правово режима Арктики.…………………………………..
10
Заключение……………………………………………………………………...
23
Список литературы……………………………………………………………..
25

Файлы: 1 файл

МПП - Правовой режим Арктики (новый).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...

3

1. Арктика.  Секторная территория    …………………………………………

6

2. Особенности правово режима Арктики.…………………………………..

10

Заключение……………………………………………………………………...

23

Список  литературы……………………………………………………………..

25


 

 

ВВЕДЕНИЕ

АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское).

На  протяжении ХХ века Арктика была регионом с одним из самых высоких уровнем  исследовательской активности. Приарктические страны отправляли своих исследователей для изучения природы и ресурсных возможностей вечно замерзших территорий. Притягательная сила арктических пространств во многом объясняется огромными природными богатствами. Арктика – это сокровищница природы. К примеру, общая стоимость минерального сырья в этом регионе превышает, по заключению специалистов, 30 триллионов долларов. Две трети совокупных богатств Арктики, в том числе топливно-энергетических ресурсов, приходится на нашу страну. Здесь добывается 100 процентов апатита и сурьмы, порядка 90 процентов металлов платиновой группы, никеля и кобальта, 80 процентов природного газа. А в северных морях вылавливается треть рыбы и рыбопродуктов от общей их добычи в стране.

За  освоение арктических территорий, изучение возможностей судоходства и сбор научной информации государствами учреждались медали и иные поощрения и стимулы. Исследователи, летчики, мореплаватели, к профессиям которых можно было добавить «полярный» всегда пользовались уважением в обществе и считались элитой среди людей своей профессии. Российская Федерация (в прошлом СССР) всегда занимала одно из лидирующих мест в области изучения и освоения Арктики.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой. Воды арктических морей омывают берега России, США (Аляска), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландия), удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия чрезвычайно затрудняют проникновение сюда граждан, судов и других мобильных объектов под флагом неопределенных к Арктике государств.

В то же время приарктические государства  в течение длительного времени предпринимали действия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона. В 20–30-е годы ХХ столетия на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов сложилась обычная норма международного права – деление северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения их к побережьям прибрежных государств. На сегодняшний день Арктика является регионом, специфика которого заключается в большом экономическом, научно-исследовательском и стратегическом потенциале.

Актуальность  подробного исследования правового статуса данного региона обусловлено спецификой его территориального деления и серьезным стратегическим значением. Самые большие на Земле запасы, полезных ископаемых, пресной воды, стратегически удобное расположение для размещения межконтинентальных вооружений, сложная досягаемость, обусловленная вечной мерзлотой и замерзающим морским путем – все это делает Арктику привлекательным регионом для установления индивидуального господства государств на территории Арктики частично или полностью.

Цель  данной работы исследовать правовой режим территории Арктики и некоторые особенности регулирования северных вод, изучение правил пользования Арктикой и приарктическими водами, статус государств в сфере использования Арктики и приарктических вод в своих целях и вопросы их правового регулирования в международном праве.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Арктика. Секторная территория.

В наиболее общем плане Арктику (от греч. аrktikos — северный) можно охарактеризовать как северную полярную область земного шара, включающую окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый Океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северным полярным кругом. Арктика — место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки, это природно-сырьевая база, которая занимает ведущее место в мировой экономике по запасам нефти, природного газа, каменного угля и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти государств — России, Канады, США, Дании и Норвегии. Их принято называть приарктическими. Но нельзя не учесть влияние и зависимость от эколого-правовых проблем Арктического региона таких приполярных стран как Исландии, Швеции и Финляндии. И. Б. Ханнибалссон, министр иностранных дел Исландии, выступая с докладом на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул: «Для такой страны как Исландия, которая целиком зависит от ресурсов моря, защита окружающей среды Арктического региона — это вопрос выживания»1.

Таким образом, Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки.

В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии2. К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925 г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04' 35" восточной долготы и 168° 49' 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г., а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58' 49,4" западной долготы.3 Данный договор, подписанный в Париже 9 февраля 1920 г. не только определяет равные права стран-участников договора на равный доступ к ресурсам северных морей, но и дает право граждан всех договаривающихся сторон на право пользования портами, доступ к фиордам и иным местностям, указанным в п.1 договора. Так же Соглашение закладывает в себе перспективные направления развития сотрудничества договаривающихся стран в области науки, о чем говорит статья 5 Соглашения, которая говорит о признании пользы создания международной метеорологической станции.4

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том  числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских пространств в пределах Арктики является открытым морем. Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладенне сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых приарктическими государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее – открытое море.5

Необходимо  отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий  не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит, тем не менее, из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правово режима Арктики.

Арктический регион издавна являлся и является сосредоточением политических, правовых, экономических и социальных интересов. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами  законодательных и иных нормативно-правовых актов и заключаемых ими международно-правовых соглашений, регламентирующих правовой режим арктических пространств.

«Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса, - отмечает профессор Н.А. Ушаков, - подразделяется на две крупные категории - пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории».7

В современном  международном праве по видам  правового режима территория подразделяется на три основные категории:

1) государственная  территория;

2) международная  территория общего пользования;

3) территория  со смешанным режимом.

Нужно сказать, что термин «территория» происходит от латинского terra – «земля», «суша». Издревле существовавшая так называемая объектная теория объясняла правовую природу государственной территории как земельный участок, являющийся объектом частной собственности. Эта теория, отождествлявшая землю и государство, в своей исторической ретроспективе изжила себя, особенно в связи с появлением таких видов территорий, как водное и воздушное пространство, материальная субстанция которых (вода и атмосферный воздух) по своей природе не могут быть объектом права собственности. Под территорией в современном международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическим пространством. Правовой режим государственной территории определяется её принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении её и в её пределах своё территориальное суверенное верховенство. Государственная территория должна использоваться в соответствии с национальным законодательством, а также нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. Пространство, на которое распространяется власть государства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным, оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция. Так, пункт 2 ст.67 Конституции РФ гласит; «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права».8

Таким образом, понятие  «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция», является более  широким, чем «государственная территория». Оно включает как государственную  территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону), а далее открытое море и район морского дна за пределами национальной юрисдикции.

К Арктическому бассейну, как известно, выходят  Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия. Все они являются членами Арктического Совета).

Арктический совет  учреждается с целью:

  1. нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды. При этом Арктический совет не должен заниматься вопросами, относящимися к военной безопасности;
  1. надзора и контроля программ охраны окружающей среды Арктики, готовности реагирования на чрезвычайные ситуации;
  1. определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также её контроля и координации;
  1. распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Статус  наблюдателей в Арктическом совете открыт для некоторых неарктических  государств; межправительственных и  межпарламентских организаций, универсальных  и региональных; неправительственных  организаций, которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу. Решения Арктического совета принимаются его членами на основании консенсуса.

Равным образом  пределы полярных секторов арктических  государств не являются государственными границами; сектор – это прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав и оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства.

Законодательство  России и Канады уже на протяжении многих десятилетий предусматривает наиболее разработанные положения об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах». При этом наличествует молчаливое согласие большинства стран мира. Это обусловлено, на наш взгляд, суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики.

Информация о работе Особенности правово режима Арктики