Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка
1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.
2) отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отдельными отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед ними. К ним относятся: министерства сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, здравоохранения, обороны и др.
3) межотраслевой компетенции – они призваны координировать контролировать и регулировать деятельность отраслевых органов управления по специальным вопросам, имеющим общий характер для всех отраслей управления. Эти органы наделяются надведомственными полномочиями правотворческого, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и методического характера. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа, труда и социальной защиты и др.
III.По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на коллегиальные (Совет Министров, исполнительные комитеты) и единоначальные (министерства, управления), которые возглавляются одним лицом, который руководит этим органом и принимает решения по всем вопросам.
45.Государственный режим как элемент формы государства.
Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:
Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа (амер.президент Авраам Линкольн).
Чертами этого режима являются: наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан; свободная деятельность правящей и оппозиционных политических партий; наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие источников информации. Эти системы основаны на праве участия масс в осуществлении политики.
Авторитарный режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Признаками режима является: ликвидация или ограничение демократических прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех политических партий и общественных организаций; ограничение выборности органов государства и превращение парламента во второстепенный орган; сращивание правящей партии с государственным аппаратом; запрещение прессы; использование террористических методов борьбы с противниками режима. Участи масс в политической жизни носит ограниченный характер (страны Азии, Африки, Латинской Америки).
Тоталитарный политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения властей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; государственно-организованный террор, основанный на насилии. Восприимчивость к этой идеологии возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, сопровождается обнищанием больших масс людей. Он порождает застой и регресс.
46.Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.
Финансовая деятельность государства – это деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой государства.
Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.
Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев:
1) финансов Республики Беларусь - совокупность денежных средств, право формирования и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и управления. Они включают: республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды и другие денежные фонды. Они являются централизованными денежными фондами, ежегодно имеют свою особую структуру (республиканский бюджет; фонд социальной защиты населения; содействия занятости; поддержки производителей сельхоз продукции; фонд валютных средств);
2) финансов местного самоуправления и управления - совокупность денежных фондов, создаваемых по решениям органов местного самоуправления и управления. Включают местные бюджеты и внебюджетные фонды;
3) республиканского бюджета - из него финансируются расходы, имеющие общегосударственное значение. Доходная часть формируется за счет государственных налогов, сборов и других источников;
4) местных бюджетов - совокупность областных, городских, районных бюджетов и бюджетов сельских и поселковых Советов депутатов. Они самостоятельны, бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего территориального уровня;
5) республиканских внебюджетных фондов - Фонд социальной защиты населения; Фонд содействия занятости населения;
6) местных внебюджетных фондов;
7) финансов государственных предприятий и отраслей - являются источником для образования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы. Заключают в себе денежные фонды, созданные на предприятиях в целях обеспечения непрерывности производства и удовлетворения социальных потребностей членов. К ним относятся: стоимость основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления, средства на счетах и в расчетах, кассах;
8) имущественного и личного страхования – создаются для возмещения юридическим и физическим лицам ущерба, причиняемого природными катаклизмами и несчастными случаями;
9) государственного и банковского кредита - несбалансированность расходных и доходных частей бюджета обусловливает необходимость привлечения для финансирования дефицита бюджета как внутренних, так и внешних источников. Возрастает значение государственного кредита как звена финансовой системы. Ими являются денежные средства юридических и физических лиц;
10) бюджетов свободных экономических зон;
11) бюджета союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
12) консолидированного бюджета Республики Беларусь;
13) консолидированных
бюджетов административно-
Финансовая система как совокупность финансовых органов Республики Беларусь представлена органами и кредитными учреждениями, осуществляющими непосредственную финансовую деятельность государства. В Республике Беларусь финансовую деятельность осуществляют органы общей компетенции (Национальное Собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь) и специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является исключительной (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.).
47.Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.
Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Глава 5 Конституции Республики Беларусь содержит основы организации и деятельности исполнительной власти в Республике Беларусь, которую осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Данная глава содержит положения, о подотчетности и ответственности Правительства, составе Правительства, порядке назначения Правительства и Премьер-министра, полномочия Премьер-министра и Правительства, случаи и порядок отставки Правительства. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.
К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию. Раздел 5 Конституции Республики Беларусь содержит основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
48.Исполнение обязательств. Принципы реального и надлежащего исполнения обязательства.
Обязательственному праву в Гражданском кодексе Республики Беларусь отводится раздел III.
В соответствии со ст.288 ГК РБ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Республики Беларусь.
Сторонами обязательства является кредитор и должник, в качестве каждой из его сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законодательством или договором (п.1 ст.310 ГК РБ).
1.Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п.1 ст.311 ГК РБ). Пеня взыскивается при просрочке исполнения обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки. Она определяется в процентном отношении к сумме невыполненного обязательства. Штраф – однократно взыскиваемая неустойка. Штраф устанавливается в процентах от суммы неисполненного обязательства, либо в твердой денежной сумме.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения.
2.В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п.1 ст.315 ГК РБ).
Виды залога:
1.Залог, при котором предмет залога остается у залогодателя –предмет может быть оставлен у залогодателя под замком и печатью залогодержателя, с наложением им иных знаков, свидетельствующих о залоге (твердый залог).
2.Ипотека – залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества.
3.Залог товаров в обороте – залог товаров с оставлением их у залогодателя. Залогодатель вправе изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья), но с условием, чтобы общая стоимость товара не стала меньше указанной в договоре.
4.Заклад – заложенная вещь передается во владение залогодержателя или заложенная вещь остается у залогодателя, но под замком и печатью залогодержателя (твердый залог).
5.Залог прав и ценных бумаг.
6.Залог вещей в ломбарде – выдача ломбардом краткосрочных кредитов под залог имущества. Не возврат в установленный срок суммы кредита дает право ломбарду продать их. Такое право по истечении льготного месячного срока на основании исполнительной надписи нотариуса. После продажи заложенные вещи его требования к должнику погашаются, даже если вырученная сумма недостаточна для их полного удовлетворения.
3.Удержание. Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено (п.1 ст.340 ГК РБ).
4.По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст.341 ГК РБ).
5.В силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать полностью или частично за исполнение обязательства этого лица (п.1 ст.348 ГК РБ).
6.Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п.1 ст.351 ГК РБ).
49.Виды правовых норм.
Виды правовых норм. Правовые нормы можно классифицировать:
1. По предмету правового регулирования: нормы конституционного права, трудового права, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые.
2.По функциональным особенностям:
-материальные – закрепляют права и обязанности субъектов права;
-процессуальные – регулируют порядок разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права.
3. По назначению:
-регулятивные – нормы,
предназначенные для
-охранительные – направлены
на регламентацию мер