Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

4. По способам  воздействия на общественные отношения:

-обязывающие – устанавливающие  для субъекта определенные обязанности  (обязанность лицам, обнаружившего  клад, сдать его финансовым органам);

-управомочивающие –  закрепляющие за субъектом определенные  права (собственник имеет право  истребовать свое имущество из чужого незаконного владения);

-запрещающие – содержащие для  субъекта определенный запрет (запрещение  присвоения найденного чужого имущества).

5. По методу  правового регулирования:

-императивные – предписывают  определенное поведение при соответствующих обстоятельствах (если Национальное собрание не одобрит программу Правительства, то Премьер-министр вручает заявление об отставке).

-диспозитивные – допускают  свободу поведения субъектов  отношений (сторонам предоставляется  право определить самим срок  действия договора);

-рекомендательные  – носят характер советов,  предложений о рассмотрении определенных  вопросов.

6. По юридической силе:

-законодательные –  содержатся в законах;

-подзаконные – изложены в подзаконных актах.

7. По времени  действия:

-временные – с определенным сроком действия (на время стихийных бедствий);

-постоянные – с  неопределенным сроком действия  до их отмены.

-нормы с обратной  силой.

8. По месту  действия:

-действующие на всей  территории государства;

-действующие на определенной  территории;

-локальные – действующие  только на определенном предприятии,  в организации (правила внутреннего  трудового распорядка);

9. По кругу  лиц:

-общие – распространяются  на всех граждан (Уголовный  кодекс Республики Беларусь);

-специальные – на  определенный круг лиц (государственные служащие, пенсионеры, несовершеннолетние).

10. В зависимости  от способа редакционного изложения  в статьях нормативных правовых  актов:

-прямой способ изложения   – состоит в том, что все  элементы нормы изложены в  статье нормативного правового акта;

-отсылочные нормы  – их структурные элементы  не располагаются в одной статье  акта, в связи с чем делается  ссылка на другие статьи нормативного  правового акта;

-бланкетные  нормы – в них недостающие  части содержатся не в других  статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.

 

 

 

 

 

50.Референдум.

Согласно ст.111 Избирательного кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Референдум относится к форме прямой или непосредственной  демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного депутата, а решению какого-либо вопроса.

Проведение  референдумов в Республике Беларусь регулируется главой 2 Конституции и разделом 7 Избирательного кодекса. Согласно ст.74 Конституции республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

На республиканский референдум запрещается выносить следующие вопросы (п.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь):

♦которые могут вызвать  нарушение территориальной целостности  Республики Беларусь;

♦связанные с избранием  и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

♦о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

♦об амнистии и  о помиловании.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст.75 Конституции).

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие  важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются  руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

 

50.Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансовое  право – это отрасль права, регулирующая финансовые отношения в государстве. Правовые нормы этой отрасли  регламентируют формирование и исполнение государственного бюджета, порядок взимания налогов, кредиты, займы, регулируют отношения между центральным правительством, местными органами управления и иными собственниками, имеющими законное право на получение и использование финансовых ресурсов. Финансовое право включает в себя другие подотрасли: бюджетное, банковское, налоговое, фондовое право, финансовый контроль и др.

Предмет финансового  права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. К нему относятся закрепление структуры финансовой системы государства, распределение компетенции в данной области между центром и местными органами власти.

Метод финансового права – совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений и характер взаимосвязей между ними. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственных властных предписаний, для которого характерны императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников.

 

 

 

 

51.Источники административного права.

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм». Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права.

К числу источников административно-правовых норм относятся:

  1. Конституция;
  2. Законы;
  3. нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  4. нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
  5. нормативные акты республиканских органов;
  6. межгосударственные соглашения;
  7. нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

 

52.Понятие и виды сделок.

Сделка –  это юридический факт, наиболее часто встречаю-щийся как основание возникновения гражданских прав и обязан-ностей. Большая группа гражданских правоотношений возникает именно из сделок. 
Ст.154 ГК Республики Беларусь дает понятие сделок – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установ-ление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанно-стей. 
Можно выделить следующие характерные признаки сделки: 
- во-первых, сделка – это правомерное действие (совершенное в соответствии с требованиями закона); 
- во-вторых, действие, составляющее сделку, имеет определенную правовую направленность; 
- в-третьих, сделка – это волевое действие. Воля – желание совер-шить сделку – формируется под влиянием различных экономиче-ских, культурных, др. мотивов, потребностей. Следовательно, сделке присущи все признаки волевого акта: 
• цель (юридическое значение имеет только правовая цель); 
• мотив – причины, которые побудили лицо совершить сделку. Обычно мотив юридического значения не имеет, но может быть включен в содержание сделки (как условие); 
• действие. Поскольку сделка – волевое действие, закон предъ-являет ряд требований к сделке и ее участникам (например, дееспособность участников сделки). 
Наступление юридических последствий может быть связано не с одной сделкой, а с двумя или более юридическими фактами. Например, для возникновения жилищного правоотношения – ре-шение органа исполнительной власти (1) и заключение договора найма (2). 
Виды сделок классифицируют по различным критериям. Рас-смотрим наиболее распространенные. 
В зависимости от числа сторон сделки различают 
- односторонние сделки – когда в сделке выражена воля одной сто-роны и этого достаточно для наступления правовых последствий. К односторонним сделкам, например, можно отнести завещание, доверенность, объявление конкурса; 
- двусторонние сделки – когда в сделке выражена встречная воля двух сторон (иначе – договор). Например, купля-продажа, перевоз-ка, страхование; 
- многосторонние сделки – в сделке выражена встречная воля бо-лее двух сторон. Например, договор о совместной деятельности. 
В зависимости от того, в какой момент сделка считается совершенной можно выделить 
- консенсуальные сделки – сделки, которые считаются заключен-ными с момента, когда стороны договорились по всем существен-ным условиям и облекли их в требуемую законом форму (напри-мер, договор купли-продажи, поставки); 
- реальные сделки – сделки, для заключения которых недостаточно соглашения сторон, требуется еще и передача вещи (договор зай-ма, договор перевозки груза). 
Ст. 158 п.1 выделяет условные сделки – сделки, в которых стороны ставят возникновение или прекращение прав и обязанно-стей по сделке в зависимость от наступления или ненаступления какого-либо условия. Для условия должно быть характерно, что стороны не знают, наступит оно или не наступит. Поэтому услови-ем не может быть срок; в качестве условия не могут выступать действия сторон (их всегда можно совершить).  
Условия могут быть отлагательные и отменительные. Сделка считается заключенной под отлагательным условием, если сто-роны поставили возникновение прав и обязанностей по сделке в зависимость от наступления либо ненаступления какого-либо ус-ловия.  
Сделка считается заключенной под отменительным услови-ем, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей по сделке в зависимость от наступления или ненаступления какого-либо условия. Права и обязанности возникают в момент заключе-ния договора, но при наступлении или ненаступлении условия сделка прекращается (ст.158 ГК). 
Закон запрещает недобросовестно содействовать или препят-ствовать наступлению или ненаступлению условия. Если сторона недобросовестно воспрепятствовала ненаступлению условия – оно считается наступившим, и наоборот.

 

 

 

54.Сущность государства и его признаки.

Сущность государства – это главное, что определяет его содержание, цели, функционирование. Различают следующие подходы к сущности государства:

1.Классовый – государство  рассматривают как организацию  политической власти господствующего класса. В таком государстве возникают классовые противоречия, которые разрешаются с помощью насилия (диктаторское государство);

2.Общесоциальный –  государство рассматривают как  организацию политической власти, создающую условия для общественного компромисса. В демократических странах государство является механизмом преодоления общественных противоречий путем достижения общественного компромисса.

Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной сообщностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой и обладает законным правом применения принуждения.

Основными признаками государства являются:

Территория – это физическая, материальная основа государства. Ее составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. С утратой территории государство прекращает существование.

Население – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному признаку несет за собой большую угрозу существованию государства.

Власть – государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов). Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Государственная власть на территории страны выступает как высшая власть.

Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, и те не вправе вмешиваться в его внутренние дела.

Монопольное право на применение принуждения – для этого государство располагает необходимыми органами – армия, полиция, служба безопасности, и средствами – оружие.

Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги нужны для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55.Понятие, задачи и функции уголовного права.

Уголовное право – это совокупность правовых норм, определяющих преступность деяний, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иных мер уголовной ответственности и порядок их назначения, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задачи уголовного права определяются задачами Уголовного кодекса Республики Беларусь (ст.2), а именно это охрана мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь.

Уголовное право выполняет следующие функции:

1.Охранительную  функцию – это защита человека, государства, общества и безопасности человечества от преступных посягательств.

2.Функцию предупреждения  преступлений – это недопущение совершения гражданами преступлений. Данная функция вытекает из охранительной и решается путем:

♦частного предупреждения преступлений;

♦общего предупреждения преступлений.

Частное предупреждение преступлений (частная превенция) – это недопущение совершения новых преступлений лицами, их совершившими. Она осуществляется путем применения уголовных наказаний вплоть до лишения свободы или смертной казни к лицам, совершившим преступления.

Общее предупреждение преступлений (общая превенция) – это недопущение совершения преступлений всеми гражданами. Реализуется оказанием воздействия на граждан угрозой применения уголовного наказания за совершение преступления.

3.Воспитательную  функцию, которая состоит в воспитании граждан в духе уважения и соблюдения законов путем устрашения угрозой наказания и реального применения наказания. Она по содержанию близка к предупредительной. Существенное воспитательное значение имеет также предоставление гражданам права на активное противодействие преступникам (необходимая оборона, задержание преступника, пребывание в преступной организации по специальному заданию) и участие в реализации уголовной ответственности.

4.Регулятивную  функцию, которая заключается в регламентации общественных отношений, возникающих в связи с:

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"