Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка
1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.
4. По способам воздействия на общественные отношения:
-обязывающие –
-управомочивающие –
закрепляющие за субъектом
-запрещающие – содержащие для субъекта определенный запрет (запрещение присвоения найденного чужого имущества).
5. По методу правового регулирования:
-императивные – предписывают
определенное поведение при
-диспозитивные – допускают
свободу поведения субъектов
отношений (сторонам
-рекомендательные
– носят характер советов,
предложений о рассмотрении
6. По юридической силе:
-законодательные – содержатся в законах;
-подзаконные – изложены в подзаконных актах.
7. По времени действия:
-временные – с определенным сроком действия (на время стихийных бедствий);
-постоянные – с
неопределенным сроком
-нормы с обратной силой.
8. По месту действия:
-действующие на всей территории государства;
-действующие на определенной территории;
-локальные – действующие
только на определенном
9. По кругу лиц:
-общие – распространяются на всех граждан (Уголовный кодекс Республики Беларусь);
-специальные – на определенный круг лиц (государственные служащие, пенсионеры, несовершеннолетние).
10. В зависимости
от способа редакционного
-прямой способ изложения – состоит в том, что все элементы нормы изложены в статье нормативного правового акта;
-отсылочные нормы
– их структурные элементы
не располагаются в одной
-бланкетные нормы – в них недостающие части содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.
50.Референдум.
Согласно ст.111 Избирательного кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Референдум относится к форме прямой или непосредственной демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного депутата, а решению какого-либо вопроса.
Проведение референдумов в Республике Беларусь регулируется главой 2 Конституции и разделом 7 Избирательного кодекса. Согласно ст.74 Конституции республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
На республиканский референдум запрещается выносить следующие вопросы (п.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь):
♦которые могут вызвать
нарушение территориальной
♦связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
♦о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
♦об амнистии и о помиловании.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст.75 Конституции).
На местный референдум
могут выноситься вопросы, имеющие
важнейшее значение для населения соответствующих административно-
Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
50.Понятие, предмет и метод финансового права.
Финансовое право – это отрасль права, регулирующая финансовые отношения в государстве. Правовые нормы этой отрасли регламентируют формирование и исполнение государственного бюджета, порядок взимания налогов, кредиты, займы, регулируют отношения между центральным правительством, местными органами управления и иными собственниками, имеющими законное право на получение и использование финансовых ресурсов. Финансовое право включает в себя другие подотрасли: бюджетное, банковское, налоговое, фондовое право, финансовый контроль и др.
Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. К нему относятся закрепление структуры финансовой системы государства, распределение компетенции в данной области между центром и местными органами власти.
Метод финансового права – совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений и характер взаимосвязей между ними. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственных властных предписаний, для которого характерны императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников.
51.Источники административного права.
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм». Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права.
К числу источников административно-правовых норм относятся:
52.Понятие и виды сделок.
Сделка –
это юридический факт, наиболее
часто встречаю-щийся как основание возникновения
гражданских прав и обязан-ностей. Большая
группа гражданских правоотношений возникает
именно из сделок.
Ст.154 ГК Республики Беларусь дает понятие
сделок – это действия граждан и юридических
лиц, направленные на установ-ление, изменение
или прекращение гражданских прав и обязанно-стей.
Можно выделить следующие характерные
признаки сделки:
- во-первых, сделка – это правомерное
действие (совершенное в соответствии
с требованиями закона);
- во-вторых, действие, составляющее сделку,
имеет определенную правовую направленность;
- в-третьих, сделка – это волевое действие.
Воля – желание совер-шить сделку – формируется
под влиянием различных экономиче-ских,
культурных, др. мотивов, потребностей.
Следовательно, сделке присущи все признаки
волевого акта:
• цель (юридическое значение имеет только
правовая цель);
• мотив – причины, которые побудили лицо
совершить сделку. Обычно мотив юридического
значения не имеет, но может быть включен
в содержание сделки (как условие);
• действие. Поскольку сделка – волевое
действие, закон предъ-являет ряд требований
к сделке и ее участникам (например, дееспособность
участников сделки).
Наступление юридических последствий
может быть связано не с одной сделкой,
а с двумя или более юридическими фактами.
Например, для возникновения жилищного
правоотношения – ре-шение органа исполнительной
власти (1) и заключение договора найма
(2).
Виды сделок классифицируют по различным
критериям. Рас-смотрим наиболее распространенные.
В зависимости от числа сторон сделки
различают
- односторонние сделки – когда в сделке
выражена воля одной сто-роны и этого достаточно
для наступления правовых последствий.
К односторонним сделкам, например, можно
отнести завещание, доверенность, объявление
конкурса;
- двусторонние сделки – когда в сделке
выражена встречная воля двух сторон (иначе
– договор). Например, купля-продажа, перевоз-ка,
страхование;
- многосторонние сделки – в сделке выражена
встречная воля бо-лее двух сторон. Например,
договор о совместной деятельности.
В зависимости от того, в какой момент
сделка считается совершенной можно выделить
- консенсуальные сделки – сделки, которые
считаются заключен-ными с момента, когда
стороны договорились по всем существен-ным
условиям и облекли их в требуемую законом
форму (напри-мер, договор купли-продажи,
поставки);
- реальные сделки – сделки, для заключения
которых недостаточно соглашения сторон,
требуется еще и передача вещи (договор
зай-ма, договор перевозки груза).
Ст. 158 п.1 выделяет условные сделки – сделки,
в которых стороны ставят возникновение
или прекращение прав и обязанно-стей
по сделке в зависимость от наступления
или ненаступления какого-либо условия.
Для условия должно быть характерно, что
стороны не знают, наступит оно или не
наступит. Поэтому услови-ем не может быть
срок; в качестве условия не могут выступать
действия сторон (их всегда можно совершить).
Условия могут быть отлагательные и отменительные.
Сделка считается заключенной под отлагательным
условием, если сто-роны поставили возникновение
прав и обязанностей по сделке в зависимость
от наступления либо ненаступления какого-либо
ус-ловия.
Сделка считается заключенной под отменительным
услови-ем, если стороны поставили прекращение
прав и обязанностей по сделке в зависимость
от наступления или ненаступления какого-либо
условия. Права и обязанности возникают
в момент заключе-ния договора, но при
наступлении или ненаступлении условия
сделка прекращается (ст.158 ГК).
Закон запрещает недобросовестно содействовать
или препят-ствовать наступлению или ненаступлению
условия. Если сторона недобросовестно
воспрепятствовала ненаступлению условия
– оно считается наступившим, и наоборот.
54.Сущность государства и его признаки.
Сущность государства – это главное, что определяет его содержание, цели, функционирование. Различают следующие подходы к сущности государства:
1.Классовый – государство
рассматривают как организацию
политической власти господству
2.Общесоциальный –
государство рассматривают как
организацию политической
Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной сообщностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой и обладает законным правом применения принуждения.
Основными признаками государства являются:
Территория – это физическая, материальная основа государства. Ее составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. С утратой территории государство прекращает существование.
Население – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному признаку несет за собой большую угрозу существованию государства.
Власть – государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов). Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Государственная власть на территории страны выступает как высшая власть.
Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, и те не вправе вмешиваться в его внутренние дела.
Монопольное право на применение принуждения – для этого государство располагает необходимыми органами – армия, полиция, служба безопасности, и средствами – оружие.
Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.
Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги нужны для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.
55.Понятие, задачи и функции уголовного права.
Уголовное право – это совокупность правовых норм, определяющих преступность деяний, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иных мер уголовной ответственности и порядок их назначения, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Задачи уголовного права определяются задачами Уголовного кодекса Республики Беларусь (ст.2), а именно это охрана мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь.
Уголовное право выполняет следующие функции:
1.Охранительную функцию – это защита человека, государства, общества и безопасности человечества от преступных посягательств.
2.Функцию предупреждения преступлений – это недопущение совершения гражданами преступлений. Данная функция вытекает из охранительной и решается путем:
♦частного предупреждения преступлений;
♦общего предупреждения преступлений.
Частное предупреждение преступлений (частная превенция) – это недопущение совершения новых преступлений лицами, их совершившими. Она осуществляется путем применения уголовных наказаний вплоть до лишения свободы или смертной казни к лицам, совершившим преступления.
Общее предупреждение преступлений (общая превенция) – это недопущение совершения преступлений всеми гражданами. Реализуется оказанием воздействия на граждан угрозой применения уголовного наказания за совершение преступления.
3.Воспитательную функцию, которая состоит в воспитании граждан в духе уважения и соблюдения законов путем устрашения угрозой наказания и реального применения наказания. Она по содержанию близка к предупредительной. Существенное воспитательное значение имеет также предоставление гражданам права на активное противодействие преступникам (необходимая оборона, задержание преступника, пребывание в преступной организации по специальному заданию) и участие в реализации уголовной ответственности.
4.Регулятивную функцию, которая заключается в регламентации общественных отношений, возникающих в связи с: