Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по международному праву.
Государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.
Нарушением данного принципа считаются, прежде всего, грубые и массовые нарушения этих прав. Европейская конвенция по правам человека позволяет конкретным индивидам вносить соответствующие жалобы ходатайства через органы того или иного государства, а гражданам стран, подписавших протокол Конвенции, - обращаться непосредственно в Комиссию по правам человека. Комиссия, состоящая из независимых лиц, оценивает обоснованность таких обращений, после чего передает их в Европейский суд по правам человека.
15 Общая характеристика и
Субъекты международного права - это участники международно-правовых отношений, носители международных прав и обязанностей (государство, международные организации обладающими правами и обязанностями).
Государства — основные субъекты международного права и основные реальные участ¬ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по¬стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи¬зациями и иными субъектами международного права.
Важной характеристикой
Субъекты международного права делятся на:
1) Основные (первичные) субъекты международного права являются коллективным образованием. К ним относят государства и, в некоторой степени, народы, ведущие национально-освободительную борьбу. Каждый субъект имеет элементы организации:
• государство - власть и аппарат управления; население; территорию;
• борющаяся нация - историческая общность людей, характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка, имеющая политический орган, представляющий её внутри страны и в международных отношениях. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она могла бы самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной международными организациями.
2) Производные (вторичные) субъекты международного права создаются первичными. К производным субъектам причисляют международные организации и государствоподобные образования. Их возникновение, объем полномочий и участие в международных отношениях определяются первичными субъектами международного права. Государство наделяют международные организации соответствующими правами и обязанностями, которые содержаться в уставах, статусах, договорах.
Существует два вида международных организаций:
? международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях;
? международные неправительственные организации - органы народной дипломатии, основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
Государственно - подобные субъекты: Ватикан, Монако, Мальтийский орден в Риме. В основе их создания лежит договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», который впоследствии трансформируется в подобие государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
В зависимости от участия в нормотворческом процессе субъекты международного права можно классифицировать:
? на правообразующие (и правоприменяющие) субъекты международного права - государства, международные организации и, в некоторой степени, народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также государствоподобные образования,
? неправообразующие (только правоприменяющие) субъекты международного права - индивиды, МНПО (международные неправительственные организации), субъекты (части) федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные учреждения.
16 Основные субъекты
Основные (первичные) субъекты международного права являются коллективным образованием. К ним относят государства и, в некоторой степени, народы, ведущие национально-освободительную борьбу.
Государство как первичный субъект обладает полной правосубъектностью, определенной территорией, населением на ней проживающим и централизованной властью. Территориально - организационная структура государств может быть различной. Существуют:
? простые (унитарные) - государства имеют единую систему органов государственной власти, через которые действуют на международной арене и вступают в международные отношения в виде единых образований.
? сложные (федеративные) государства – это государственные образования, созданные на основе международного или внутреннего (конституционного) акта (договора) путем объединения их составных частей (субъектов федерации), обладающих определенной степенью самостоятельности и собственными законодательными, исполнительными и судебными органами власти, наделенными ограниченной компетенцией. Субъекты федераций могут именоваться различным образом (земли, штаты, республики, кантоны и т.п.). Федеративные государства в целом обладают международной правосубъектностью и участвуют в международных отношениях в виде единого субъекта международного права.
? конфедерации, представляющие собой союз государств, объединенных на основе международного соглашения для достижения общих целей. Такие образования не являются государствами в полном смысле этого слова. Члены конфедерации продолжают сохранять свою международную правосубъектность, а сама конфедерация может обладать определенными полномочиями в сфере международного права, если это предусмотрено учредительным соглашением. Конфедерации являются временными образованиями в процессе либо объединения двух или нескольких государств в одно союзное, либо распада существующего государства на несколько самостоятельных государств.
? Личная уния - это не сложное государство, а своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства (монархическая форма правления); реальная уния - это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и, соответственно, новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность.
Основным субъектом
17 Государственноподобные
К современным
Государство Град Ватикан (площадь 0,44 кв. км, население – около одной тысячи человек) было образовано в 1929 г. на основании Лютеранских соглашений между Святым престолом и Италией. Ватикан является центром Римско-католической церкви и одновременно резиденцией ее главы - папы римского. В настоящее время международно-правовой статус Ватикана определен соглашением 1984 г. между Италией и Святым престолом. В Ватикане располагается Римская курия - церковное правительство, состоящее из конгрегаций (департаментов, соответствующих статусу министерства в светском государстве), трибуналов и секретариатов, в административном аппарате которых работают свыше 3 тысяч человек, в основном духовные лица. Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти. Он также является крупным владельцем капиталов и держателем акций ряда компаний и банков, имеет собственную недвижимость в Италии, Испании, Германии и в ряде латиноамериканских стран. Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в них свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями и легатами. В 1990 г. в Москве было открыто постоянное представительство Ватикана в РФ, а в Риме – постоянное представительство РФ в Ватикане. Ватикан участвует во многих международных конференциях, в том числе созываемых под эгидой ООН для заключения многосторонних конвенций, становясь участником таких договоров.
Мальтийский орден - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. В настоящее время Мальтийский орден располагается в Палаццо ди Мальта в Риме. В отличие от Ватикана Мальтийский орден не имеет таких атрибутов, как территория или население. Тем не менее, Мальтийский орден поддерживает дипломатические отношения с государствами, обмениваясь соответствующими представительствами. Российская Федерация поддерживает с Мальтийским орденом официальные отношения через представителя РФ при Ватикане.
Все перечисленные
18Правосубъектность
Вопрос же о
признании международной
Одна группа ученых по-прежнему считает невозможным говорить о международной правосубъектности физических и юридических лиц. Особенностью этой группы является то, что в основе позиций ее представителей при общем выводе лежит не один, а три разных тезиса, в их различных вариациях. Одни из них делают основной упор на то, что физические и юридические лица не отвечают всем требованиям международной правосубъектности. В частности, они не могут являться сторонами международных договоров, т. е. не способны создавать международно-правовые нормы и обеспечивать их.
Вторые исходят из того, что нормы международных договоров хотя и могут наделять физических и юридических лиц правами и обязанностями, но делают это не непосредственно. В результате заключения международного договора соответствующие права и обязанности возникают не у физических или юридических лиц, а у заключившего договор государства. Такое государство во исполнение требований международно-правовых норм уже само наделяет субъектов национального права правами и обязанностями. Отсюда делается вывод, что коль скоро не происходит непосредственного наделения нормами международных договоров физических и юридических лиц правами и обязанностями, эти отношения не могут быть отнесены к категории международно-правовых. Поэтому нет и оснований говорить об индивидах (или юридических лицах) как о субъектах международного права.
Вторая группа ученых считает индивидов (и юридических лиц) субъектами международного права. Общую основу их позиции можно сформулировать следующим образом: в настоящее время права и обязанности индивидов (или государств по отношению к индивидам) закреплены во многих международных договорах. Нормы этих договоров непосредственно предоставляют индивидам право на обращение в международные судебные учреждения, определяют правовой статус отдельных категорий физических лиц (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т. д.), признают индивидов субъектами уголовной ответственности и т. д. Иначе говоря, нормы международного права непосредственно наделяют физических (и юридических) лиц правами и обязанностями, предоставляют им возможность вступать в международные отношения. Отсюда, по мнению этой группы ученых, следует вывод о том, что индивиды являются субъектами международного права, а раз так, то таким качеством обладают и юридические лица. Некоторые из них признают за индивидами международную правосубъектность вообще, без каких-либо оговорок. Они считают, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно, чтобы признать у индивида качества субъекта международного права. Другие, учитывая, что индивиды не могут заключать международные договоры, говорят об их специфической международной правосубъектности, временной международной правосубъектности на период своего участия в конкретном международном правоотношении, ограниченной международной правосубъектности.
19.Процесс международного нормотворчества.
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера. Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение, за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д. Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д. Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать с международным обыкновением – международная практика, за которой не признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в. Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).