Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по международному праву.
37 Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН создаются на основе отдельных международных договоров, наделяются государствами специальными полномочиями в специальных областях человеческой деятельности, связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве, утверждаемыми Генеральной Ассамблеей.
К специализированным учреждениям ООН относятся, в частности, Международная организация труда, учрежденная еще в 1919г., Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международное агентство по атомной энергии. Международный банк реконструкции и развития. Ряд специализированных учреждений ООН изначально создавался именно в таком качестве, при этом следует еще раз подчеркнуть автономный статус специализированных учреждений ООН, каждое из которых обладает собственной международной правосубъектностью.
В настоящий период существует 16 организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН. Функция по согласованию деятельности специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций специализированным учреждениям, Генеральной Ассамблее и членам ООН возложена на Экономический и Социальный Совет. В состав специализированных учреждений ООН, наряду с государствами-членами ООН, могут входить и другие государства, но порядок их приема является более сложным.
В некоторых случаях допускается ассоциированное членство несамоуправляющихся территорий.
38. Общая характеристика
Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера
Международное гуманитарное право — 1) в широком смысле — отрасль международного права, представленная совокупностью норм и принципов, закрепляющих международные стандарты в области прав человека. Нормы М.г.п. регулируют сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. Основу М.г.п. составляют права человека, т.е. права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные).
Основными международными документами в области прав человека являются: Устав ООН (содержит принципы о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии); резолюции международных организаций (ООН и ее специализированные учреждения, например МОТ, ЮНЕСКО), имеющие рекомендательный характер: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.; международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. Эти документы закрепляют стандарты в области прав человека. М.г.п., кроме того, охватывает документы СБСЕ, которые носят политический характер;
2) в более узком значении — совокупность обязательных для государств правовых норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны. Основными источниками М.г.п. в этом значении являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г.: 1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) Конвенция об обращении с военнопленными; 4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны, а также два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (№ 1), и Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
39. Сотрудничество государств в области прав человека.
Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.
Объем урегулированных международными
нормами отношений и качество
их регламентации свидетельствуют
о том, что в современном
Нормы данной отрасли права - преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в период вооруженных конфликтов (так называемые «законы и обычаи войны»).
Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа.
Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.
Помимо договоров и обычаев, нормы зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).
Международное право прав человека можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.
Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций.
Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.
В компетенцию международных
1) докладов государств-
2) сообщений государств-
3) индивидуальных петиций лиц,
утверждающих, что какое-либо из
их прав, зафиксированное в
47.Предотвращение вредных воздействий на окружающую среду.
Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах.Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы.Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз.Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса - в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только “перегрузки” для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.
Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.
Безотходным является такое производство,
в котором всё исходное сырьё
в конечном счёте превращается в
ту или иную продукцию.Экологически
чистыми являются и некоторые
альтернативные (по отношению к тепловым,
атомным и
Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно-нравственному возрождению согласно требованиям эпохи.
48.Обеспечение рационального использования природных ресурсов
Рациональное использование
Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые (энергия солнца, приливов и отливов, внутриземное тепло, атмосферный воздух, вода); возобновляемые ( почвенные, растительные, ресурсы животного мира) и невозобновляемые (полезные ископаемые, пространство обитания, энергия рек).
Возобновляемые природные