Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по международному праву.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Для классификации международных
организаций применяются
1. по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2. по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
в) межрегиональные – организации,
членство в которых ограничено определенным
критерием, выводящим их за рамки
региональной организации, но не позволяющим
стать универсальной. В частности,
участие в Организации стран-эк
3. по компетенции:
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
4. по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
5. с точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
6. по критерию структуры:
а) организации с упрощенной структурой;
б) организации с развитой структурой;
7. по критерию способа создания :
а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
34 Общая структура международных организаций.
Компетенция конкретной международной
организации оказывает
Структурно международные
Представительно-совещательные (высшие) органы международных организаций обычно состоят из представителей всех государств — членов организации и работают в сессионном режиме. В ООН таким органом является Генеральная Ассамблея, в ее состав входят все 185 государств — членов ООН (на 1 января 1998 г.). Представительно-совещательные органы правомочны рассматривать практически все вопросы, относящиеся к компетенции международной организации (выбор новых членов, выборы и назначение высших должностных лиц, выборы органов, утверждение бюджета и др.). При голосовании в Генеральной Ассамблее ООН, как и во многих других аналогичных с международных организаций, действует правило: одно государство - один голос.
В универсальных международных организациях исполнительные органы — это структурные элементы ограниченного о Исполнительный орган избирается обычно представит совещательным органом международной организации, из двух критериев: справедливого географического распределения мест в нем между государствами; особых интересов государств-членов.
35. ООН как универсальная
Организация Объединенных Наций является самой авторитетной, универсальной международной организацией, ответственной за судьбы мира.
В Уставе ООН закреплены следующие цели:
1) поддержание
международного мира и
2) развитие дружественных отношений между государствами;
3)осуществление
международного сотрудничества
с целью разрешения
Во имя достижения этих целей ООН руководствуется следующими принципами: суверенного равенства, разрешения споров мирными средствами, невмешательства вовнутренние дела государств, оказания помощи Организации каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, добросовестного выполнения обязательств, отказа от применения силы или от угрозы силой в любых случаях, не совместимых с уставом ООН.
Основными направлениями деятельности ООН являются:
а) поддержание мира и безопасности;
б) обеспечение сотрудничества государств в различных сферах;
в) защита прав человека;
г) кодификация и прогрессивное развитие международного права.
Хотя в деятельности
ООН и были определенные недостатки,
в целом следует признать, что
в деле сохранения всеобщего мира
на планете в последние
ООН преуспела
в решении проблем
В середине 70-х
годов были приняты важные международно-правовые
документы — «Хартия
С целью обеспечения защиты прав человека ООН созданы Комитет и Комиссия по правам человека; в рамках ООН были разработаны, приняты и подписаны Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международные пакты о правах человека от 19 декабря 1966 года и другие документы.
Согласно статье
13 Устава ООН, Генеральная Ассамблея
обязана «поощрять
За некоторым
исключением практически все
государства мира являются членами
ООН. Хотя членство в этой организации
и не порождает международной
правосубъектности государства, тем
не менее членство в ней свидетельствует
о признании мировым
36 Международные
организации регионального
Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональ¬ных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас¬ности, которые являются подходящими для региональных дей¬ствий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир¬ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь¬зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.
Региональный статус имеют также
отдельные общеполи¬тические
Для признания организации
1) пространственное единство
2) пространственное ограничение
целей, задач и действий
Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского един¬ства, Организация американских государств, Ассоциация госу¬дарств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовав¬шая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевро¬пейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятель¬ность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Госу¬дарств, поскольку формирование этой региональной организа¬ции связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.
Одна из особенностей Организации по безопасности и со¬трудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Сове¬щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей¬скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме¬рики и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские стра¬ны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред¬неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разру¬шает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.
Противоречивыми, с позиций регионального регулирова¬ния, являются черты Организации Североатлантического дого¬вора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Ка¬нада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Нор¬вегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточ¬ной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть террито¬рии которой находится в Азии). Применительно к первоначаль¬но намеченному региональному принципу обеспечения безопас¬ности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие 'государства Европы (например, территорию бывшей Югосла¬вии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.
Российская Федерация, возражая против планов расшире¬ния НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на пер¬вой стадии — Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Бал¬тии, не отвергает возможности координации взаимных отноше¬ний в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.
Позитивную роль в обеспечении
координации стран — чле¬нов
НАТО и не входящих в этот блок государств
могут сыграть Совет
26 мая 1997 г. в Париже подписан
Основополагающий акт о
Судьба НАТО тесно соприкасается
с состоянием и перспек¬тивами ОБСЕ.
С позиций международного права
недопустимы как
При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Меж¬ведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и вы¬полнению Основополагающего акта.