Шпаргиалка по международному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по международному праву.

Файлы: 1 файл

м п.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

Для классификации международных  организаций применяются различные  критерии:

1. по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

2. по кругу участников:

а) универсальные – открыты для  участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц  всех государств (Всемирный совет  мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

б) региональные – членами которых  могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного  географического региона (Организация  африканского единства, Организация  американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки  региональной организации, но не позволяющим  стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3. по компетенции:

а) общей компетенции  – деятельность затрагивает все  сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

б) специальной  компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации  могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

4. по характеру полномочий:

а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

5. с точки зрения порядка приема в международные организации:

а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

б) закрытые –  прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

6. по критерию структуры:

а) организации  с упрощенной структурой;

б) организации  с развитой структурой;

7. по критерию способа создания :

а) международные  организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

б) международные организации, созданные  на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

 

 

34 Общая структура международных  организаций.

Компетенция конкретной международной  организации оказывает непосредственное влияние на организационно-правовой механизм ее деятельности. Вместе с  тем в структуре и правовой основе деятельности международных организаций можно выделить то общее, что присуще большинству из них.

Структурно международные организации, как правило, состоят из следующих  элементов: представительно-совещательного (высшего) органа; исполнительного органа; административного органа; комитетов и комиссий по определенным вопросам.

Представительно-совещательные (высшие) органы международных организаций  обычно состоят из представителей всех государств — членов организации  и работают в сессионном режиме. В ООН таким органом является Генеральная Ассамблея, в ее состав входят все 185 государств — членов ООН (на 1 января 1998 г.). Представительно-совещательные органы правомочны рассматривать практически все вопросы, относящиеся к компетенции международной организации (выбор новых членов, выборы и назначение высших должностных лиц, выборы органов, утверждение бюджета и др.). При голосовании в Генеральной  Ассамблее ООН, как и во многих других аналогичных с международных организаций, действует правило: одно государство - один голос.

В универсальных международных организациях исполнительные органы — это структурные элементы ограниченного о Исполнительный орган избирается обычно представит совещательным органом международной организации, из двух критериев: справедливого географического распределения мест в нем между государствами; особых интересов государств-членов.

 

 

35. ООН как универсальная международная  организация.

Организация Объединенных Наций является самой авторитетной, универсальной  международной организацией, ответственной  за судьбы мира.

В Уставе ООН закреплены следующие цели:

1) поддержание  международного мира и безопасности;

2) развитие  дружественных отношений между  государствами;

3)осуществление  международного сотрудничества  с целью разрешения возникающих  проблем в разных сферах.

Во имя достижения этих целей ООН руководствуется следующими принципами: суверенного равенства, разрешения споров мирными средствами, невмешательства вовнутренние дела государств, оказания помощи Организации каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, добросовестного выполнения обязательств, отказа от применения силы или от угрозы силой в любых случаях, не совместимых с уставом ООН.

Основными направлениями  деятельности ООН являются:

а) поддержание  мира и безопасности;

б) обеспечение  сотрудничества государств в различных сферах;

в) защита прав человека;

г) кодификация  и прогрессивное развитие международного права.

Хотя в деятельности ООН и были определенные недостатки, в целом следует признать, что  в деле сохранения всеобщего мира на планете в последние десятилетия есть и существенная заслуга ООН. Разоружение, как известно, является важным средством обеспечения мира и международной безопасности. Достаточно упомянуть, что по линии ООН в 70-е и 80-е годы были проведены специальные сессии Генеральной Ассамблеи, принят ряд важных конвенций, связанных с проблемами разоружения.

ООН преуспела  в решении проблем международного экономического и социального сотрудничества. Для этого ею создан целый ряд  вспомогательных органов, комитетов  и комиссий. Можно упомянуть в  этой связи Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программу развития ООН.

В середине 70-х  годов были приняты важные международно-правовые документы — «Хартия экономических  прав и обязанностей государств»  и «Декларация об установлении нового международного экономического порядка».

С целью обеспечения  защиты прав человека ООН созданы  Комитет и Комиссия по правам человека; в рамках ООН были разработаны, приняты  и подписаны Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международные  пакты о правах человека от 19 декабря 1966 года и другие документы.

Согласно статье 13 Устава ООН, Генеральная Ассамблея  обязана «поощрять прогрессивное  развитие международного права и  его кодификацию». В рамках ООН  эту работу выполняют Комиссия международного права (учреждена Генеральной Ассамблеей в 1947 году), Комиссия ООН по праву международной торговли (учреждена в 1966 году), Комиссия по правам человека, Комитет по правам женщин, Международный Суд, а также некоторые другие органы и подразделения Секретариата ООН.

За некоторым  исключением практически все  государства мира являются членами  ООН. Хотя членство в этой организации  и не порождает международной  правосубъектности государства, тем  не менее членство в ней свидетельствует  о признании мировым сообществом  это¬го государства, содействует установлению и развитию его отношений с другими государствами и международными организациями.

 

36 Международные  организации регионального характера

Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональ¬ных соглашений или  органов для разрешения таких  вопросов, относящихся к поддержанию  международного мира и безопас¬ности, которые являются подходящими для  региональных дей¬ствий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир¬ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь¬зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также  отдельные общеполи¬тические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположен¬ных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их раз¬мещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение  целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному  составу функциональная ориентация  без притязаний на вмешательство  в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского  моря, Организация африканского един¬ства, Организация американских государств, Ассоциация госу¬дарств Юго-Восточной  Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовав¬шая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевро¬пейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятель¬ность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Госу¬дарств, поскольку формирование этой региональной организа¬ции связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и со¬трудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Сове¬щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей¬скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме¬рики и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские стра¬ны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред¬неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разру¬шает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

Противоречивыми, с позиций регионального  регулирова¬ния, являются черты Организации  Североатлантического дого¬вора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Ка¬нада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Нор¬вегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточ¬ной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть террито¬рии которой находится в Азии). Применительно к первоначаль¬но намеченному региональному принципу обеспечения безопас¬ности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие 'государства Европы (например, территорию бывшей Югосла¬вии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.

Российская Федерация, возражая против планов расшире¬ния НАТО за счет включения  стран Восточной Европы (на пер¬вой  стадии — Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Бал¬тии, не отвергает  возможности координации взаимных отноше¬ний в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.

Позитивную роль в обеспечении  координации стран — чле¬нов  НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет Евроатлантического партнерства и совместная програм¬ма "Партнерство во имя мира".

26 мая 1997 г. в Париже подписан  Основополагающий акт о взаимных  отношениях, сотрудничестве и безопасности  между Российской Федерацией  и Организацией Североатлантическо¬го  договора, определяющий механизм  консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО.

Судьба НАТО тесно соприкасается  с состоянием и перспек¬тивами ОБСЕ. С позиций международного права  недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно по¬пытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ — это все без исключения государства Евро¬пы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасно¬сти и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Меж¬ведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и вы¬полнению Основополагающего акта.

Информация о работе Шпаргиалка по международному праву