Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по международному праву.
20.Классификация норм международного права.
Норма МП - это юридически обязательное правило по¬ведения общего характера, созданное субъектами совре¬менного международного права. Процесс создания норм МП отличается от процесса создания внутригосударствен¬ных норм. В межд. правообразовании не существует зако¬нодательных органов, которые бы занимались правотвор¬чеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве межд.-правовых. Формообразование в МП носит согласительный харак¬тер. Соглашение субъектов МП может быть явно выраже¬но или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с дого¬ворными нормами, во втором - с обычными нормами.
Нормы МП классифицируются по различным основаниям.
1.По своей юридической силе: императивные - устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять. диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других го¬сударств.
2.По сфере действия:универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства госу¬дарств мира.
3.По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.
4.По функциям в системе: материальные; процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП.
5.По источнику: обычные; договорные; нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы
21.Порядок формирования норм международного права.
В сфере международных отношений отсутствуют специ¬альные нормотворческие органы. Нормы международного пра¬ва создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две ста¬дии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.
Формирование позиции государства начинается с осозна¬ния своих интересов и потребностей, а также понимания воз¬можности защитить (удовлетворить) их с помощью других го¬сударств или совместно с ними.Специфика создания обычных норм международного пра¬ва заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения призна¬ются в качестве обязательных (opinio juris).
Факт рождения договорной нормы (или иной документаль¬но закрепленной нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим про¬исхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обра¬щен в будущее, в котором может быть реализовано его регули¬рующее предназначение.
22.Соотношение международного
Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП – двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос. границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет – обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами – имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно – то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на свое нац. законодательство при международном спореСоотношение международного и внутригосударственного права
Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).
Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).
Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.
Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредст-
Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредстВенное (прямое) действие НОрМ международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.
23.Международное право,
Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений.
Международные отношения, внешняя политика, дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процессов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность. Поэтому важнейшим средством осуществления внешней политики государств является дипломатия.
Осуществление внешней политики и дипломатическая практика должны соответствовать международному праву.
Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике. Отсюда возникает проблема соотношения внешней политики и международного права, которое представляет не только научный интерес, но и практический.
Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права в системе международных отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами международного права.
Международное право, внешняя политика и дипломатия - явления не только взаимосвязанные, но и во многом переплетающиеся. Поэтому исследование какого-либо из них в отдельности невозможно. Политика каждого государства как единого целого делится в зависимости от сферы приложения на внутреннюю и внешнюю, но обе они имеют единые социальные и экономические корни.
Внешняя политика государства реализуется в рамках международной системы, где она взаимодействует с внешней политикой других государств и их союзов, испытывает воздействие международных организаций. Внешнеполитическое поведение государства непосредственно определяется не только внутренними факторами но и состоянием международной системы, которое с одной стороны налагает ограничения на внешнюю политику, а с другой - предоставляет возможности для определенных внешнеполитических акций.
"Внешняя политика - понятие весьма широкое. Оно включает в себя внешнеполитический курс государства, внешнеполитические доктрины, концепции, органы, осуществляющие внешнеполитические функции, и, главное - внешнеполитическую деятельность, или внешнеполитическое поведение государства. Именно в процессе внешнеполитической деятельности государств создаются и реализуется нормы международного права".
24.Характеристика институтов
В международном праве сложился институт признания. Международно правовое признание Государства сотрудничают друг с другом только в случае, когда они признают друг друга в качестве суверенного партнера Вопрос о признании встает при появлении нового государства (в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении части государства в целях образования самостоятельного государства и в ряде других случаев), которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему путем официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей и т.п.). Вопрос о признании нового правительства возникает в случае его смены в государстве неконституционным путем — не в результате очередных выборов, а как итог переворота или революции.
Институт двугражданства возникает изза различия национальных законов о приобретении гражданства. Если в государстве А его гражданином становится каждый, кто родился на его территории (право почвы), а в государстве В его гражданином становится каждый, родившийся от родителей — граждан этого государства независимо от места рождения (право крови), то при рождении ребенка на территории государства А от родителей — граждан государства В он получает право сразу на два гражданства. Двугражданство лиц создает неудобства для государственных органов всех стран и для других лиц, вступающих в правовые отношения с бипатридами (лицами с двойным гражданством). Устраняются эти неудобства путем заключения межгосударственных соглашений.
В международном праве известен институт права убежища. Беженцы и иностранные граждане не считаются лицами, получившими в государстве право убежища. Убежище предоставляется иностранцам по их просьбе на строго индивидуальной основе. Если государство предоставило лицу право убежища, оно не имеет права высылать его или выдавать другим государствам.
Право убежища не предоставляется уголовным преступникам и лицам, совершившим преступление по международному праву (например, военным преступникам).
25.Понятие территории в
Под территорией (в широком смысле)
в международном праве
1.государственная территория;
2.территория с международным режимом;
3.территории со смешанным режимом.
Государственной территорией является
такая территория, которая находится
под суверенитетом
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа - международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.
33 Классификация международных организаций
Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.