Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:30, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие принципа мирного разрешения международных споров;
- описать становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве;
- охарактеризовать непосредственные переговоры как ведущее средство мирного решения международных разногласий;
- дать понятие и изложить добрые услуги и посредничество в международных спорах;
- описать международную следственную процедуру и международную согласительную процедуру;
- проанализировать разрешение споров международными организациями.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАниЕ ПРИНЦИПА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Понятие принципа мирного разрешения международных споров
1.2 Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
2.1. Непосредственные переговоры - ведущее средство мирного решения международных разногласий
2.2. Добрые услуги и посредничество
2.3. Международная следственная процедура (обследование) и международная согласительная процедура
3. РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Организация Объединенных Наций
3.2. Мирное разрешение споров в международных региональных Организациях
3.3. Международный коммерческий арбитраж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При этом следует иметь
в виду, что термин "местные
споры", о котором идет речь в
ст. 52 Устава ООН, не тождествен понятию
"региональный спор". Региональный
спор может не иметь характера
спора, указанного в ст. 33 Устава, и
тогда он является местным по своему
значению и может подлежать
Все это убедительно подтверждает тесное взаимодействие и взаимную связь положений глав VI и VIII Устава ООН.
Отмечая взаимодействие положений
глав VI и VIII Устава (ст. 52), положения
ст. 52 и гл. VI о порядке разрешения
споров, угрожающих миру, в сущности,
идентичны. И в том и в другом
случае речь идет о том, что члены
ООН должны, прежде всего, стараться
("приложить все свои усилия")
разрешить такие споры
Право государств-членов региональных
организаций непосредственно
Итак, изложенное позволяет сделать общий вывод: региональные организации обладают достаточно широкой самостоятельностью по урегулированию чисто местных споров. В то же время наряду с другими мирными средствами они могут быть использованы и для урегулирования споров и улаживания ситуаций, продолжение которых может быть чревато угрозой международному миру и безопасности, но их компетенция по отношению к этой категории споров и ситуаций имеет субсидиарный, вспомогательный характер. Решающие полномочия здесь принадлежат Совету Безопасности ООН. Рассмотрим процедуру мирного урегулирования в некоторых существующих международных региональных организациях. Лига арабских государств (ЛАГ). Лига арабских государств, созданная в соответствии со своим Пактом от 22 марта 1945 г. и включающая все независимые арабские государства Ближнего и Среднего Востока, является хронологически первой региональной политической организацией. В этом качестве она официально признана 11 сессией Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 1947 г.
Хотя Пакт ЛАГ принимался до подписания Устава ООН, его положения соответствуют Уставу ООН - как его целям и принципам, так н постановлениям о региональных органах и соглашениях и о мирном разрешении споров.
Общие обязательства членов ЛАГ по мирному урегулированию споров предусмотрены в ст. V Пакта Лиги, в ст. I Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве стран - членов ЛАГ от 13 апреля 1950 г., а также в многочисленных двусторонних договорах между государствами - членами ЛАГ.
Статья V Пакта ЛАГ определяет: "Запрещается прибегать к силе для урегулирования споров, которые могут возникнуть между двумя государствами - членами Лиги...". Статья I Договора от 13 апреля 1950 г. устанавливает, что "договаривающиеся государства, заботясь о поддержании и упрочении безопасности и мира, подтверждают свое желание разрешать мирными средствами все международные споры как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с другими государствами".
Из смысла цитируемых статей следует, что споры между членами Лиги арабских государств подлежат урегулированию как путем традиционной процедуры, предусмотренной в ст. 33 Устава ООН, так и путем рассмотрения спора в Совете Лиги - высшем органе организации.
Сами споры, которые должны быть урегулированы мирным путем, Пакт ЛАГ подразделяет на две группы. Первая-это споры, "не затрагивающие независимости, суверенитета и территориальной целостности государств". Очевидно, что по своему характеру эта категория споров соответствует спорам, определенным в ст. ст. 38 и 52 Устава ООН. Ко второй группе Пакт ЛАГ относит любой спор, который может привести к войне между двумя государствами - членами Лиги или между государством - членом Лиги и третьей стороной. Очевидно, здесь имеются в виду споры, которые по своему характеру близки к спорам, указанным в ст. 33 Устава ООН. И та и другая категории споров могут быть урегулированы путем региональной процедуры в Совете Лиги. Однако процедура разрешения их в Совете различна.
Рассмотрение в Совете споров, не затрагивающих независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, может иметь место в соответствии с п. 1 ст. V Пакта ЛАГ только после обращения в Совет обеих спорящих сторон. В этом случае решение Совета, принимаемое большинством голосов, будет являться обязательным и окончательным, то есть Совет будет выполнять роль международной арбитражной или судебной инстанции.
В этом случае стороны спора не имеют права участвовать в обсуждении и решении его в Совете. Урегулирование споров второй категории может последовать по инициативе Совета Лиги, который, говорится в ст. V Пакта, "предложит свои услуги в любом споре, который может привести к войне между двумя государствами-членами Лиги или между государством-членом Лиги и третьей стороной". Из смысла п. п. 3 и 4 ст. V Пакта следует, что решения Совета по урегулированию споров данной категории не имеют для сторон обязательного значения, то есть что в данном случае Совет выступает в качестве примирительной инстанции, осуществляя функции добрых услуг, посредничества, следственной или согласительной процедуры. Именно эти функции Совет осуществлял во всех случаях урегулирования конфликтов между арабскими государствами. Практика разрешения споров между государствами - членами Лиги показывает, что их рассмотрение в большинстве случаев происходило в соответствии с принципами Устава ООН и положениями Пакта ЛАГ и нередко приводило к положительным результатам. В этом плане следует особенно отметить успешную деятельность посреднической миссии ЛАГ, возглавляемой помощником Генерального секретаря Лиги Салимо аль-Яфи (Ливан) и состоящей из представителей Египта, Сирии, Алжира и Кувейта, по урегулированию вооруженного конфликта, спровоцированного реакционными силами на Аравийском полуострове, связанными с Саудовской Аравией и западными государствами, между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемен в сентябре - октябре 1972 года. Миссия ЛАГ провела десятидневные переговоры в столицах обоих конфликтующих государств, а также в Каире в целях прекращения вооруженных столкновений на границах и политического урегулирования конфликта. В результате между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня, и открылись переговоры по всем спорным вопросам, которые успешно были завершены.
Организация африканского единства (ОАЕ), созданная 25 мая 1963 г., - это общеконтинентальная межгосударственная организация независимой Африки, крупнейшая среди современных региональных организаций мира. В нее входят 42 независимых государства, то есть все государства континента.
Организация африканского единства
полностью соответствует
Среди главных принципов
Организации, закрепленных в ст. 3 Хартии
ОАЕ, особо выделены "уважение суверенитета
и территориальной целостности
каждого государства" и "мирное
урегулирование спорных вопросов путем
переговоров, посредничества, примирения
и арбитража"105. Эти принципы полностью
соответствуют известным
Выделение этих принципов для африканских государств имеет особое значение. Дело в том, что на африканском континенте существует наибольшее количество пограничных районов, принадлежность которых оспаривается теми или иными государствами, и в этих районах нередко возникают сложные конфликты.
Система методов мирного
разрешения споров, установленная в
ст. 4 Хартии ОАЕ, в принципе соответствует
системе, закрепленной в ст. 33 Устава
ООН. Но, в отличие от Устава ООН,
который перечисляет семь мирных
средств с оговоркой "и иными
мирными средствами по своему выбору".
Хартия ОАЕ круг средств мирного
урегулирования ограничивает лишь четырьмя
- переговоры, посредничество, примирение
и арбитраж. Все эти средства (за
исключением арбитража) представляют
собой дипломатические методы. Арбитраж
до сих пор не нашел практического
применения между африканскими государствами.
А судебная процедура и вовсе
не нашла закрепления в Хартии
ОАЕ, поскольку развивающиеся
Состав, структура и полномочия Комиссии определены специальным Протоколом, который был подписан на первой Конференции глав государств и правительств стран-членов ОАЕ в Каире 21 июля 1964 г.
В соответствии со ст. ст. 2 и
3 Протокола Комиссия по посредничеству,
примирению и арбитражу состоит
из 21 члена, избираемого Конференцией
глав государств и правительств сроком
на пять лет и могущих быть переизбранными.
При этом никакие два члена
Комиссии не могут быть гражданами
одного государства. Членами Комиссии
могут быть лица с признанной профессиональной
квалификацией. Конференция глав государств
и правительств ОАЕ из числа членов
Комиссии избирает ее председателя и
двух заместителей, которые образуют
Бюро Комиссии и несут ответственность
за консультации со сторонами относительно
изыскания способов урегулирования
спора в соответствии с Протоколом
Комиссии. Кроме того, предусмотрено,
что Комиссия назначает Секретаря-
В полном соответствии с принципами регионализма ст. 12 Протокола оговаривает, что Комиссии подведомственны только споры между государствами - членами ОАЕ. Статья 13 Протокола устанавливает, что спор может быть передан в Комиссию заинтересованными сторонами, Советом министров или Конференцией глав государств и правительств [38. с. 18].
В Протоколе четко отграничены
друг от друга процедуры
Посредничество. Регламентируя в ст. 20 процедуру посреднического разбирательства, Протокол предусматривает, что, когда спор между государствами - членами ОАЕ передан в Комиссию для посредничества, Председатель, с согласия сторон, назначает одного или более членов Комиссии посредничать в споре. Статья 21 определяет процедуру и окончание посреднической миссии: "1. Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон. 2. Посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме. 3. Если меры, предложенные посредником, приняты, они становятся основой протокола о соглашении между сторонами".
Примирение. Основанном для
процедуры примирения служит в соответствии
со ст. 22 Протокола поданная на имя
председателя Комиссии в виде петиции
просьба одной или обеих
По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, из которых трое назначаются председателем Комиссии из числа ее членов и по одному - каждой стороной спора. Председатель Совета примирителей назначается председателем Комиссии из числа ее членов.
Обязанностью Совета примирителей, как это установлено в ст. 24 Протокола, являются "выяснение проблем спора и предпринятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях".
В результате разбирательства спора Совет примирителей должен представить доклад, констатирующий либо то, что стороны пришли к соглашению, и, если имеется необходимость, условия соглашения и любые рекомендации для урегулирования спора, данные Советом, либо, что урегулирования достичь было невозможно (ст. 26). Следовательно, как по своему составу, так и по задачам и характеру правового воздействия на стороны Совет примирителей играет роль международной согласительной комиссии.
Арбитраж. Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу предусматривает, что в определенных случаях спор может (на основе заключаемого между сторонами компромисса) стать предметом арбитражного разбирательства.
Создание постоянной Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу позволяет спорящим сторонам обойтись без образования в каждом конкретном случае специальных комиссий для изучения и дачи рекомендаций по спорам, требующим быстрого и оперативного разрешения. Наряду с использованием механизма ОАЕ государствами - членами этой организации применяются также традиционные международно-правовые средства мирного разрешения.
Информация о работе Средства мирного разрешения международного спора