Средства мирного разрешения международного спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие принципа мирного разрешения международных споров;
- описать становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве;
- охарактеризовать непосредственные переговоры как ведущее средство мирного решения международных разногласий;
- дать понятие и изложить добрые услуги и посредничество в международных спорах;
- описать международную следственную процедуру и международную согласительную процедуру;
- проанализировать разрешение споров международными организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАниЕ ПРИНЦИПА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Понятие принципа мирного разрешения международных споров
1.2 Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
2.1. Непосредственные переговоры - ведущее средство мирного решения международных разногласий
2.2. Добрые услуги и посредничество
2.3. Международная следственная процедура (обследование) и международная согласительная процедура
3. РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Организация Объединенных Наций
3.2. Мирное разрешение споров в международных региональных Организациях
3.3. Международный коммерческий арбитраж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Средства мирного разрешения международных споров.docx

— 185.91 Кб (Скачать файл)

По аналогичным правилам, как и Арбитражный регламент  ЮНСИТРАЛ, применяются также Арбитражный  Регламент Европейской Экономической  Комиссии ООН 1966 г. и Правила международного коммерческого арбитража Экономической  Комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1976 г. Для оказания практической помощи арбитрам и сторонам арбитражного разбирательства ЮНСИТРАЛ в 1982 г. были приняты носящие рекомендательно-вспомогательный  характер Рекомендации арбитражным  учреждениям и другим заинтересованным организациям по проведению арбитражей в соответствии с Арбитражным  регламентом ЮНСИТРАЛ, а в 1996 г. - Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации  арбитражного разбирательства, которые  содержат примерный перечень и характеристику обстоятельств, которые следует  учитывать при подготовке и проведении арбитражного разбирательства. Национально-правовое регулирование отношений в сфере  международного коммерческого арбитража  осуществляется различными способами. В одних государствах данные отношения регулируются в общих процессуальных законах, обычно - гражданских процессуальных кодексах. В других государствах приняты самостоятельные законы о международном коммерческом арбитраже.

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-3 «О международном  арбитражном (третейском) суде», в ред. Закона от 27 декабря 1997 г. № 344-3, вступил  в силу с 24 сентября 1999 г. - через 2 месяца после опубликования. До вступления в силу Закона отношения в области  международного коммерческого арбитража  на территории Республики Беларусь регулировались постановлением Кабинета Министров  Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 89 «О Международном арбитражном  суде при Белорусской торгово-промышленной палате» и некоторыми иными нормативным  актами. Закон разработан на основе Типового закона, состоит из 10 глав и 47 статей, регулирует принципы деятельности международного арбитражного суда, форму, содержание арбитражных соглашении и последствия их заключения, порядок  арбитражного разбирательства и  иные отношения в сфере международного коммерческого арбитража. Тем не менее, Закон содержит и некоторые  отличия от Типового закона. Во-первых, в Законе местами несколько уточнены терминология и подходы к регулированию  тех или иных институтов (например, несколько по-иному, чем в Типовом  законе, определен момент начала производства по делу в арбитражном суде и т.д.)3. Во-вторых, в Закон включены нормы  о статусе и порядке создания постоянно действующего международного арбитражного суда (гл. 2), которые отсутствуют  в Типовом законе, а также норма  о принципах деятельности международного арбитражного суда (ст. 3 Закона). В-третьих, в отличие от Типового закона, в  отечественный Закон во избежание  ненужного дублирования не включены нормы об основаниях к отказу в  признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, т.к. подобные нормы содержатся в  других законодательных актах Республики Беларусь. Между отечественным Законом  и Типовым законом имеются  и некоторые иные отличия. Отношения  в области международного коммерческого арбитража регулируются и иными законодательными актами Республики Беларусь, в частности, ХПК и ГПК, которые: а) содержат нормы, регулирующие порядок признания и принудительного исполнения на территории Республики Беларусь иностранных арбитражных решений и устанавливающие основания для отказа в их признании и принудительном исполнении; б) регулируют исполнительное производство, в том числе - исполнение решений международных арбитражных судов; в) определяют, какие процессуальные действия должен совершить хозяйственный или общий суд, если в него поступает иск по спору, по которому имеется вынесенное решение арбитражного суда, или в отношении которого сторонами заключено арбитражное соглашение; г) содержат некоторые иные нормы, имеющие в определенных случаях значение для арбитражного разбирательства. В соответствии со ст. 5 Закона источниками правового регулирования деятельности международного арбитражного суда, кроме актов национального законодательства и международных договоров Республики Беларусь, являются также арбитражные регламенты - своды правил, регулирующих организацию постоянно действующего арбитражного суда и процесс разрешения споров в нем. Нормотворчество в сфере международного коммерческого арбитража обладает определенными содержательными особенностями. Многие нормы международного и национального права, регулирующие отношения в данной области, были сформулированы в современном виде и включены в международные договоры и национальные законы под влиянием подходов к разрешению тех или иных казуистических вопросов, первоначально выработанных в правоприменительной практике. Так, правила «компетенции» арбитража, «автономности» арбитражного соглашения от договора, к которому оно относится, и многие другие правила вначале, не будучи закрепленными, в позитивном законодательстве, нашли свое выражение на уровне решений арбитражных учреждений и судов разных государств по конкретным делам. В дальнейшем правильность соответствующих подходов, выработанных в практике, была надлежащим образом теоретически обоснована в правовой доктрине, и лишь затем соответствующие правила в виде юридических норм были закреплены в международных договорах, международных модельных документах и национальных законах государств.

Изучение функционирования различных форм коммерческого арбитража, содержания международных договоров  и национальных законов различных  государств позволяет классифицировать международные арбитражные суды по определенным основаниям.

По сроку существования  международные арбитражные суды делятся на:

- постоянно действующие  (институциональные);

- временно создаваемые.

Постоянно действующие арбитражные  суды существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров. Они функционируют без перерыва и не прекращают свое действие с  рассмотрением какого-либо конкретного  дела. Как правило, такие арбитражи  создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный  аппарат, собственные правила процедуры  — регламенты. При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать несколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража. Обычно законы государств не устанавливают ограничений по кругу организаций, которые могут создавать институциональные арбитражные суды. Таких судов (арбитражных центров) в государстве может существовать неограниченное количество. При этом постоянно происходит появление новых институциональных арбитражных судов и прекращение деятельности ранее существовавших [17. с. 117].

Наиболее авторитетными  и популярными в мировой коммерческой практике институциональными арбитражными центрами в настоящее время являются следующие: Международный арбитражный  суд Международной торговой палаты (МТП) создан в 1923 г. и является ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако на более чем 80% дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 января 1998 г. Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько Регламентов для различных процедур арбитража, которые действуют в редакциях, вступивших в силу с 1 апреля 1999 г. Оговорки о рассмотрении споров в данном арбитражном суде очень часто включались в период существования СССР в контракты между советскими внешнеторговыми организациями и их иностранными контрагентами. В настоящее время данный арбитражный суд продолжает оставаться популярным среди субъектов государств Скандинавии, Российской Федерации, Украины и т.д. Лондонский суд международного арбитража существует как внутренний третейский суд с 1892 г., как международный - функционирует с 1981 г. Популярен среди субъектов из Великобритании, государств Британского Содружества. Действующий Регламент вступил в силу с 1 января 1998 г., отличается от регламентов иных арбитражных центров достаточно существенной детализацией правил арбитражной процедуры. Американская арбитражная ассоциация существует с 1922 г., штаб-квартира находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, высокого размера судебных расходов в государственных судах популярность третейского разбирательства в США крайне велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 споров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет более трех десятков различных регламентов для рассмотрения различных категорий дел с учетом их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Действующий в настоящее время Арбитражный регламент ААА для разрешения международных споров вступил в силу с 1 июля 2003 г. Устойчивую положительную репутацию и значительную популярность имеют также Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики в Вене, Немецкий институт арбитража, арбитражные суды при торгово-промышленных палатах Женевы, Цюриха и т.д.

На постсоветском пространстве наиболее авторитетным институциональным  арбитражным судом является Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, который является правопреемником постоянно действующего арбитражного учреждения, существовавшего с 1932 г. при ТПП СССР и именовавшегося в различные годы Внешнеторговой арбитражной комиссией и Арбитражным судом. Рассматривает в год около 500 дел, продолжает оставаться популярным как среди субъектов Российской Федерации и других государств бывшего СССР и бывшего СЭВ, так и среди субъектов иных государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 мая 1995 г.

В Республике Беларусь Законом  определены некоторые особенности  юридического статуса и порядка  создания постоянно действующего арбитражного суда. В ст. 6 Закона дается определение  такого суда как негосударственной  некоммерческой организации, осуществляющей свою деятельность на возмездной основе, т.е. постоянно действующий арбитражный  суд является одним из видов некоммерческих организаций. Создан такой суд может  быть только некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой  является содействие осуществлению  внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями. Суд должен иметь  устав и подлежит государственной  регистрации в Министерстве юстиции  Республики Беларусь в порядке, установленном  постановлением Совета Министров от 27 декабря 1999 г. № 2013 «О государственной  регистрации постоянно действующих  международных арбитражных (третейских) судов» и Положением о государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, утвержденным постановлением Министерства юстиции от 25 февраля 2000 г. № 41. Единственным постоянно действующим международным арбитражным судом в Республике Беларусь является созданный в 1994 г. Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате. Его действующий Регламент утвержден Президиумом БТПП 6 июня 2001 г., вступил в силу с этой же даты, в настоящее время действует с изменениями, внесенными постановлением Президиума БТПП от 1 ноября 2001 г.

Арбитражный суд ай-Нос  учреждается сторонами для разрешения конкретного дела, после его разрешения - прекращает свое существование. Такие  суды не имеют аппарата, порядок  рассмотрения споров в них полностью  определяется сторонами.

Рассмотрение споров и  в институциональном арбитражном  суде, и в арбитражном суде ай-Нос  имеет свои преимущества. Так, торгово-промышленная палата, биржа, иная аналогичная организация  обычно пользуется авторитетом у  участников экономических отношений. Соответственно, и созданный при  ней арбитражный суд будет  пользоваться доверием и популярностью. Кроме того, вследствие указанных  обстоятельств такой суд сможет привлечь к рассмотрению споров в  качестве арбитров квалифицированных  специалистов в соответствующих  отраслях. В институциональном арбитраже  существуют юридические механизмы, которые позволяют вести арбитражное  разбирательство даже в тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от участия в нем, например, не назначает  арбитров, уклоняется от достижения соглашения с другой стороной о процедуре  арбитража и т.д. Любой институциональный  арбитраж имеет свои правила процедуры - регламент или несколько регламентов, которыми регулируется порядок рассмотрения споров данным судом и которые  подлежат применению при рассмотрении спора, если только стороны прямо  не договорились об иных правилах. В  институциональном арбитражном  суде имеется канцелярия (аппарат), которая совершает все технические и вспомогательные действия, создавая необходимые условия для рассмотрения дела, в частности осуществляет коммуникацию со сторонами, арбитрами, рассылку процессуальных документов, уведомлений, постановлений арбитражного суда. Институциональные арбитражные суды, кроме того, являются научно-исследовательскими центрами, осуществляют изучение и обобщение арбитражной практики, способствуют обмену знаниями и опытом между арбитрами, единообразному применению юридических норм по рассматриваемым делам. Однако в арбитражном суде ай-Нос существует большая свобода для усмотрения сторон при определении порядка арбитражного разбирательства, больше условий для обеспечения полной конфиденциальности рассмотрения спора (отсутствуют архивы и т.д.), рассмотрение дела в таком арбитраже зачастую связано с меньшими расходами.

Анализ договорной практики позволяет утверждать, что и к  институциональным арбитражам, и  к арбитражам ай-Нос участники  международных экономических связей обращаются примерно в равной мере. Кроме того, в последнее время  в арбитражной практике наметилась определенная тенденция к сближению  обоих видов арбитражей. В частности, во второй половине XX в. возник такой юридический феномен, как «администрируемый» арбитраж ай-Нос. Аппараты институциональных арбитражных судов или иные организации (именуемые в данном случае администрирующим органом) на определенных условиях организуют проведение арбитражных разбирательств ай-Нос, выполняя требуемые действия по назначению арбитров, организации коммуникации между сторонами, арбитрами, рассылке уведомлений, организации аренды помещений для проведения заседаний и т.д. При этом в иностранной литературе различают «полностью администрируемый» и «частично администрируемый» арбитраж ай-Нос. Многие арбитражные учреждения имеют специальные регламенты, которые регламентируют процедуру «администрирования» данным учреждением арбитража, проводимого по процедуре ай-Нос [15. с. 218].

Аналогичный по содержанию документ для Международного коммерческого  арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации - Правила  по оказанию содействия Международным  коммерческим арбитражным судом  при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ - утвержден Торгово-промышленной палатой  Российской Федерации 9 декабря 1999 г. Существуют подобные правила процедуры и  в иных арбитражных учреждениях. Кроме того, существование Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ и иных субсидиарных арбитражных регламентов значительно  облегчают субъектам организацию  и осуществление арбитражной  процедуры ай-Нос, так как стороны  могут в арбитражном соглашении не регулировать детально весь порядок  арбитражного разбирательства, а просто сделать отсылку к соответствующему регламенту. В настоящее время  международные договоры, а также  национальные законы большинства государств закрепляют равный правовой статус, как  институциональных арбитражных  судов, так и арбитражных судов  ай-Нос, и равное юридическое значение их решений. Классификацию институциональных  арбитражных судов можно также  проводить по следующим основаниям.

По субъектному признаку компетенции: а) арбитражные суды, которые  рассматривают только международные  споры, т.е. споры с участием иностранных  юридических и физических лиц  либо организаций с иностранными инвестициями (их участников) или международных  организаций (таковы, например, МКАС при  ТПП Российской Федерации, МКАС при  ТПП Украины и т.д.); б) арбитражные  суды, которые рассматривают только споры с участием субъектов одного государства (внутренние споры); в) арбитражные  суды, которые рассматривают и  внутренние споры, и международные  споры.

По предметному признаку: а) арбитражные суды общей компетенции, которые рассматривают любые  гражданско-правовые споры в сфере  международных и иных гражданско-правовых отношений (таковыми являются большинство  вышеупомянутых институциональных  арбитражных судов, например, Международный  арбитражный суд МТП, Арбитражный  институт Стокгольмской торговой палаты, МКАС при ТПП Российской Федерации, МАС при БТПП и т.д.); б) арбитражные  суды специальной компетенции (специализированные арбитражные суды), которые рассматривают  только споры, вытекающие из международных  экономических отношений правоотношений определенного вида. Например, распространены специализированные морские арбитражи, рассматривающие споры, вытекающие из отношений в сфере международных  морских перевозок грузов и сопутствующих  отношений (например, Лондонская ассоциация морских арбитров, Палата морского арбитража в Париже, Немецкая морская  арбитражная ассоциация, Морская  арбитражная комиссия при ТПП  Российской Федерации). Существуют арбитражи, рассматривающие споры, вытекающие из сделок, предметом которых является определенный вид товара (например, арбитражи, создаваемые при отраслевых товарных биржах, - арбитражный суд  Бременской хлопковой биржи) и т.д. В Республике Беларусь в 1996 г. в составе  МАС при БТПП был создан специализированный арбитражный суд - Морская арбитражная  комиссия (МАК) МАС при БТПП, регламент  которой, именуемый Правила ми производства дел в МАК МАС при БТПП, утвержден  Президиумом БТПП 28 февраля 1997 г. Однако в связи с полным отсутствием  практики рассмотрения дел в данном арбитражном учреждении вопросы, связанные  с его деятельностью, в настоящей  работе не затрагиваются.


Кроме того, допустима классификация  институциональных арбитражных  судов на закрытые арбитражные суды, которые рассматривают споры  только с участием участников (членов) биржи или иной организации, при  которой созданы, и открытые арбитражные  суды, которые рассматривают споры между любыми субъектами независимо от их членства в организации, при которой создан арбитраж. Открытыми являются большинство институциональных арбитражей, такие суды более распространены, чем закрытые.

По свой юридической природе  арбитражный суд является третейским судом. Поэтому необходимым условием возникновения компетенции международного арбитражного суда на рассмотрение дела является наличие заключенного сторонами  договора о рассмотрении этого спора  в данном арбитражном суде - третейского  договора. Третейский договор о рассмотрении спора в международном арбитражном  суде иначе называется арбитражным  соглашением. Иногда термины «третейский  договор» и «арбитражное соглашение»  используются как синонимы. Требования к форме, содержанию арбитражных  соглашений, иные вопросы, связанные  с их заключением, прекращением, толкованием, являются основополагающими в доктрине международного коммерческого арбитража, поскольку имеют прямое отношение  к определению компетенции арбитража. Неправильное же решение вопроса  о компетенции арбитража на разрешение дела может повлечь неблагоприятные  последствия - отмену государственным  судом вынесенного арбитражем решения  или отказ в его признании  и приведении в исполнение в иностранном  государстве.

Информация о работе Средства мирного разрешения международного спора