Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:30, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие принципа мирного разрешения международных споров;
- описать становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве;
- охарактеризовать непосредственные переговоры как ведущее средство мирного решения международных разногласий;
- дать понятие и изложить добрые услуги и посредничество в международных спорах;
- описать международную следственную процедуру и международную согласительную процедуру;
- проанализировать разрешение споров международными организациями.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАниЕ ПРИНЦИПА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Понятие принципа мирного разрешения международных споров
1.2 Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
2.1. Непосредственные переговоры - ведущее средство мирного решения международных разногласий
2.2. Добрые услуги и посредничество
2.3. Международная следственная процедура (обследование) и международная согласительная процедура
3. РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Организация Объединенных Наций
3.2. Мирное разрешение споров в международных региональных Организациях
3.3. Международный коммерческий арбитраж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международное расследование относится к числу наиболее "молодых" мирных средств разрешения межгосударственных споров. Этот институт вошел в международное право на рубеже XIX и XX столетий. В его развитии можно выделить три основных этапа:
1) период от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов до 1919 года;
2) период существования Лиги наций (1919 – 1940 г.г.);
3) период создания и
деятельности Организации
Как самостоятельный международно-
а) в любом международном
споре большое значение имеют
как выяснение фактических
б) процедура расследования особо привлекательна ввиду своей полной добровольности;
в) те немногие комиссии по расследованию, которые уже создавались на практике, доказали свою полезность.
В принятой Конференцией Конвенции о мирном решении международных столкновений международным следственным комиссиям был посвящен разд. III, включающий шесть статей (ст. ст. 9-14), в которых регламентировались задачи комиссий, состав и порядок их работы, обязанности спорящих держав по отношению к комиссии, содержание и характер доклада комиссии. Статья 9 конвенции гласит: "В международных несогласиях, не затрагивающих ни чести, ни существа интересов и проистекающих из разногласия в оценке фактических данных дела, подписавшиеся державы признают полезным, чтобы стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчить разрешение этих несогласий выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования".
Новый шаг в регламентации
международной следственной процедуры
был сделан на второй Гаагской конференции
мира в 1907 году. На конференции было
признано, что Конвенция 1899 года придала
комиссиям характер, "полезность
которого никто не может отрицать".
В докладе по вопросу о пересмотре
Конвенции 1899 года, представленном I комиссией
конференции, обосновывалась необходимость
дополнения института международных
следственных комиссии системой правил
производства, которые усилили бы
надежность и эффективность их использования.
В частности, там говорилось: "Если
государства, желающие прибегнуть к
этому мирному способу
В принятой конференцией Конвенции о мирном решении международных столкновений раздел о международных следственных комиссиях подвергся изменениям и был увеличен с 6 до 28 статей (ст. ст. 9-36). Конференция учла опыт первой международной следственной комиссии, созданной в соответствии с Декларацией Великобритании и России от 12 ноября 1904 г. для урегулирования Гулльского (Доггер-Банкского) инцидента, имевшего место в ночь с 21 на 22 октября 1904 года. В новой Конвенции сохранилась в основном юридическая сущность института международного расследования. Однако этот институт был определен более точно и в некоторых отношениях усовершенствован - в частности, в отношении правил следственного производства.
В соответствии со ст. 10 Конвенции международные следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами. В этом соглашении точно определяются подлежащие расследованию факты, устанавливается порядок и срок образования комиссии, и объем полномочий ее членов.
Порядок образования следственных
комиссий в соответствии с положениями
ст. ст. 45 и 47 Конвенции следующий. Каждая
сторона назначает двух членов комиссии,
из которых только один может быть
ее гражданином. Эти члены сообща
выбирают председателя комиссии. В
случае разделения голосов стороны
избирают сообща третью державу, которая
и избирает председателя комиссии.
Если и в этом отношении не было
достигнуто соглашения между сторонами,
то каждая из них отдельно избирает
государство и выбор
Стороны имеют право назначать при следственной комиссии своих агентов, а также советников или адвокатов, которые поддерживали бы их интересы в комиссии.
Следствие в комиссии производится в состязательном порядке. Каждая сторона сообщает комиссии и другой стороне сведения о фактах, представляет бумаги и документы, которые она считает необходимыми для раскрытия истины, а также список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать. Стороны обязываются предоставить, по возможности, следственной комиссии все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов. Свидетели и эксперты вызываются по просьбе сторон или по инициативе самой комиссии и выслушиваются поочередно и отдельно в порядке, устанавливаемом комиссией [18. с. 32].
Совещания комиссии проходят
при закрытых дверях и остаются секретными.
Решение принимается
Итак, общие черты положений
о международной следственной процедуре
можно свести к следующим: к услугам
международных следственных комиссий
государства прибегают
Доклад комиссии содержит рекомендации и не имеет для сторон обязательного характера. Международная следственная процедура на основании Конвенции 1907 года была применена в деле о "Тавиньяно", "Камупе" и "Галуа" (спор между Францией и Италией) в 1912 году, а также в деле о "Тубантии" (спор между Нидерландами и Германией) в 1921-1922 годах. Положения Гаагских конвенций, действующих и сейчас, послужили образцом при разработке других многосторонних актов по мирному разрешению международных споров. Существенных изменений, касающихся юридической сущности института международного расследования, в эти акты внесено не было. После первой мировой войны институт международного расследования стал приобретать новые формы. Практика урегулирования межгосударственных разногласий пошла по пути расширения компетенции следственных комиссий путем наделения их правами рассматривать не только фактические, но и правовые аспекты вопросов, передаваемых им. Следственные комиссии, по сути дела, стали превращаться в согласительные, не теряя, однако, вначале своего прежнего качества. С созданием Лиги наций эта тенденция становится все более заметной, и следственная процедура все чаще сочетается с согласительной, а в дальнейшем совмещение задач согласительной и следственной процедур приобретает характер организованной системы. По смыслу ст. ст. 12, 15 и 17 Статута Лиги наций эта процедура становится средством предварительного рассмотрения споров и получения информации Советом и Ассамблеей как центральными органами по примирению [34. с. 65].
В период между 1919 и 1940 годами
было заключено свыше 200 договоров
о следственной процедуре, о согласительной
процедуре и договоров, предусматривающих
сочетание согласительной процедуры
с третейским или судебным разбирательством.
Но договоров о собственно следственной
процедуре, то есть договоров об учреждении
комиссий, целью которых было бы
только проведение следствия или
расследования, насчитывается очень
немного. К ним можно отнести:
Конвенцию об учреждении международных
следственных комиссии от 7 февраля 1923
г., заключенную между пятью
В сочетании с согласительной
процедурой следственная процедура
применялась в ряде случаев. К
ним относятся: спор об албанских
границах 1921 года, спор о Верхней
Силезии 1921 года; пограничные споры
между Австрией и Венгрией в 1922 году;
между Венгрией и Чехословакией,
Венгрией и Югославией в 1923 году; между
Польшей и Чехословакией в 1923
году; спор об Алданских островах между
Финляндией и Швецией в 1920 году; спор
между Ираном и Турцией из-за Мосульской
территории в 1924-1925 годах; спор в связи
с инцидентом "Демир Кару" между
Болгарией и Грецией в 1925 году;
споры между Японией и Китаем
из-за Маньчжурии в 1931 году; между Боливией
и Парагваем о Гран-Чако в 1929 году;
между Францией и Португалией
в 1928 году; Бельгией и Люксембургом
в 1934 году; Данией и Литвой в 1937 году.
Произошло фактическое и
На базе основополагающих положений Устава ООН развивается и традиционная следственная процедура, осуществляемая через создаваемые по соглашению сторон, на паритетных началах, следственные комиссии. Если в период Лиги наций эволюция следственных комиссий шла в направлении придания им согласительных функций, то со времени создания ООН роль таких органов стала сводиться к их первоначальной роли - установлению фактов.
Следственные комиссии учреждались также на основании ст. 34 Устава ООН Советом Безопасности при рассмотрении им ряда международных споров и ситуаций. Сейчас наиболее подробно следственная процедура в многостороннем порядке регламентирована в Американском договоре о мирном разрешении споров от 30 апреля 1948 г. (ст. ст. XV-XXX).
28 апреля 1949 г. по докладу
Специального политического
Итак, анализ показывает, что
международная следственная процедура
прочно вошла в систему мирных
средств разрешения международных
споров. Что же касается ее места
в этой системе, то оно четко определена
международно-правовыми актами, и
попытки как преувеличить, так
и недооценить роль международного
расследования не имеют под собой
правовых оснований. Международная
согласительная процедура - сравнительно
новый международно-правовой институт
и одно из самых поздних по времени
возникновения средств мирного
разрешения международных споров. Согласительную
процедуру можно определить как
международно-правовое средство мирного
урегулирования, состоящее в рассмотрении
споров в создаваемых сторонами
на паритетных началах органах, в
состав которых, как правило, входят
и представители третьих
Информация о работе Средства мирного разрешения международного спора