Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Европейский союз стремится к более активной роли государственных институтов в регулировании электронной торговли и выступил с предложением заключить «международную хартию по глобальным коммуникациям». Крайне отрицательной была реакция ЕС на намерение США передать регистрацию адресов в Интернет от государственного органа США в руки частных структур, что было расценено как попытка закрепить американский контроль над глобальной коммуникационной сетью. ЕС также сдержанно и осторожно относится к идее полного освобождения электронной торговли от налогов.

При поддержке различных программ Европейского сообщества был запущен целый ряд проектов электронной коммерции на основе Интернета и частных сетей. По программе ESPRIT проект «Технологии для бизнес-процессов» нацелен на многозвенные процессы поставок, виртуальные команды, сервис для покупателей и процессы обращения ценных бумаг. Multimedia Systems сфокусирована на системе платежей, правах интеллектуальной собственности и новых интерфейсах. Сферой деятельности Integration In Manufacturing являются конкурентный инжиниринг, глобальные инженерные сети и интеграция виртуальных предприятий, задачей Software Technologies в проекте ESPRIT - решение проблем инфраструктуры Интернет и Web, включая вопросы безопасности. High Performance Networking and Computing занимается разработкой следующего поколения высокоскоростных сетевых и вычислительных комплексов для электронной коммерции. Open Microprocessor Initiative вовлечена в разработку компонентов для «сетевых компьютеров» и мобильной электронной коммерции. В проекте RACE подготавливаются пробные (пилотные) варианты сервиса продаж и кооперации для малого бизнеса на основе продвинутых коммуникационных сетей и сервисов. Программа The Telematics Applications поддерживает транспортные и общие проекты по электронной коммерции для небольших и средних компаний, чтобы создать для таких предприятий среду, в которой они могли бы попробовать поработать с удаленным доступом [31].

Из отдельных стран  Европейского союза можно отметить опыт Германии. В этой стране системы ЭОД изначально развивались с непосредственными связями и национальными стандартами внутри закрытых промышленных сетей - как в автомобильном, аэрокосмическом или химическом секторах. В данный момент промышленность переходит к стандартам UN/EDIFACT и к развитию открытых ЭОД-сервисов.

Деятельность некоммерческой организации DEDIG e.V. (немецкой ЭОД-ассоциации) сосредоточена на продвижении и консультационной (информационной) деятельности с заинтересованными предприятиями. В дополнение к этой деятельности данная организация выступает как первичный информационный центр для всех немецких пользователей, заинтересованных в создании немецкой группы пользователей электронной службы сообщений. Она также взяла на себя обязательства по распространению среди всех членов группы информации Комитета пользователей ЕЕМА.

Финансируемая Siemens-Nixdorf AG, немецкая глобальная инженерная сеть в рамках программы ESPRIT ИМ занимается развитием кооперации между компаниями при создании промышленных продуктов [32].

Япония является самым  активным пользователем электронной торговли в Азиатском регионе. Наибольший ее процент приходится на розничную торговлю и систему распределения (70-80 %), далее следуют отрасли обрабатывающей промышленности - 10-15 %. В 1996 г. в Японии насчитывалось около 50 тыс. пользователей ЭОД. Сейчас этот показатель намного выше. Интересным примером использования электронных технологий может служить внедрение системы автоматической таможенной очистки грузов компании NIPPON (NACCS), а также системы APAS -по автоматизации подачи заявлений на патентование. Обе системы предназначены для замены существующих процедур, связанных с оформлением бумажных документов. Следует отметить, что таможенное законодательство, а также процедуры в ряде министерств были изменены для того, чтобы иметь возможность работать с подобными компьютерными данными. Япония очень активно участвует в работе подкомитетов и рабочих групп АТЭС, занимающихся вопросами электронной торговли. Одной из последних разработок, предложенных в этой области, является созданная в рамках АТЭС японской компанией NTT электронная денежная система.

Канада ставит перед собой амбициозную цель - стать мировым лидером в развитии и использовании электронной торговли, «нацией, максимально подсоединенной к глобальной коммуникационной сети». Впервые национальную стратегию Канады в области электронной торговли озвучил ее премьер-министр Ж.-Л. Кретьен 22 сентября 1998 г. на открытии Международной выставки информационных технологий в канадской провинции Ньюфаундленд. В своей речи он, в частности, отметил, что в канадском обществе сложилось единое понимание того, что дальнейшее процветание страны и ее граждан напрямую зависит от темпов качественной трансформации национальной экономики на базе внедрения новых информационных технологий. Канадский премьер обозначил основные количественные параметры национальной стратегии. К 2000 г. планировалось подсоединить к Интернету 16 500 школ, 3400 библиотек, 10 000 административных образований в городах и сельской местности. Государству и частному сектору предложено сообща поставить в школы 250 000 компьютеров, чтобы обеспечить ими каждый учебный класс. К 2000 г. планировалось также создать самую быстродействующую в мире информационную магистраль. Одной из первоочередных целей национальной стратегии признано создание институциональной и правовой среды, облегчающей развитие электронной торговли. Так, к середине 1999 г. было завершено законодательное оформление наиболее существенных ее элементов (налогообложение, вопросы криптографии и защиты частного характера информации, обеспечение интересов потребителей и подлинности электронных подписей).

Следует отметить, что претензии канадцев на мировое лидерство в электронной торговле имеют под собой достаточно веские основания в виде целого ряда конкурентных преимуществ. Общепризнан тот факт, что Канада обладает наиболее плотной телекоммуникационной сетью с минимальными тарифами за пользование телефоном и подключение к Интернету. Только за период с 1992 по 1995 г. занятость в секторе высоких информационных технологий увеличилась на 40 % - с 72 тыс. до 123 тыс. рабочих мест, для сравнения, в США рост за тот же период составил 30 %.

Население имеет весьма высокий уровень образования и склонность к активному использованию технологических новаций (в том числе Интернета) в повседневной жизни. Сегодня 36 % канадских семей имеют дома персональный компьютер, треть из них подключена к Интернету. На 30 % возросло в 1997-1998 гг. число канадцев, осуществляющих покупки в режиме онлайн. Большинство крупных и 43 % мелких и средних компаний либо имеют свои web-сайты, либо подключены к Интернету. В целом доля Канады в общем объеме электронной торговли растет опережающими темпами по сравнению с аналогичным показателем традиционной торговли [44].

Вопросы внедрения электронной торговли в сферу международных экономических отношений занимают все большее место в деятельности таких форумов, как АСЕАН, АТЭС и др. Понимая всю важность и перспективность развития этого направления, правительство Сингапура предпринимает активные меры для того, чтобы обеспечить своей стране преимущественные позиции в этой сфере, превратить ее в региональный центр международной электронной торговли. В соответствии с соглашением, подписанным в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Сингапур ежегодно направляет 74 % прямых иностранных инвестиций в развитие телекоммуникаций, для сравнения: Филиппины - 40 %, Индонезия - 35 %, Малайзия - 30 %  [43].

Cистема электронной торговли Сингапура уже сейчас представляет собой достаточно сложный структурированный механизм взаимодействия участников рынка при помощи средств вычислительной техники и телекоммуникации. Понимая важность ее внедрения в сферу бизнеса, правительство страны прилагает значительные усилия и вкладывает большие средства в решение данной задачи.

Развитие и внедрение  электронной торговли рассматриваются как средство обеспечения определенного скачка в экономической, научно-технической и социально-политической жизни общества.

Таким образом, на примере ведущих мировых держав (США, Канады, стран ЕС) можно убедиться, что вопросы электронной торговли заняли прочное место в системе их основных приоритетов. Уже ни у кого не вызывает сомнения на экспертном и политическом уровнях, что электронная торговля является мощным рычагом экономического роста, необходимой платформой для перехода национальных экономик на качественно новый виток развития, ориентирующегося главным образом на наукоемкие информационные технологии.

Политическим срезом внешне деидеологизированного вопроса  об электронной торговле является стремление ведущих держав мира обеспечить лидирующие позиции и контроль над глобальной информационной средой, что явится решающим фактором баланса сил в мире в XXI веке.

Государства, пустившие «на самотек» вопросы стимулирования электронной торговли и создания основ «цифровой» экономики и не выработавшие в этих вопросах национальной стратегии с участием всех заинтересованных сторон (частного сектора, гражданского общества), рискуют остаться мировыми аутсайдерами со всеми вытекающими отсюда экономическими и геополитическими последствиями. Поэтому особенно важным моментом является скорейшая выработка Россией своей национальной стратегии в области электронной коммерции, которая учла бы интересы всех вовлеченных в этот процесс сторон и дала бы возможность занимать грамотную позицию при обсуждении проблем электронной коммерции на международной арене.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет  сделать следующие выводы и рекомендации как теоретического, так и практического характера:

В настоящее время на мировом  рынке создано множество предпосылок  для развития электронной коммерции, в основе которой лежат новые  информационные технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными.

Основными факторами развития электронной торговли сегодня являются: неограниченная свобода установления контакта продавца и покупателя в  глобальном пространстве; возможность по предоставлению неограниченно по широте ассортимента продукции; непрерывный режим работы интернет-магазинов; равные возможности для входа на рынок разных по размеру предприятий.

Ежегодно возрастает объем  международной торговли, осуществляемой с использованием сети Интернет. Через  каналы электронной торговли ныне активно продаются металлы, химические товары, биржевые товары, серийно изготовляемые машины и оборудование, все виды потребительских товаров длительного пользования, книги, музыкальные произведения, различные услуги – туристические путевки, услуги связи, финансовые услуги и др.).

Между тем, существует ряд  проблем, тормозящих развитие мировой  электронной торговли, вызванных такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных пошлин и сборов, отсутствием унифицированного международного правового регулирования процессов электронной торговли.

Электронные формы обмена уже стали на сегодняшний день мощным экономическим явлением и продолжают динамично развиваться. Среди сегментов электронной коммерции наиболее мобильно развиваются сегменты В2В и В2С, причем если на развитие сделок в сегменте В2В решающее влияние оказывает размер фирмы и характер отрасли, то для сегмента В2С определяющими остаются такие показатели, как уровень дохода, образование и возраст пользователей.

Объемы сделок через Интернет постоянно растут. В 2009 году мировые  обороты по  электронной коммерции  составили 185 млрд. долларов, в 2010 – 684,3 млрд, в 2011 году достигли 1,26 трлн. долларов.  В общих доходах электронной коммерции в 2010 году доля В2В составляла 79,2 %, а в 2006 году – 87 %. В 2005 году более 10 % всех торговых операций в мире производилось с использованием средств электронной коммерции.

Лидером рынка В2В-коммерции  в ближайшие годы останутся США  – в 2003 году их доля на этом рынке  составила 59 % (747 млрд. долларов). Малые  компании составляют три четверти от общего числа участников.

В России сегодня насчитывается  полтора десятка систем электронной  коммерции и около 1600 виртуальных  магазинов. В систему входят такие  известные магазины, как Dostavka.ru, Megashop.ru, Wsore.ru, Aromat.ru, Kenga.ru. Суммарный оборот этих магазинов за первую половину 2010 года составил 5,7 млн. долларов, а в сентябре того же года – 1,79 млн. долларов. При этом 66 % тех, кто имеет опыт приобретения товаров и услуг через Интернет, проживают в Европейской части России.

В области использования  электронных средств коммуникаций у российских предпринимателей пока заметно значительное отставание от их главных конкурентов на международной арене. Это в первую очередь связано с тем, что компьютеризованных систем корпоративного класса, решающих задачи интегрированного управления организацией (производством, финансами, торговлей, транспортом и т.д.), в России очень мало. Сказываются также нехватка специалистов по электронной коммерции; высокие первоначальные затраты при внедрении систем электронного обмена данными; недостаточное правовое обеспечение данной области.

Внедрение в России систем электронной коммерции класса «бизнес - бизнес» выгодно в таких отраслях, где развита конкуренция, высока степень стандартизации продукции (условие биржевой торговли). Это металлургия, фармацевтика и машиностроение. Однако большинство лидеров российской промышленности пока еще слабо участвуют в электронной коммерции.

В настоящее время к  основным правовым вопросам, решение  которых, по мнению различных международных  органов (ЮН-СИТРАЛ, ЮНКТАД, ВОИС, ВТО, ОЭСР, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Комиссия европейских сообществ (КЕС), МТП и др.), имеет большое значение для развития электронной торговли, относятся следующие: вопросы торгового права, безопасность и удостоверение подлинности, конфиденциальность, защита интеллектуальной собственности, таможенная деятельность и налогообложение, система электронных платежей, правила, регулирующие содержание информации в сети Интернет, юрисдикция, механизмы урегулирования споров, ответственность и защита потребителей. Не все выявленные вопросы имеют одинаковый характер или одинаковое значение для заинтересованных сторон (государства, деловые структуры), и по сложившейся практике приоритет обычно предоставляется тем областям, в которых уже достигнут международный консенсус в отношении методов решения вопросов электронной торговли и в которых для развития электронной торговли необходимо принять меры внутреннего характера.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли