Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций
Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве
класс 5 — окисляющие вещества и органические перекиси;
класс 6 — ядовитые (токсичные) вещества;
класс 7 — ядовитые (токсичные) вещества ;
класс 8 — едкие и коррозионные вещества ;
класс 9 — прочие опасные грузы, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов.
Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других грузоподъемных средств, а при незначительных объемах _ средствами малой механизации.
Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м необходимо использовать средства механизации. При погрузке (разгрузке) контейнеров на колесах разрешается одному грузчику передвигать контейнер, требующий для передвижения приложение усилий не более 500 Н (50 кг).
В исключительных случаях допускается производить вручную погрузку (выгрузку) груза массой 60 - 80 кг (одного места) не менее чем двумя грузчиками. Женщинам запрещается поднимать и переносить тяжести вручную свыше норм, установленных Постановлением Совета Министров РФ от 06.02.93 № 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
Таблица 5.1 Предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Характер работ |
Предельно допустимая нагрузка |
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) |
10 кг |
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены |
7 кг |
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности с пола |
1750 кгм 875 кгм |
Примечания: 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары-упаковки.
2. При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг
При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается следующая максимальная нагрузка:
от 16 до 18 лет - 16 кг;
старше 18 лет - 50 кг.
Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.), легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.), штучные (кирпич и т.п.), пиломатериалы (подтоварник, тес и т.п.).
В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ - 10 - 14 - 92 руководство предприятия, организации (директор, главный инженер) должно обеспечить содержание принадлежащих предприятию грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, подкрановых путей в исправном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, а также проведения своевременного освидетельствования, технического ухода и ремонта.
Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов и проведения их технического освидетельствования на предприятиях назначается соответствующий квалификации инженерно-технический работник (группа) по надзору за грузоподъемными кранами.
Инженеры технического надзора назначаются приказом по предприятию после проверки знаний правил безопасности комиссией и выдачи соответствующего удостоверения.
Периодическая проверка знаний инженера по надзору за грузоподъемными кранами проводится не реже одного раза в три года.
Инженер по надзору за грузоподъемными кранами обязан :
осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;
проводить освидетельствование грузоподъемных кранов и выдавать разрешения на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами безопасности;
контролировать выполнение выданных им предписаний и предписаний участковых инспекторов Госгортехнадзора, а также выполнение графиков периодического осмотра и ремонта грузоподъемного оборудования;
проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, а также участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего и ремонтного персонала;
проверять соблюдение правил безопасности при производстве работ грузоподъемными кранами;
контролировать наличие инструкций у обслуживающего персонала, лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и у лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
Ответственность за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии предприятия, цеха или участка возлагается на инженерно-технического работника соответствующей квалификации (механика, электрика, начальника участка и т.п.), в подчинении которого находится обслуживающий персонал. Лицо, ответственное за исправное содержание кранов, назначается приказом по предприятию после проверки знаний правил безопасности комиссией и вручением ему соответствующего удостоверения. Периодическая проверка знаний у лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии проводится через три года. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица, а также должность, фамилия, имя, отчество и роспись его должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения необходимо занести в паспорт крана до его регистрации в органе Госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица.
Лицо, ответственное за содержание грузоподъемных кранов, обязано обеспечить:
содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и подкрановых путей в исправном состоянии;
обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом;
выполнение крановщиками производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;
хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны и съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журналов периодической проверки знаний персонала.
Для непосредственного надзора за работой грузоподъемных кранов в цехе, на участке и т.д., в каждой смене назначается приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний правил безопасности, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами (начальник смены, сменный мастер, прораб, начальник участка).
Лицо, ответственное за безопасное производство по перемещению грузов кранами обязано:
следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и, в случае необходимости, инструктировать их по безопасному выполнению предстоящей работы;
не допускать к обслуживанию кранов необученных и неаттестованных рабочих;
определять необходимое число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе крана;
указывать места безопасного складирования грузов и инструктировать крановщиков и стропальщиков о порядке и габаритах складирования;
требовать от обслуживающего персонала и производственных рабочих строгого соблюдения проектов производства работ, правил и инструкций по технике безопасности.
Основными причинами аварий грузоподъемных кранов являются: хрупкие разрушения металлических конструкций, вызванные длительным сроком эксплуатации; дефекты, допущенные при изготовлении, монтаже или ремонте кранов; обрывы канатов; неисправности приборов безопасности; неправильная установка кранов; перегруз крана.
Несмотря на то, что аварии кранов происходят редко, но в отдельных случаях они сопровождаются травмированием людей, вызывают разрушение зданий и оборудования.
В процессе производства работ имеют место несчастные случаи по организационно-техническим причинам. К ним относятся: неправильная строповка груза; нарушение габаритов складирования грузов; зажатие перемещаемым грузом; зажатие между поворотной и неповоротной частями крана; применение непригодных грузозахватных приспособлений; поражение током при работе крана вблизи проводов линий электропередачи.
Несчастные случаи в основном происходят в результате несоблюдения инженерно-техническими работниками и рабочими правил безопасности, должностных инструкций, проектов производства работ, технических условий, схем строповки и габаритов складирования грузов при производстве работ грузоподъемными механизмами.
Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов об авариях грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, администрация предприятия обязана немедленно уведомить руководителя органов Госгортехнадзора, инспектора и вышестоящую организацию.
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов изложены в “Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, а также в СНиП III-4-80.
По назначению и конструкции краны разделяются на мостовые, козловые, башенные, стреловые, самоходные (автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные и др.). К грузоподъемным машинам относятся краны всех типов, лебедки, тали, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. п.). Грузоподъемные машины в процессе эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
— частичному — не реже 1 раза в 12 месяцев;
— полному — не реже 1 раза в три года, за исключением редко используемых (краны машинных залов, насосных станций и т. п.), которые по согласованию с местными органами Госгортехнадзора можно подвергать полному техническому освидетельствованию 1 раз в 5 лет.
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться осмотру в следующие сроки:
— траверсы — через каждые 6 мес.;
— клещи, другие захваты и тара — через 1 мес.;
— стропы — через 10 дней.
Каждая грузоподъемная машина, в том числе и домкрат (реечный, винтовой, гидравлический) должны иметь паспорт завода-изготовителя.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а других грузоподъемных средств и съемных грузозахватных приспособлений — в специальный журнал учета и осмотра. Все грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, находящиеся в эксплуатации, должны быть снабжены ясными надписями (таблицами, бирками) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания.
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.
Машинисты кранов, электромонтеры и слесари, обслуживающие грузоподъемные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана.
Лицам, ответственным за содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:
— проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);
— надежность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;
— монтаж грузоподъемного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъемных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропальщика и лица, ответственного за перемещение грузов.
В целях повышения надежности и обеспечения безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предъявляются определенные требования к основным узлам и деталям кранов.
Тормоза предназначены для быстрой остановки лебедок подъема и опускания груза, механизмов опускания и подъема стрелы, механизмов передвижения грузовой тележки, механизмов поворота и перемещения крана, а также для удержания грузов на весу и регулирования скорости их опускания.
Тормоза, применяемые на кранах, можно классифицировать по следующим признакам:
по конструкции - ленточные и колодочные;
по способу действия - нормально закрытые (замкнутые) и нормально открытые (разомкнутые);
по способу управления - управляемые и автоматически действующие.
Типы тормозов для различных механизмов грузоподъемных кранов должны соответствовать требованиям Правил.
Тормоза механизмов подъема груза должны обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения и режима работы рода привода. Зависимость коэффициента запаса торможения от режима работы приведена ниже:
Режим работы привода (по ГОСТ 25835-83) |
1М,2М,3М |
4М |
5М |
6М |
Коэффициент запаса торможения |
1.5 |
1.75 |
2.0 |
2.5 |
Коэффициент запаса торможения - это отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому наибольшим рабочим грузом на тормозном валу.
Тормоза механизмов передвижения кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать удержание крана и его тележки при действии максимально допустимого ветра, принимаемого по ГОСТ 1451-77 рабочего состояния крана, а также плавную их остановку.