Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций
Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве
Грузоподъемные краны, передвигающиеся по рельсовым путям на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами.
Для захватывания и удержания груза при подъеме и транспортировании кранами применяются грузозахватные органы. К ним относятся крюки, электромагниты, грейферы.
Крюки совместно с подвижными блоками полипаста составляют отдельный подъемный узел - крюковую блочную подвеску, соединенную при помощи каната с грузовой лебедкой крана. Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления. На кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2195-75. На пластинчатых крюках наносятся обозначения в соответствии с ГОСТ 6619-75.
Применяемые на кранах стальные канаты должны отвечать действующим государственным стандартам, пройти испытания согласно ГОСТ 3241-80 и иметь сертификат (свидетельство), в котором кроме других сведений указывается: диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление и способ свивки, степень крутимости, маркировочная группа, диаметр проволоки, суммарное разрывное усилие, дата приемки и номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен канат.
Существуют специальные нормы браковки стальных канатов, по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната.
К числу приборов и устройств, обеспечивающих безопасность, и средствам сигнализации грузоподъемных механизмов относятся:
- выключающие устройства для автоматической остановки механизмов передвижения кранов, их тележек, подъема грузозахватного органа и стрелы перед подходом их к упору, а также механизмов поворота крана;
- ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема груза или изменения вылета стрелы;
- средства защиты крана от опрокидывания;
- указатели грузоподъемности и массы поднимаемого груза;
- указатели наклона крана (кренометры);
- анемометры, регистрирующие скорость и силу ветра;
- сигнализаторы опасного напряжения, снабженные прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи;
- выносные опоры и защитные диски (надеваемые на пневмоколеса), предупреждающие опрокидывание стреловых самоходных кранов.
Технические освидетельствования и условия пуска кранов в работу.
Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов технические освидетельствования подразделяются на :
- первичные, проводимые после изготовления на заводе-изготовителе или монтажа на месте эксплуатации;
- периодические, частичные, проводимые в процессе эксплуатации не реже одного раза в год, и полные - не реже одного раза в три года;
- внеочередные, проводимые после монтажа, вызванного установкой крана на новое место, реконструкции или ремонта крана с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов.
Техническое освидетельствование кранов на предприятии проводит инженер по надзору за грузоподъемными кранами при участии лица, ответственного за исправное их состояние. Дата и результаты технического освидетельствования должны быть записаны в паспорт крана.
Статическое испытание грузоподъемного крана при периодическом освидетельствовании производится нагрузкой, на 25% превышающий его грузоподъемность, и имеет целью проверку его прочности и прочности отдельных элементов, а стреловых кранов - также грузовой устойчивости. Подъем груза при статическом испытании кранов производится на высоту 100-200мм. Кран считается выдержавшим испытания, если в течении 10 мин поднятый груз не опустился на землю, не обнаружено трещин, деформаций и других повреждений, а также потери устойчивости у стреловых самоходных кранов.
При динамическом испытании крана производят проверку его механизма путем подъема и опускания груза, на 10% превышающего грузоподъемность крана. Проверку механизма подъема и опускания стрелы у стреловых кранов, рассчитанных на подъем и опускание стрелы с грузом, производят под нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы.
Результаты технического освидетельствования кранов записываются в паспорт лицом, производящим их освидетельствование, с указанием следующего срока частичного и полного освидетельствования.
Разрешение на пуск в работу крана выдается органом Госгортехнадзора при регистрации крана на основании результатов его технического освидетельствования, проведенного владельцем. Разрешение на работу грузоподъемных кранов должно быть записано в паспорте крана лицом, выдавшим это разрешение.
Ведение технической документации:
Примерный годовой план работы инженера по надзору за кранами, оперативный журнал службы надзора, журнал контроля за безопасной работой грузоподъемных кранов, вахтенный журнал и журнал периодических осмотров кранов, журнал учета и периодических осмотров грузозахватных приспособлений и тары, журнал проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные краны, журнал инструктажа персонала, обслуживающего грузоподъемные краны, график проведения технического освидетельствования грузоподъемных кранов.
При эксплуатации автомобилей, тракторов и других мобильных машин следует руководствоваться ПОТ РМ 008-98. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Напольно-безрельсовый колесный транспорт и Правилами дорожного движения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090. В них приведены основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Методы проверки автотранспортных средств при их эксплуатации регламентированы ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.
Неисправности автотранспорта, при которых запрещается их эксплуатация
Тормозные системы
1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой.
2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при не работающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см.кв.) за 15 минут после полного приведения их в действие.
4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
а) транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 % включительно;
б) легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 % включительно;
в) грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 % включительно.
Рулевое управление
1. Суммарный люфт в рулевом управлении имеет превышение.
2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов: резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Внешние световые приборы
1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 254780-91.
3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
5. Установка проблесковых маячков не соответствует требованиям стандарта.
6. Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.
Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Колеса и шины
1. Шины имеют остаточную высоту рисунка протектора:
а) легковых автомобилей — 1,6 мм;
б) грузовых автомобилей — 1 мм;
в) автобусов — 2 мм;
г) мотоциклов — 0,8 мм.
2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5. На одну ось автобуса, легкового автомобиля или прицепа к нему установлены диагональные шины совместно с радиальными или шины с различным рисунком протектора. На одну ось грузового автомобиля или прицепа к нему установлены диагональные шины совместно с радиальными или шины с различным типом рисунка протектора.
Двигатель
1. Содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75.
2. Нарушена герметичность системы питания.
3. Неисправна система выпуска отработанных газов.
Прочие элементы конструкции
1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла.
2. Не работает звуковой сигнал.
3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекла, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.
4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сидения водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекла.
5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или несправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7. Отсутствуют:
а) на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
б) на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (не менее двух);
в) на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь).
8. На транспортных средствах, не принадлежащих оперативным и специальным службам, используются проблесковые маячки, звуковые сигналы с чередованием тонов и цветографические схемы.
9. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
10. Ремни безопасности не работоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
11. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.
12. На мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
13. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
14. Отсутствуют предусмотренные конструкцией или установлены без согласования с предприятием-изготовителем транспортного средства или иной уполномоченной на то организацией дополнительные элементы тормозных систем рулевого управления и иных узлов и агрегатов, требования к которым регламентируются настоящим Перечнем.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц
1. Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в государственной автомобильной инспекции в течение срока действия регистрационного знака “Транзит” или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.
2. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.
Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
— выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;
— допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ (с изм. и доп. изд. 1996 г.) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее причинение телесных повреждений потерпевшему, наказывается лишением свободы до 10-ти лет (ст. 264-266 УК).
Все работы по перемещению грузов должны производиться под руководством лица, ответственного за перемещение грузов кранами. При ремонте электроустановок следует руководствоваться ПТЭ и ПТБ электроустановок потребителей. При выполнении ремонтных работ постоянно используются лестницы, стремянки, настилы. Конструкции этих приспособлений должны отвечать требованиям ГОСТов, ТУ, так как нередко причиной травматизма (падение с высоты, вместе с лестницей или стремянкой) обусловлены именно конструктивными недостатками.