Лекции по "Охране труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве

Файлы: 10 файлов

Содержание.doc

— 167.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1М.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2М.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3М.DOC

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4М.doc

— 170.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5М.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается :

- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;

- допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействие лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии или лиц, не имеющих права на управление транспортным средством данной категории.

Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта

С целью избежания травмирования людей внутризаводским транспортом у проходных предприятий и во всех цехах должны быть вывешены схемы пешеходного движения на территории предприятия и цехов. На территории предприятия для безопасного и удобного передвижения работающих должны быть устроены тротуары или переходные галереи.

Скорость движения автомашин, автокранов, электрокаров и другого безрельсового транспорта по территории предприятия устанавливается администрацией, но не должна превышать при въезде в производственные здания, внутри здания и на выезде из них 5 км/ч. Движение указанного транспорта на территории предприятия и в производственных зданиях должно регулироваться дорожными знаками с применением средств регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86.

Провозка людей на электрокарах, автокарах, грузовых прицепах любого вида транспорта и не оборудованных для этой цели автомобилях запрещается. Для передвижения сторонних лиц, находящихся на территории предприятия, должны быть выделены сопровождающие из числа работников предприятия.

5.7. Основные требования по обеспечению безопасности подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев и других коммуникаций на территории организации

В соответствии с ГОСТ 12.3.020 - 80. Процессы перемещения грузов на предприятиях для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.

На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть  не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м.

Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026 - 76.

Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.

В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды, шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями и т.п. должны устанавливаться настилы или мосты для проездов. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость. Пешеходные дорожки на предприятии должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее количество пересечений с проездами.

Запрещается:

загромождать дороги, проходы, проезды к пожарным водоемам, гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;

устанавливать на открытых стоянках автомобили в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок расстановки;

беспорядочно размещать и хранить (приваливать, опирать) материалы, агрегаты, запчасти и т.п. у элементов зданий, сооружений и оград.

Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог должны соответствовать ГОСТ 9238-83.

В действующих цехах при невозможности доведения габаритов до нормативных величин должна быть устроена соответствующая сигнализация (световая, звуковая или светозвуковая), предупреждающая о нарушении габаритов. На вновь строящихся предприятиях (цехах) пересечение движения с железнодорожными путями должно предусматриваться в разных уровнях (виадуки, тоннели и др.). Места перехода людей через траншеи, транспортеры и т.п. должны быть оборудованы мостиками (трапами) с защищенными ограждениями, высотой не менее 1,1 м. Ширина проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, а высота в свету — не менее 1,8 м. Проемы в перекрытиях должны быть закрыты сплошными настилами или вокруг них должны быть установлены защитные ограждения. Колодцы, люки, шурфы и другие выемки в грунте должны быть закрыты крышками, щитами или ограждениями. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами напряжением не выше 42 В.

5.8. Общие требования по обеспечению безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и баллонов с газом

К установкам, работающим под давлением, относятся паровые, а также водогрейные котлы, компрессоры, воздухосборники, газовые баллоны, паропроводы, газопроводы, автоклавы и др. Названные установки и устройства используются для генерирования и распределения горячего пара, хранения и перевозки сжатых газов и жидкостей.

Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, и баллонов с газом регламентируется следующими документами:

1. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 oC), утв. Минстроем России 28.08.92..

2. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (от 28.05.93 с изм. от 1996 г.).

3. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 10 - 115 - 96, утвержденные Госгортехнадзором России от 18.04.95 ( с изменениями и дополнениями от 02.09.97).

Лицо осуществляющее на предприятии надзор за сосудами, а также лицо, ответственное за их исправное состояние и безопасное действие, должны назначаться приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний в установленном порядке.

Обслуживание сосудов может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим производственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию сосудов. Состав квалификационной комиссии назначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение. Результаты аттестации оформляются протоколом, подписанным председателем и членами квалификационной комиссии. Лицам, сдавшим испытания, должны быть выданы удостоверения за подписью председателя комиссии.

На предприятии должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция по режиму работы сосудов и их безопасному обслуживанию. Такие инструкции должны быть вывешены на рабочих местах, а также выданы под расписку обслуживающему персоналу. Периодическая проверка знаний персонала должна производиться комиссией, назначаемой приказом по предприятию, не реже чем через 12 месяцев. Результаты проверки должны оформляться протоколом.

Ремонт сосуда и его элементов во время работы не допускается.

Обслуживающий персонал обязан строго выполнять инструкции по режиму работы сосудов и безопасному их обслуживанию и своевременно проверять исправность действия арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.

Сосуд должен быть остановлен в случаях, предусмотренных инструкцией, в частности:

а) при повышении давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех требований, указанных в инструкции;

б) при неисправности предохранительных клапанов;

в) при обнаружении в основных элементах сосуда трещин, выпучин, значительного утончения стенок, пропусков или потения в сварных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрыва прокладок;

г) при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду под давлением;

д) при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;

е) при снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;

ж) при неисправности или неполном количестве крепежных деталей крышек и люков;

з) при неисправности указателя уровня жидкости;

и) при неисправности предохранительных блокировочных устройств;

к) при неисправности (отсутствии) предусмотренных проектом контрольно-измерительных приборов и средств автоматики.

Запрещается наполнять газом баллоны, у которых:

а) истек срок периодического освидетельствования;

б) отсутствуют установленные клейма;

в) неисправны вентили;

г) поврежден корпус (трещины, сильная коррозия, заметное изменение формы);

д) окраска и надписи не соответствуют Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Ремонт баллонов (пересадка башмаков и колец для колпаков) и вентилей должен производиться на заводах-наполнителях. По разрешению местных органов госгортехнадзора ремонт баллонов и вентилей может быть допущен в специальных мастерских. Вентиль после ремонта, связанного с его разборкой, должен быть проверен на плотность при рабочем давлении.

Производить насадку башмаков на баллоны разрешается только после выпуска газа, вывертывания вентилей и соответствующей дегазации баллонов.

Очистка и окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловинах запрещаются.

Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях, устройство которых регламентируется соответствующими нормами и положениями. Баллоны со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе; в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.

Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.

Перемещение баллонов должно производиться на специально приспособленных для этого тележках или при помощи других устройств. Перевозка наполненных газом баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.

Причины аварий и профилактика сосудов, работающих под давлением

К этой категории устройств и агрегатов относятся кислородные станции, варочные котлы, компрессоры, цистерны для перевозки сжиженных газов, автоклавы, воздухосборники, гидролизные аппараты и др.

1. Аварии, связанные с эксплуатацией этих устройств чаще всего заканчиваются взрывами по следующим основным причинам:

а) значительное повышение давления из-за неисправности предохранительных клапанов, нарушение технологического процесса или воспламенение паров масла в воздухосборниках;

б) неисправность запорных устройств крышек сосудов и предохранительных сигнальных устройств;

в) загрязнение охладителей компрессоров;

г) эксплуатация вторичных котлов с неотрегулированными предохранительными клапанами;

д) неисправность сигнально-блокировочных устройств в автоклавах, гидролизных аппаратах с быстросъемными крышками.

2. Аварии баллонов для сжатых и сжиженных газов относительно редки, но их взрывы обычно вызывают большие разрушения и травматизм людей. Основные причины аварий — это низкое качество изготовления баллонов, заполнение их сжиженными газами сверх установленных норм, нарушение правил безопасности при хранении и транспортировке баллонов.

Помимо своего основного назначения или прекращения срока годности металл баллонов используют в качестве конструкционного металла. Например, из баллонов сваривали металлическую опору. Во время резки очередного баллона, оказавшегося под давлением, произошел взрыв, вызвавший тяжелые последствия. В другом случае взрыв произошел при обработке баллона на токарном станке.

Иногда баллоны взрываются при подготовке их к сдаче в металлолом во время газовой резки.

Аварии пропан-бутановых баллонов происходят из-за дефектов сварных швов и неисправных вентилей. Возникают также утечки газа с образованием взрывоопасной газовоздушной смеси по названным причинам.

Аварии с кислородными баллонами вызваны загрязнением маслами и попаданием их внутрь баллона в результате окисления и значительного повышения температуры. Эти баллоны очень чувствительны к механическим ударам. Так, например, при переносе баллона двумя рабочими через цех, баллон уронили. От удара об рельс баллон взорвался. В другом случае газорезчик для снятия колпака воспользовался молотком. От ударов колпак взорвался, а рабочий был травмирован осколком.

В летние солнечные дни баллоны должны храниться под навесом, так как при повышении температуры газа в баллоне на каждые 2 градуса, давление возрастает примерно на 1 атм.

Аммиачные баллоны подвержены взрыву из-за переполнения, повышения температуры выше + 35 градусов С. Опасная зона при взрыве может достигать в радиусе до 70–100 метров.

Тема 6М.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7М .doc

— 219.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8М.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9М.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Охране труда"