Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций
Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве
Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается :
- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;
- допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействие лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии или лиц, не имеющих права на управление транспортным средством данной категории.
Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта
С целью избежания травмирования людей внутризаводским транспортом у проходных предприятий и во всех цехах должны быть вывешены схемы пешеходного движения на территории предприятия и цехов. На территории предприятия для безопасного и удобного передвижения работающих должны быть устроены тротуары или переходные галереи.
Скорость движения автомашин, автокранов, электрокаров и другого безрельсового транспорта по территории предприятия устанавливается администрацией, но не должна превышать при въезде в производственные здания, внутри здания и на выезде из них 5 км/ч. Движение указанного транспорта на территории предприятия и в производственных зданиях должно регулироваться дорожными знаками с применением средств регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86.
Провозка людей на электрокарах, автокарах, грузовых прицепах любого вида транспорта и не оборудованных для этой цели автомобилях запрещается. Для передвижения сторонних лиц, находящихся на территории предприятия, должны быть выделены сопровождающие из числа работников предприятия.
В соответствии с ГОСТ 12.3.020 - 80. Процессы перемещения грузов на предприятиях для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.
На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м.
Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026 - 76.
Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.
В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды, шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями и т.п. должны устанавливаться настилы или мосты для проездов. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость. Пешеходные дорожки на предприятии должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее количество пересечений с проездами.
Запрещается:
загромождать дороги, проходы, проезды к пожарным водоемам, гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
устанавливать на открытых стоянках автомобили в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок расстановки;
беспорядочно размещать и хранить (приваливать, опирать) материалы, агрегаты, запчасти и т.п. у элементов зданий, сооружений и оград.
Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог должны соответствовать ГОСТ 9238-83.
В действующих цехах при невозможности доведения габаритов до нормативных величин должна быть устроена соответствующая сигнализация (световая, звуковая или светозвуковая), предупреждающая о нарушении габаритов. На вновь строящихся предприятиях (цехах) пересечение движения с железнодорожными путями должно предусматриваться в разных уровнях (виадуки, тоннели и др.). Места перехода людей через траншеи, транспортеры и т.п. должны быть оборудованы мостиками (трапами) с защищенными ограждениями, высотой не менее 1,1 м. Ширина проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, а высота в свету — не менее 1,8 м. Проемы в перекрытиях должны быть закрыты сплошными настилами или вокруг них должны быть установлены защитные ограждения. Колодцы, люки, шурфы и другие выемки в грунте должны быть закрыты крышками, щитами или ограждениями. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами напряжением не выше 42 В.
К установкам, работающим под давлением, относятся паровые, а также водогрейные котлы, компрессоры, воздухосборники, газовые баллоны, паропроводы, газопроводы, автоклавы и др. Названные установки и устройства используются для генерирования и распределения горячего пара, хранения и перевозки сжатых газов и жидкостей.
Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, и баллонов с газом регламентируется следующими документами:
1. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 oC), утв. Минстроем России 28.08.92..
2. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (от 28.05.93 с изм. от 1996 г.).
3. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 10 - 115 - 96, утвержденные Госгортехнадзором России от 18.04.95 ( с изменениями и дополнениями от 02.09.97).
Лицо осуществляющее на предприятии надзор за сосудами, а также лицо, ответственное за их исправное состояние и безопасное действие, должны назначаться приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний в установленном порядке.
Обслуживание сосудов может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим производственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию сосудов. Состав квалификационной комиссии назначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение. Результаты аттестации оформляются протоколом, подписанным председателем и членами квалификационной комиссии. Лицам, сдавшим испытания, должны быть выданы удостоверения за подписью председателя комиссии.
На предприятии должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция по режиму работы сосудов и их безопасному обслуживанию. Такие инструкции должны быть вывешены на рабочих местах, а также выданы под расписку обслуживающему персоналу. Периодическая проверка знаний персонала должна производиться комиссией, назначаемой приказом по предприятию, не реже чем через 12 месяцев. Результаты проверки должны оформляться протоколом.
Ремонт сосуда и его элементов во время работы не допускается.
Обслуживающий персонал обязан строго выполнять инструкции по режиму работы сосудов и безопасному их обслуживанию и своевременно проверять исправность действия арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
Сосуд должен быть остановлен в случаях, предусмотренных инструкцией, в частности:
а) при повышении давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех требований, указанных в инструкции;
б) при неисправности предохранительных клапанов;
в) при обнаружении в основных элементах сосуда трещин, выпучин, значительного утончения стенок, пропусков или потения в сварных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрыва прокладок;
г) при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду под давлением;
д) при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;
е) при снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;
ж) при неисправности или неполном количестве крепежных деталей крышек и люков;
з) при неисправности указателя уровня жидкости;
и) при неисправности предохранительных блокировочных устройств;
к) при неисправности (отсутствии) предусмотренных проектом контрольно-измерительных приборов и средств автоматики.
Запрещается наполнять газом баллоны, у которых:
а) истек срок периодического освидетельствования;
б) отсутствуют установленные клейма;
в) неисправны вентили;
г) поврежден корпус (трещины, сильная коррозия, заметное изменение формы);
д) окраска и надписи не соответствуют Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Ремонт баллонов (пересадка башмаков и колец для колпаков) и вентилей должен производиться на заводах-наполнителях. По разрешению местных органов госгортехнадзора ремонт баллонов и вентилей может быть допущен в специальных мастерских. Вентиль после ремонта, связанного с его разборкой, должен быть проверен на плотность при рабочем давлении.
Производить насадку башмаков на баллоны разрешается только после выпуска газа, вывертывания вентилей и соответствующей дегазации баллонов.
Очистка и окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловинах запрещаются.
Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях, устройство которых регламентируется соответствующими нормами и положениями. Баллоны со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе; в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.
Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.
Перемещение баллонов должно производиться на специально приспособленных для этого тележках или при помощи других устройств. Перевозка наполненных газом баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Причины аварий и профилактика сосудов, работающих под давлением
К этой категории устройств и агрегатов относятся кислородные станции, варочные котлы, компрессоры, цистерны для перевозки сжиженных газов, автоклавы, воздухосборники, гидролизные аппараты и др.
1. Аварии, связанные с эксплуатацией этих устройств чаще всего заканчиваются взрывами по следующим основным причинам:
а) значительное повышение давления из-за неисправности предохранительных клапанов, нарушение технологического процесса или воспламенение паров масла в воздухосборниках;
б) неисправность запорных устройств крышек сосудов и предохранительных сигнальных устройств;
в) загрязнение охладителей компрессоров;
г) эксплуатация вторичных котлов с неотрегулированными предохранительными клапанами;
д) неисправность сигнально-блокировочных устройств в автоклавах, гидролизных аппаратах с быстросъемными крышками.
2. Аварии баллонов для сжатых и сжиженных газов относительно редки, но их взрывы обычно вызывают большие разрушения и травматизм людей. Основные причины аварий — это низкое качество изготовления баллонов, заполнение их сжиженными газами сверх установленных норм, нарушение правил безопасности при хранении и транспортировке баллонов.
Помимо своего основного назначения или прекращения срока годности металл баллонов используют в качестве конструкционного металла. Например, из баллонов сваривали металлическую опору. Во время резки очередного баллона, оказавшегося под давлением, произошел взрыв, вызвавший тяжелые последствия. В другом случае взрыв произошел при обработке баллона на токарном станке.
Иногда баллоны взрываются при подготовке их к сдаче в металлолом во время газовой резки.
Аварии пропан-бутановых баллонов происходят из-за дефектов сварных швов и неисправных вентилей. Возникают также утечки газа с образованием взрывоопасной газовоздушной смеси по названным причинам.
Аварии с кислородными баллонами вызваны загрязнением маслами и попаданием их внутрь баллона в результате окисления и значительного повышения температуры. Эти баллоны очень чувствительны к механическим ударам. Так, например, при переносе баллона двумя рабочими через цех, баллон уронили. От удара об рельс баллон взорвался. В другом случае газорезчик для снятия колпака воспользовался молотком. От ударов колпак взорвался, а рабочий был травмирован осколком.
В летние солнечные дни баллоны должны храниться под навесом, так как при повышении температуры газа в баллоне на каждые 2 градуса, давление возрастает примерно на 1 атм.
Аммиачные баллоны подвержены взрыву из-за переполнения, повышения температуры выше + 35 градусов С. Опасная зона при взрыве может достигать в радиусе до 70–100 метров.