Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

 

 

7

 

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов  субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы  трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации  и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными  правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными  правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения  и иные непосредственно связанные  с ними отношения регулируются также  коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права.

Нормы трудового  права, содержащиеся в иных федеральных  законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы  трудового права, применяется настоящий  Кодекс.

Если вновь  принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный  закон применяется при условии  внесения соответствующих изменений  в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу и иным федеральным  законам.

Постановления Правительства  Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации  и постановлениям Правительства  Российской Федерации.

Законы субъектов  Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу и иным федеральным  законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства  Российской Федерации и нормативным  правовым актам федеральных органов  исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать  нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации

 

 

 Трудовое законодательство  и иные нормативные правовые  акты, содержащие нормы трудового  права

 

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права:

•  настоящим  Кодексом;

•  иными федеральными законами;

•  указами  Президента Российской Федерации;

•  постановлениями  Правительства Российской Федерации  и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

•  конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

•  актами органов  местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы  трудового права.

 

Нормы трудового  права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу и иным федеральным  законам.

Постановления Правительства  Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации  и постановлениям Правительства  Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства  Российской Федерации и нормативным  правовым актам федеральных органов  исполнительной власти.

Акты органов  местного самоуправления и локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства  Российской Федерации, нормативным  правовым актам федеральных органов  исполнительной власти, законам и  иным нормативным правовым актам  субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными  федеральными законами, содержащими  нормы трудового права, применяется  настоящий Кодекс.

Если вновь  принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный  закон применяется при условии  внесения соответствующих изменений  и дополнений в настоящий Кодекс.

 

Комментарий к  статье 5

1. Комментируемая  статья посвящена источникам  трудового права. В ней не  содержится понятия трудового  законодательства, а только указывается,  что трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения  регулируются трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права. Под иными  следует понимать нормативные  правовые акты, не относящиеся  по своей отраслевой принадлежности  к трудовому праву, но содержащие  правовые нормы о труде. Так,  к источникам трудового права  относится Закон о железнодорожном  транспорте, который содержит ст. 16 и 17, регулирующие трудовые отношения  работников железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что настоящий Кодекс во многих отсылочных статьях содержит указание не на законодательство, которое рассматривалось КЗоТ как  законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов (в т.ч. законов), а на закон, если тот или  иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные  правовые акты по регулируемому ими  вопросу. Этим обеспечивается точный адресат  будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование  трудовых отношений и непосредственно  связанных с ними отношений  осуществляется в соответствии  с Конституцией РФ, которая содержит  принципиальные положения, определяющие  основные начала настоящего Кодекса  и всех иных нормативных правовых  актов о труде. Комментируемая  статья провозглашает свободу  труда, запрещает принудительный  труд, предусматривает право на  труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд, право  на защиту от безработицы, а  также признает право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры,  закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм  трудового законодательства определяется  также федеральными конституционными  законами. Принятие таких законов  предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Закон  о чрезвычайном положении. В  нем содержатся нормы трудового  права, предусматривающие изъятия  из действующих законов и иных  нормативных правовых актов, определяющих  правовой режим государственных  органов, органов местного самоуправления  и организаций, а также устанавливающих  права и свободы граждан. Так,  Закон о чрезвычайном положении  предусматривает (на период действия  чрезвычайного положения) возможность  запрета забастовок и иных  способов приостановления или  прекращения деятельности организаций,  отстранения от работы руководителей  государственных организаций в  связи с ненадлежащим исполнением  указанными руководителями своих  обязанностей и назначения других  лиц временно исполняющими обязанности  указанных руководителей.

4. Среди федеральных  законов о труде основополагающим  является ТК, вступивший в действие  с 1 февраля 2002 года.

Этот Кодекс закрепляет принципиальные положения правового  регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками  и работодателями. ТК имеет приоритет  перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права. Все они должны соответствовать  ТК, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения, а  также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной  практике.

Настоящий Кодекс впервые устанавливает механизм, способствующий соблюдению приоритета ТК перед иными федеральными законами. В комментируемой статье указано, что  в случае противоречий между настоящим  Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется настоящий Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия  принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон  применяется, если соответствующие  изменения и дополнения внесены  в ТК.

5. К источникам  трудового права относятся указы  Президента РФ. Указы, регулирующие  трудовые отношения, не должны  противоречить ТК и иным федеральным  законам. Это требование подчеркивает  подзаконность его правотворческой  деятельности. Указы Президента  РФ позволяют своевременно решать  вопросы регулирования трудовых  отношений. С помощью указов  Президента РФ оперативно решаются  и вопросы, нуждающиеся в законодательном  регулировании. В последующем  эти вопросы должны быть урегулированы  законом. См. Указ Президента РФ  от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия  по временной нетрудоспособности", где подчеркивается, что новый  размер пособия по временной  нетрудоспособности устанавливается  в целях упорядочения условий  обеспечения работающих граждан  пособиями по временной нетрудоспособности  и впредь до принятия соответствующего  федерального закона (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259).

6. В систему  нормативных актов, регулирующих  трудовые отношения, входят также  постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны  противоречить ТК, федеральным законам  и указам Президента РФ. Постановления  Правительства РФ, содержащие нормы  трудового права, издаются для  решения вопросов, отнесенных к  компетенции исполнительной власти  Российской Федерации. Во многих  случаях постановления Правительства  РФ принимаются для реализации  законодательных положений. Так,  Законом об охране труда предусматривалось,  что Положение о федеральной  инспекции труда утверждается  Правительством РФ. В соответствии  с этим Законом Постановление  Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 утвердило  Положение о федеральной инспекции  труда (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760).

7. Трудовые отношения  регулируются подзаконными нормативными  правовыми актами министерств  и иных федеральных органов  исполнительной власти. Эти акты  не должны противоречить ТК, федеральным  законам, а также указам Президента  РФ и постановлениям Правительства  РФ. Особое значение для регламентации  трудовых отношений имеют постановления  и разъяснения Минтруда России. Постановления, принимаемые Минтрудом  России, а также разъяснения по  применению нормативных актов  в области труда и социальным  вопросам обязательны для исполнения  всеми министерствами, государственными  комитетами и другими федеральными  органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями.  Эти постановления обеспечивают  единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия  применения постановлений Правительства  РФ. Минтруд России издает также  постановления по вопросам компетенции  Правительства РФ, которые по  его прямому поручению переданы  на разрешение Министерству. До  принятия ТК такие постановления  издавались Минтрудом России  по вопросу исчисления среднего  заработка.

8. Положения комментируемой  статьи основаны на п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии  с которым трудовое законодательство  относится к совместному ведению  Российской Федерации и ее  субъектов. Это означает, что трудовые  и тесно связанные с ними  отношения регулируются как актами  федерального уровня, так и актами  субъектов Российской Федерации.  Регулирование в сфере труда  осуществляется с учетом предусмотренного  Кодексом разграничения полномочий  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных  органов, определен ст. 6 ТК (см. коммент.  к ней). В случае принятия федерального  закона (иного нормативного правового  акта) по вопросу, ранее урегулированному  законом (иным нормативным правовым  актом) субъекта Российской Федерации,  региональное законодательство  приводится в соответствие с  федеральным.

ТК содержит и  иное важное положение, относящееся  к иерархии законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации. Эти акты не должны противоречить  настоящему Кодексу, иным федеральным  законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"