Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

Основанием для  возникновения ученического правоотношения является заключение ученического договора между работников и работодателем. Прекращается ученическое правоотношение с окончанием обучения и сдачей учеником квалификационного экзамена, после  чего ученическое правоотношение трансформируется в обычное трудовое более высокой  квалификации.

Содержанием ученического правоотношения являются обязанность  работника-ученика овладеть в установленный  в соответствии с договором срок (обычно не более шести месяцев) оговоренной  специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать его, оплачивать время обучения в  установленном договором размере, соблюдать трудовое законодательство и по окончании обучения обеспечить его работой по полученной специальности. На ученика в период обучения распространяется трудовое законодательство как на работника  данного производства.

Договор об ученичестве  может быть заключен и с работником, намеченным к высвобождению. Тогда  ученическое правоотношение возникает  в дополнение к его трудовому. Но оно может быть и самостоятельным, если обучение вышло за пределы предупредительного срока. Основной рабочей функцией ученика  является освоение им специальности  не только теоретически, но и практически  — для приобретения навыков.

Ученическое правоотношение по повышению квалификации, переобучению, обучению смежным профессиям непосредственно  на производстве возникает у работника, имеющего трудовой договор и трудовое правоотношение, в дополнение к ним. Например, работник наряду со своей  работой по специальности осваивает  вторую специальность, чтобы затем  совмещать эти профессии, или  работник два-три месяца проходит в  организованной на производстве форме  повышение своей квалификации, обучаясь работе на компьютере и т.п.

Основанием возникновения  такого сопутствующего трудовому правоотношения является направление работника  по соглашению с работодателем на данную форму обучения — повышение  квалификации на определенный срок и  заключение с ним ученического договора.

Правоотношение  по руководству обучением на производстве возникает Между обучающим лицом  и работодателем. Как правило1 таким  обучающим лицом является высококвалифицированный  работник данной организации, к которому прикрепляют для обучения учеников. Поэтому для обучающего данное правоотношение возникает также как дополнительное к его трудовому правоотношению с момента такого прикрепления и  оканчивается сдачей учеником (учениками) квалификационных экзаменов. Но данное правоотношение по обучению может возникнуть у обучающего лица и как разновидность  трудового правоотношения, если он занят только обучением учеников.

Правоотношения  по надзору и контролю за соблюдением  трудового законодательства. Субъектами данных правоотношений являются, с  одной стороны, Федеральная инспекция  труда и специализированные государственные  или профсоюзные инспекции, осуществляющие надзор и профсоюзный контроль за охраной труда, за соблюдением трудового  законодательства, а с другой —  должностные лица администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство.[8]

Эти правоотношения возникают с момента начала работы организации. До того у данных органов  надзора и контроля есть соответствующие  правоотношения по предупредительному надзору с проектно-строительными организациями по соблюдению уже в проектах оборудования, механизмов, промышленных зданий и сооружений, а также при сдаче их в эксплуатацию правил техники безопасности и производственной санитарии. Прекращаются эти правоотношения с ликвидацией данного производства.

Содержанием названных  правоотношений является обязанность  органов надзора и контроля осуществлять надзор и контроль за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных  лиц администрации обеспечить условия  для осуществления прав этих органов  по надзору и профсоюзному контролю и нести перед ними соответствующую  правовую ответственность за трудовые правонарушения, несоблюдение правил охраны труда.

Трудовая правосубъектность  органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства возникает с момента их образования. Задачи, права и обязанности соответствующих  органов надзора и контроля регламентируются положениями о них.

Правоотношения  по материальной ответственности сторон трудового договора. Эти правоотношения возможны двух видов в зависимости  от того, какая сторона нанесла  вред другой стороне трудового договора: правоотношения по ответственности  работодателя за вред, причиненный  работнику; правоотношения по материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю.

Субъекты данных правоотношений — стороны трудового  договора, т.е. субъекты трудовых правоотношений.

Основанием возникновения  правоотношений является противоправное виновное причинение ущерба другой стороне  трудового договора. Прекращаются правоотношения окончанием выплаты причитающихся  в соответствии с трудовым законодательством  сумм в возмещение ущерба потерпевшей  стороне.

Содержанием правоотношений является обязанность виновной стороны  возместить причиненный ею вред другой стороне трудового договора в  соответствии с законодательством.

Эти правоотношения носят охранительный характер. Они  охраняют право работника на безопасные и здоровые условия труда и  его право на труд, с одной стороны, и имущество работодателя от небрежного к нему отношения — с другой.

Правоотношения  по разрешению трудовых споров. Правоотношения по разрешению трудовых споров — это  процессуальные правоотношения охранительного характера в отличие от иных, материальных. Но в них применяются для решения  спора нормы материального трудового  права. Между их субъектами возникает  процессуальная связь, т.е. по процессу разрешения индивидуального или  коллективного трудового спора. При обращении с трудовым спором в соответствующий юрисдикционный орган у этого органа возникают  процессуальные правоотношения с каждой из спорящих сторон, а также с  другими возможными участниками  разрешения трудового спора (свидетелями, экспертами и др.).

Основанием возникновения  названных правоотношений является поступившее в данный орган заявление  о разрешении трудового спора. Прекращаются процессуальные правоотношения вынесением юрисдикционным органом решения  по трудовому спору.

Содержание правоотношений по разрешению трудовых споров определяется трудовым законодательством, а при  рассмотрении спора в суде — еще  и гражданским процессуальным законодательством. При рассмотрении спора вышестоящим  органом возникают административно-процессуальные правоотношения. Следовательно, правоотношения по рассмотрению трудовых споров в  зависимости от того, нормами какой  отрасли права регулируются данные процессуальные отношения, возможны трех видов:[9]

• трудовые процессуальные правоотношения — в КТС, примирительной комиссии, с посредником, в трудовом арбитраже;

• гражданские  процессуальные правоотношения — в  суде;

• административно-процессуальные правоотношения — в вышестоящем  органе.

Все они представляют процесс разрешения спора в его  динамике. Сам процесс — особая форма применения норм трудового  права уполномоченным на то юрисдикционным органом, когда он может к обязанному субъекту, нарушившему свою трудовую обязанность и права другого  субъекта трудового права, применять  принудительную силу государства для  выполнения этой обязанности.

 

 

 

6

 

 

Источники ТП и  их классификация.

Источники ТП  регулируют в соответствии с Конст. РФ труд. и иные непосредственно  связанные с ними отношения: ТК, ФЗ, Указы Президента, Постановления  Прав-ва, конституции (уставы) и з-ны субъектов РФ, акты местного самоуправления и т.п.

   Источники  рос. ТП можно классифицировать  по следующим основаниям:    - по юр. силе: з-ны, подзаконные акты;    - по месту в системе ТП: относящиеся  ко всей отрасли, Общей или  Особенной частям, отдельным институтам;    - по органам, принявшим нормативные  правовые акты: принятые Фед. Собранием,  Президентом, Прав-вом, фед. органами  исполнит. власти, органами власти  субъектов РФ, органами местного  самоуправления, работодателем;    - по форме актов: з-ны, указы,  постановления, распоряжения, приказы,  положения, разъяснения и т.д.;    - по географии и масштабам  действия: общефедеральные; региональные (субъектов РФ); муниципальные; межотраслевые,  отраслевые; локальные.

 

 

 

Источники труд. права  и их классификация.

Источник права  – форма закрепления, внешнего выражения  его норм. Система источников тр.права  представляет собой сов-ть классифицированных по предмету и соподчиненности источников тр.права, включая законы, подзаконные  акты, нормативные части коллективных договоров, соглашений.

Регулирование труд. отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией РФ, фед.и  конституционными законами осуществляется:

1. труд. законодательством  (включая законодательство об  охране труда), состоящим из Труд. кодекса, иных фед. законов  и законов субъектов Федерации,  содержащих нормы труд. права;

2. иными нормативными  правовыми актами, содержащими нормы  труд. права:

- указами Президента  РФ;

- постановлениями  фед. Правительства и нормативными  правовыми актами фед. органов  исполнительной власти;

- нормативными  правовыми актами органов исполнительной  власти субъектов Федерации;

- нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления.

Труд. отношения  и иные непосредственно связанные  с ними отношения регулируются также  коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы труд. права.

Нормы труд. права, содержащиеся в иных фед. законах, должны соответствовать Труд. кодексу. В  случае противоречий между Труд. кодексом и иным фед. законом, содержащим нормы  труд. права, применяется Труд. кодекс.

Органы местного самоуправления имеют право принимать  нормативные правовые акты, содержащие нормы труд. права, в пределах своей  компетенции в соответствии с  Труд. кодексом, другими фед.и законами и иными нормативными правовыми  актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

 

 

Понятия источников трудового права и их системы

Источником трудового  права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы  этой отрасли. Источник представляет собой  форму выражения норм трудового  права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный  акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения  трудового законодательства, которые  могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так  и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах  и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.

     Источник  трудового права является результатом  нормотворческой деятельности уполномоченных  государственных органов, органов  местного самоуправления и социальных  партнеров. В то же время  он служит основой правоприменительной  деятельности в сфере труда  различных органов, должностных  лиц и работодателей.

     Система  источников трудового права включает  все источники трудового права:  законы, подзаконные акты, вплоть  до нормативных частей коллективных  договоров, соглашений, классифицированных  не только по предмету, но и  по подчиненности, субординации  актов. Все источники в их  системе находятся в определенной  взаимосвязи и взаимозависимости.

     Система  источников строится по системе  отрасли трудового права, а  последняя построена по предмету  данной отрасли.

     Весь  комплекс источников трудового  права называется трудовым законодательством,  или законодательством о труде,  которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии  с изменениями, происходящими  в сфере труда и во всем  обществе, а также в международно-правовом  регулировании труда, так как  трудовое право исключительно  динамичная отрасль права. С  принятием нового Трудового кодекса  ряд положений будет пересмотрен  и в науке трудового права.

2. Особенности  системы источников трудового  права

Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

     1. В  создании актов трудового законодательства  активно участвуют сами работники  через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные  органы, а также работодатели.

     2. В  систему источников трудового  права России, обусловленную федеральным  характером нашего государства,  входят нормативные акты не  только федерального ранга, но  и акты субъектов Российской  Федерации, а также нормативная  часть социально-партнерских соглашений  и коллективных договоров, международно-правовые  акты по труду, ратифицированные  нашей страной (Всеобщая декларация  прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации  Международной организации труда).

     Вся  система источников трудового  права РФ состоит из: федерального  законодательства, регионального (субъектов  Федерации), локального (на предприятии,  в организации) и международных  актов, которые имеют преимущество  перед национальными актами в  соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции  РФ.

     3. В  этой системе не только федеральные  централизованные акты (законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ и др.), определяющие минимальный  уровень гарантий трудовых прав, как общих для всех работников, так и специальных для некоторых  категорий, но и конституции,  законы и иные акты о труде  субъектов Федерации, акты органов  местного самоуправления и локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права и расширяющие  указанные гарантии, повышающие  их уровень. Все они должны  соответствовать по содержанию  их норм Трудовому кодексу  РФ (ст. 5 ТК) и не снижать, а лишь  повышать уровень его гарантий.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"