Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция
1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан
9. В системе
нормативных правовых актов о
труде имеются также акты
Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации. Настоящий Кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов о труде. Они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных и региональных органов исполнительной власти.
10. Конституционные
положения, касающиеся
ВС РФ неоднократно признавал недействительными те или иные правовые нормы по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан. Так, ВС РФ, основываясь на том, что запрет занимать две руководящие должности на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 N ГКПИ 2000-1293 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 22.09.88 N 111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается (БВС РФ. 2001. N 10).
8
Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
КОММЕНТАРИЙ:
§ 1. Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем. В комментируемом Кодексе значительно расширена правовая основа для принятия локальных актов. Увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные акты должны15 приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен новый минимум обеспечения законности этих актов в рамках конкретной организации.
Применение локальных
нормативных актов связано
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.
§ 2. В случаях,
предусмотренных Кодексом, законами
и иными нормативными правовыми
актами, коллективным договором, работодатель
при применении нормативных актов,
содержащих нормы трудового права,
обязан учитывать мнение представительного
органа работников. Трудовой кодекс расширил
и конкретизировал формы
Кодекс четко предусматривает случаи, когда локальные нормативные правовые акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Например, в ст. 190 настоящего Кодекса правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Часть 2 ст. 135 ТК предусматривает, что система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. А что касается порядка учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, то он предусмотрен в ст. 372 Кодекса (подробнее см. данную статью и комментарий к ней).
Таким образом, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего мнения выборного профсоюзного органа, должны приниматься локальные нормативные акты по определенным вопросам, касающимся рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, трудового распорядка и трудовой дисциплины, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, охраны труда.
§ 3. Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.
Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента их принятия. В таких случаях применяются трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Локальные нормативные акты в сфере трудовых отношений
23.06.2011 14:12
Система правового
регулирования деятельности организаций
складывается из законодательных, иных
правовых актов и внутренних документов,
принимаемых самой организацией
в рамках локального нормотворчества
безотносительно к форме
В соответствии со
ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений осуществляется,
кроме трудового
Федеральным Законом Российской Федерации от 30.06.2006
N 90-ФЗ "О внесении
изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации,
Работодателям дано
право создавать нормативно-
Работодатель
реализует свои нормотворческие
полномочия в пределах своей правосубъектности,
устанавливаемой законами, иными
нормативными правовыми актами, коллективным
договором, соглашениями. Содержание данной
компетенции указывается в
ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Исходя из положений, записанных в Трудовом кодексе Российской Федерации, различают два вида локальных нормативных актов.
Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса).
Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.
Работодателю, необходимо
учитывать мнение выборного органа
первичной профсоюзной
а) изменение определенных
сторонами условий трудового
договора по причинам, связанным с
изменением организационных или
технологических условий труда,
когда эти причины могут
б) отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ;
в) привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);
г) регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);
д.) определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ);
е) привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК РФ);
ж) порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ);
З.) утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков
(ст. 123 ТК РФ);
и) определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
к) принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений
(ст. 180 ТК РФ);
л) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);
м) утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ);
н) увеличение в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);
о) утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
п) установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302
ТК РФ);
р) установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ);
с) установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).
Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, следующие вопросы:
а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
б) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
в) принятие локальных нормативных актов, устанавливающим системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
г) утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);
д.) определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);
е) принятие локальных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
ж) утверждение
правил внутреннего трудового
з) определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч. З ст. 196 ТК РФ).
* * *
Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.