4. Эта
система состоит из общего
трудового законодательства, относящегося
ко всем работникам всей территории
России, и специального, отражающего
дифференциацию его норм, распространяющегося
на определенные категории работников.
В общих актах (ТК и др.) могут
быть и специальные нормы (о
труде на вредных, опасных работах,
труде женщин, подростков и т.д.).
Конституция РФ, Трудовой кодекс
и федеральные законы о труде
имеют верховенство на всей
территории России.
5. Вся
система делится на законы
и подзаконные акты. Законы делятся
на основные (Конституция), конститутивные
(Декларация прав и свобод человека
и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992,
52, ст. 1865) и текущие (например, Закон
РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных
договорах и соглашениях"). Законы
о труде могут быть кодифицированными,
например ТК РФ, и текущими
по отдельным институтам трудового
права, как указанный Закон
"О коллективных договорах
и соглашениях". Следует отметить,
что текущие российские законы
появились лишь с 1990 г., а до
того на территории России
действовали в основном союзные
законы о труде (кроме КЗоТ
РСФСР). В настоящее время их
действие продолжается лишь по
тем вопросам, которые не урегулированы
еще российскими законами. К подзаконным
актам относятся все, кроме
законов, нормативные акты трудового
законодательства (указы Президента
РФ, постановления Правительства
РФ, постановления и приказы нормативного
характера министерств, ведомств,
как России, так и ее субъектов,
нормативная часть социально-партнерских
соглашений и коллективных договоров).
6. В
системе источников трудового
права есть и нормативные акты
по труду, охране труда специализированных
органов (Министерства труда и
социальной защиты), а также приказы,
правила, инструкции специализированных
государственных и профсоюзных
инспекций, осуществляющих надзор
и контроль за трудовым законодательством,
охраной труда (Гострудинспекции,
Госпромтехнадзора, Атомнадзора,
Санэпидемнадзора и др.).
3. Классификация
источников трудового права, их
виды
Все источники
трудового законодательства классифицируются
на законы и подзаконные акты по
степени их важности и субординации.
Но их можно классифицировать и по
другим основаниям:
системе
отрасли трудового права: акты,
относящиеся к общей ее части
(Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и
акты, относящиеся только к отдельным
институтам трудового права (обеспечению
занятости, трудовому договору, рабочему
времени и времени отдыха, оплате
труда, охране труда, трудовым
спорам и др.); при этом такой
кодифицированный акт, как Трудовой
кодекс, регулирует все институты
трудового права, а текущие
законы РФ о занятости, коллективных
договорах и соглашениях, охране
труда и др. регулируют определенные
вопросы и относятся к одному-двум
институтам трудового права;
органам,
их принимающим: законы и постановления
Верховного Совета, а теперь - Государственной
Думы РФ, указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и
распоряжения Правительства, положения,
правила, приказы, решения, принятые
министерствами и ведомствами
по вопросам труда, его оплаты
и охраны, а также рекомендации,
разъяснения и др. Федеральный
закон принимается Государственной
Думой РФ и затем одобряется
Советом Федерации и подписывается
Президентом РФ. Законы субъектов
Федерации не должны противоречить
Конституции РФ и Федеральным
законам;
сфере
действия: общефедеральные (Конституция
РФ, КЗоТ), республиканские, областные
и других субъектов Федерации,
отраслевые (ведомственные), действующие
только в данной отрасли народного
хозяйства (например отраслевое
тарифное социально-партнерское
соглашение), уставы, положения (о
дисциплине работников отдельных
отраслей народного хозяйства), межотраслевые
акты (правила, стандарты по технике
безопасности, охране труда), муниципальные
(местные, районные, городские), и
локальные, действующие только
для работников данного предприятия,
организации.
Трудовой
кодекс источникам трудового
права посвящает ст. 5-13. В ст. 5
они кратко перечислены и указана
субординация перечисленных источников.
В ст. 6 Проекта ТК подробно
разграничиваются полномочия между
федеральными органами государственной
власти и органами субъектов
Федерации по принятию источников
трудового права (в КЗоТе это
был пробел). В ТК также предусмотрен
порядок принятия работодателем
актов о труде и указано,
что акты, ухудшающие положение
работников по сравнению с
законодательством о труде, являются
недействительными (ст. 8).
Статьей
11 ТК установлено, что нормативные
акты о труде обязательны на
всей территории России для
всех организаций, применяющих
труд на основании трудового
договора. Статья 12 ТК предусматривает
действие актов трудового законодательства
во времени, а ст. 13 - действие
их в пространстве. Следует отметить,
что раздел I "Общая часть"
составлен с учетом достижений
нашей науки трудового права.
Так, например, в учебнике "Трудовое
право России" (под ред. О.
В. Смирнова. М., 2001) было указано
многое по проблеме источников,
что затем воспринято Трудовым
кодексом. Каждый раздел ТК начинается
со статьи "Общие положения",
дающей общую характеристику
института данного раздела и
его основные понятия.
Потребность
в новом Кодексе ощущалась
давно. Он урегулировал в соответствии
с нынешними изменениями в
сфере труда основные институты
трудового права. В последнее
время с развитием системы
российского трудового законодательства
стал все заметнее ощущаться
пробел в КЗоТе, не предусматривавшем
разграничения компетенции между
Федерацией и ее субъектами
по созданию трудового законодательства,
а об его источниках в ст.
3 предусмотрена была всего одна
фраза.
Новый
Трудовой кодекс хорошо восполнил
этот пробел. В нем четко указаны
виды источников трудового права,
их соподчинение (субординация), действие
их во времени и пространстве,
а ст. 6 разграничивает полномочия
Федерации и ее субъектов по
созданию трудового законодательства.
Она предусматривает, что к
ведению федеральных органов
государственной власти относится
принятие обязательных для применения
на всей территории Российской
Федерации законов и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих:
- основные
направления государственной политики
в сфере трудовых и непосредственно
связанных с ними отношений,
основ их правового регулирования;
- обеспечиваемый
государством уровень трудовых
прав, свобод и гарантий работникам
(включая дополнительные гарантии
отдельным категориям работников);
- порядок
заключения, изменения и расторжения
трудовых договоров;
- основы
социального партнерства, порядок
ведения коллективных переговоров,
заключения и изменения коллективных
договоров и соглашений;
- порядок
разрешения индивидуальных и
коллективных трудовых споров;
- принципы
и порядок осуществления государственного
надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства и
систему федеральных органов,
осуществляющих этот надзор и
контроль;
- порядок
расследования несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний;
- систему
и порядок проведения государственной
экспертизы условий труда и
сертификации производственных
объектов на соответствие требованиям
по охране труда;
- порядок
и условия материальной ответственности
сторон трудового договора, в
том числе возмещение вреда
работнику по трудовому увечью;
- виды
дисциплинарных взысканий и порядок
их применения;
- систему
государственной статистической
отчетности по вопросам труда
и охраны труда;
- особенности
правового регулирования труда
отдельных категорий работников.
Субъекты
Федерации принимают нормативные
правовые акты трудового законодательства
по другим вопросам труда, не
отнесенным к компетенции Федерации.
Если они устанавливают более
высокий уровень трудовых прав
и гарантий работникам по сравнению
с установленными федеральными
актами, приводящий к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов, то это обеспечивается
за счет бюджета данного субъекта
Федерации.
Статья
6 ТК предусмотрела в третьей
и четвертой ее частях субординацию
актов Федерации и ее субъектов.
Локальные акты трудового законодательства
принимает работодатель в соответствии
с трудовым законодательством,
коллективным договором, соглашениями
и с учетом мнения представительного
органа работников (ст. 8 ТК). Коллективный
договор, соглашение могут предусмотреть
их принятие не с учетом
мнения, а по согласованию с
этими органами.
Локальные
нормативные акты, принятые с
нарушением указанного порядка
или ухудшающие положение работников
по сравнению с трудовым законодательством,
являются недействительными. В
этих случаях применяются соответствующие
нормы трудового законодательства.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ
ТРУДОВОГО ПРАВА
Источниками трудового
права называются результаты правотворческой
деятельности компетентных органов
в сфере регулирования трудовых
и иных непосредственно связанных
с ними отношений, составляющих предмет
данной отрасли права. Весь комплекс
источников трудового права определяется
как трудовое законодательство. Составной
частью системы источников трудового
права России являются локальные
нормативные акты, содержащие нормы
трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведены
виды нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права. Кодекс выстраивает
иерархическую систему трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права:
1) Трудовой кодекс
Российской Федерации;
2) федеральные
законы и законы субъектов
Федерации, содержащие нормы трудового
права;
3) указы Президента
Российской Федерации;
4) постановления
ПравительстваРФ и нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти;
5) нормативноправовые
акты органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации;
6) акты органов
местного самоуправления.
В случае противоречий
между ТК РФ и иными федеральными
законами, содержащими нормы трудового
права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
По своей юридической
силе в сфере регулирования трудовых
отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается
к федеральным законам.
Система источников
имеет свои особенности.
1. Система состоит
из общего и специального законодательства.
2. Система делится
на законы и подзаконные акты.
3. В систему
источников входят нормативные
правовые акты, принятые федеральными
органами государственной власти,
и акты субъектов Российской
Федерации
4. Наличие в
системе источников ведомственных
актов, среди которых: акты
Министерства здравоохранения и
социального развития РФ.
5. Наличие актов
договорного характера.
6. В создании
актов трудового законодательства
принимают участие работодатели
и работники через своих представителей.
7. Действие принципа
неухудшения положения работника,
т. е. акт меньшей юридической
силы не может ухудшать положение
работника по сравнению с вышестоящим
актом (ст.5, 6, 8, 9 ТКРФ).
Все источники
трудового законодательства можно
разделить на законы и подзаконные
акты по степени их важности и субординации,
по системе отрасли трудового
права, сфере действия, органам, их принимающим.
Международные договоры
(принципы, нормы) применяются в качестве
непосредственного регулятора трудовых
отношений, когда нормы национального
законодательства устанавливают более
низкий уровень правовых гарантий,
социальной защиты
2. Источники трудового
права и их классификация.
Регулирование трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений в
соответствии с Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами осуществляется
трудовым законодательством (включая
законодательство об охране труда) и
иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового
права:- Трудовым Кодексом; - федеральными
законами;
- указами Президента
РФ; - постановлениями Правительства
РФ и нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной
власти; - конституциями (уставами),
законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ;
- актами органов местного самоуправления
и локальными нормативными актами,
содержащими нормы ТП. Нормы ТП,
содержащиеся в иных законах,
должны соответствовать настоящему
Кодексу. Указы Президента РФ,
содержащие нормы ТП, не должны
противоречить настоящему Кодексу
и иным федеральным законам.
Постановления Правительства РФ,
содержащие нормы ТП, не должны
противоречить настоящему Кодексу,
иным федеральным законам и
указам Президента РФ. Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, содержащие
нормы ТП, не должны противоречить
настоящему Кодексу, иным федеральным
законам, указам Президента РФ
и постановлениям Правительства
РФ. Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ, содержащие
нормы ТП, не должны противоречить
настоящему Кодексу, иным федеральным
законам, указам Президента РФ,
постановлениям Правительства РФ
и нормативным правовым актам
федеральных органов исполнительной
власти. Акты органов местного
самоуправления и локальные нормативные
акты, содержащие нормы ТП, не
должны противоречить настоящему
Кодексу, иным федеральным законам,
указам Президента РФ, постановлениям
Правительства РФ, нормативным правовым
актам федеральных органов исполнительной
власти, законам и иным нормативным правовым
актам субъектов РФ. В случае противоречий
между настоящим Кодексом и иными федеральными
законами, содержащими нормы ТП, применяется
настоящий Кодекс. Если вновь принятый
федеральный закон противоречит настоящему
Кодексу, то этот федеральный закон применяется
при условии внесения соответствующих
изменений и дополнений в настоящий Кодекс.