Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция
1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан
Приказ - локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.
Решение - локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.
Положение - локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого - либо из своих правомочий.
Инструкция - локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.
Правила - локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.
ОТЛИЧИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОТ ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ
Локальные нормативные
акты не следует смешивать с
1. Локальный правовой
акт несет волевое содержание.
Содержание локальных актов
2. Внутриорганизационный
характер. Локальными нормативными
актами, содержащими нормы трудового
права, являются лишь те, которые
регулируют трудовые и
3. Динамизм и
устойчивость - разнонаправленные свойства.
Динамизм означает
Стабильность
локальных правовых актов - необходимое
условие для обеспечения
4. Локальные акты
рассчитаны на многократное
Государство наделяет
организации правом создавать свои
собственные
5. Локальные акты
обеспечиваются
6. Производный
от законодательства характер
означает, что все локальные акты
возникают в силу
ПРОЦЕДУРА УЧЕТА МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ПРОФОРГАНА
ПРИ ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного профоргана, действующего в организации, а только представительного профоргана (представляющего интересы всех или большинства работников данной организации). К представительным профорганам относится выборный профсоюзный орган профорганизации, которая объединяет более половины работников организации, либо которой работники организации на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов.
Статья 372 ТК РФ, регулирует отношения работодателя и выборного профсоюзного органа по разработке и принятию локального нормативного акта, которая содержит определенные действия:
- работодатель
самостоятельно разрабатывает
- разработав проект
локального нормативного акта, работодатель
обязан подготовить письменное
обоснование содержания такого
акта, смысл которого сводится
к необходимости его принятия,
соответствия действующему
- работодатель
обязан направить проект
- выборный профсоюзный
орган, представляющий
Хотя в ч. 2 ст.
372 ТК не упоминается о мотивированном
обосновании работодателем
Мотивированное мнение по проекту локального нормативного правового акта должно быть принято на правомочном заседании профкома и соответственно оформлено его протоколом. Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа может иметь форму выписки из решения профкома. На такое заседание целесообразно приглашать работодателя, его представителей, занимавшихся разработкой проекта локального нормативного правового акта.
В мотивированном мнении выборного профсоюзного органа могут содержаться наряду с соглашением (одобрением) предложения по совершенствованию проекта локального нормативного правового акта. В этом случае работодатель, так же как и при отклонении проекта, профкомом, обязан соблюсти следующие условия:
- получив в
установленный законом срок
Законодатель не указал, в каких днях исчисляется трехдневный срок (рабочих или календарных). Нет на этот счет указаний и в ст. 14 ТК. Поэтому с учетом содержания ч. 3 ст. 373 ТК трехдневный срок следует исчислять в рабочих днях.
Организация дополнительных
консультаций возложена на работодателя,
который обязан проявить инициативу
и обеспечить техническое оснащение
их проведения. Процесс проведения
консультаций представляет собой переговоры
представителей сторон. Кодекс не устанавливает
каких-либо формальных требований к
организации переговорного
Часть 3 ст. 372 ТК отводит
на проведение дополнительных консультаций
три дня, исчисляемых с момента
получения работодателем
Целесообразно составлять протокол разногласий и в случае одобрения конечного варианта локального нормативного акта с внесенными в него изменениями, уточнениями и т.п. В этом случае не требуется составления профкомом нового варианта мотивированного мнения, что позволяет работодателю при любом исходе консультаций принять обсуждавшийся проект локального нормативного правового акта, а в случае спора - точно определить позиции сторон до его возникновения.
Профсоюзный орган вправе обжаловать не одобренный им, но принятый работодателем проект локального нормативного правового акта. Приказ об утверждении проекта локального нормативного правового акта должен быть признан незаконным, юридически ничтожным со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, вступивший в силу, а затем отмененный локальный нормативный правовой акт обычно вызывает ряд правовых последствий в период своего действия (например, выплату премии или, наоборот, депремирование ряда работников). Как известно, заработная плата, в том числе и премия, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана (ст. 137 ТК). Но если нормативным правовым актом были отменены ранее полагавшиеся работнику выплаты, то в результате отмены этого локального акта у работника возникает право требовать их восстановления. Период и сроки отмены могут быть значительными.
В законе не указан
срок, в течение которого обжалуется
утвержденный с нарушением рассмотренной
процедуры принятия локальный нормативный
правовой акт. Не установлен в законе
и жалобщик, т.е. субъект, который
правомочен обратиться за защитой
прав. Это может быть не только профком,
но и любой работник организации,
который считает, что принятый работодателем
локальный нормативный акт
Часть 5 ст. 372 ТК определяет
процедурные особенности
ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЛОКАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Закон регламентирует действие локальных нормативных актов во времени, распространяя при этом на них принцип - закон не имеет обратной силы. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
При введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:
- утвержденный
локальный нормативно-правовой
- акты, которыми
изменяются обязательные
- в случаях,
если в локальном нормативном
акте содержатся правила, по
которым предусмотрено
В локально- нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативно - правового акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников информации о введении локального нормативного акта и его содержании. Данные сведения могут содержаться как в последнем разделе самого локального нормативно-правового акта, так и в отдельном приказе (распоряжении) работодателя. Эта процедура может быть регламентирована самостоятельным локальным нормативно-правовым актом организации, например стандартом предприятия или положением о порядке разработки утверждения и введения в действие того или иного вида локальных нормативно-правовых актов.
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
Действующее трудовое законодательство детально регламентирует разработку и принятие локальных нормативных актов. Особенно это касается коллективных договоров, которые становятся своеобразными "кодексами" в организациях.