вести
коллективные переговоры, а также
заключать коллективный договор
в порядке, установленном настоящим
Кодексом;
предоставлять
представителям работников полную
и достоверную информацию, необходимую
для заключения коллективного
договора, соглашения и контроля
за их выполнением;
своевременно
выполнять предписания государственных
надзорных и контрольных органов,
уплачивать штрафы, наложенные за
нарушения законов, иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
рассматривать
представления соответствующих
профсоюзных органов, иных избранных
работниками представителей о
выявленных нарушениях законов
и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового
права, принимать меры по их
устранению и сообщать о принятых
мерах указанным органам и
представителям;
создавать
условия, обеспечивающие участие
работников в управлении организацией
в предусмотренных настоящим
Кодексом, иными федеральными законами
и коллективным договором формах;
обеспечивать
бытовые нужды работников, связанные
с исполнением ими трудовых
обязанностей;
осуществлять
обязательное социальное страхование
работников в порядке, установленном
федеральными законами;
возмещать
вред, причиненный работникам в
связи с исполнением ими трудовых
обязанностей, а также компенсировать
моральный вред в порядке и
на условиях, которые установлены
настоящим Кодексом, федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами;
исполнять
иные обязанности, предусмотренные
настоящим Кодексом, федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, коллективным
договором, соглашениями и трудовыми
договорами.
Поскольку
согласно ст. 11 Кодекса действие
его и других нормативных правовых
актов трудового права распространяется
и на трудовые отношения иностранных
граждан, лиц без гражданства,
организаций, ими созданных или
учрежденных, или с их участием,
работников международных организаций
и иностранных юридических лиц,
то иностранец и лицо без
гражданства могут быть как
работниками, так и работодателями
со всеми их правами и обязанностями.
4. Профсоюз как
субъект трудового права
Для выражения
и зашиты своих интересов работники
объединяются в профсоюзы.
Статья
30 Конституции РФ предусматривает
"право создавать профсоюзы
для защиты своих интересов".
Свобода деятельности общественных
объединений гарантируется. Согласно
Конвенции Международной организации
труда 87 (1948 г.) "О свободе ассоциаций
и защите права на организацию"
трудящиеся имеют право создавать
по своему выбору организации,
вступать в такие организации
для выражения и защиты своих
интересов. Таким же правом
эта Конвенция МОТ наделяет
и предпринимателей.
Права
профсоюзов в России впервые
были признаны законодательно
и закреплены в первом КЗоТ
1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР
1922 г. была уже самостоятельная
глава о правах профсоюзов, и
советский законодатель эти права
непрерывно расширял. В третьем
КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были
предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей
(ст. 225-235). Кроме норм данной главы
в КЗоТ были и другие статьи,
также предусматривавшие права
профсоюзных комитетов на производстве
(ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).
Правовой
статус профсоюзов теперь определяется
Кодексом и Федеральным законом
от 12 января 1996 г. "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности" (СЗ РФ. 1996. 3. Ст. 148).
Данный Закон устанавливает правовые
основы организации и деятельности профсоюзов,
содержит нормы, обязывающие органы государственной
власти и управления, работодателей, должностных
лиц администрации производства содействовать
деятельности профсоюзов. В ст. 3 Закона
дается определение ряда понятий. Закон
предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых
прав на всех уровнях их деятельности,
начиная с производства и кончая федеральным
уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.
Профсоюз
- это добровольное общественное
объединение граждан, связанных
общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности,
создаваемое в целях представительства
и защиты их социально-трудовых
прав и интересов (ст. 2 Закона).
Его основными функциями (направлениями
деятельности) являются представительская
(на всех уровнях организации)
и защитная - по защите и повышению
социально-трудовых прав и интересов
трудящихся. Профсоюзы возникли
впервые в мире в середине XIX
в. в Англии, как наиболее тогда
промышленно развитой стране, с
защитной их функцией для отстаивания
профессиональных интересов работников.
Статья
11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет
их право на представительство
и защиту социально-трудовых прав
и интересов работников, а также
на участие в нормотворчсстве,
при котором они проявляют
обе свои функции. Все проекты
законодательных актов, затрагивающие
социально-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами
вместе с общероссийскими профсоюзами
и их объединениями (ассоциациями),
а проекты нормативных правовых
актов рассматриваются и принимаются
органами законодательной власти,
органами местного самоуправления
с учетом мнения соответствующих
профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать
и с предложениями о принятии
законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-трудовой
сферы.
Защитная
функция профсоюзов - это целенаправленная
правовая деятельность (на правовой
основе) по защите социально-трудовых
прав работника на всех этапах
правового регулирования труда:
при создании норм трудового
права, применении важнейших норм
администрацией, профилактике трудовых
правонарушений, профсоюзном контроле
за соблюдением трудового законодательства,
восстановлении нарушенных трудовых
прав и привлечении к ответственности
нарушителей.
Закон
РФ о профсоюзах состоит из
32 статей, объединенных в 6 глав. Он
устанавливает правовые основы
создания профсоюзов, их права
и гарантии деятельности.
Данный
Закон регулирует отношения профсоюзов
с органами государственной власти,
местного самоуправления, работодателями,
их объединениями, другими общественными
объединениями, юридическими лицами
и гражданами (ст. 1).
Глава
I "Общие положения" (ст. 1 - 10) определяет
цели и задачи, сферу действия
данного Закона, предмет его регулирования,
конкретизирует право на объединение
в профсоюзы, порядок создания
их уставов и положений о
первичных профсоюзных организациях,
их регистрации, запрет дискриминации
по признаку принадлежности или
непринадлежности к профсоюзам,
а также порядок прекращения
деятельности профсоюзов. Глава
II "Основные права профсоюзов"
(ст. 11-23) предусматривает следующие
права:
- на
представительство и защиту социально-трудовых
прав и интересов работников (ст.
11);
- на
содействие занятости (ст. 12);
- на
ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных
договоров и контроль за их
выполнением (ст. 13);
- на
участие в урегулировании коллективных
трудовых споров (ст. 14);
- отношения
профсоюзов с работодателями, их
объединяющими (союзами, ассоциациями),
органами государственной власти
и местного самоуправления строятся
на основе социального партнерства
и взаимодействия сторон трудовых
отношений, их представителей, а
также на основе системы коллективных
договоров, соглашений, а отношения
профсоюзов, их первичных организаций
и органов с другими представительными
органами работников в организации
- на основе сотрудничества (ст. 15
и 16);
- на
бесплатную информацию (ст. 17);
- на
участие в подготовке и повышении
квалификации профсоюзных кадров
(ст. 18);
- на
профсоюзный контроль за соблюдением
законодательства о труде (ст.
19);
- в
области охраны труда и окружающей
среды (ст. 20);
- на
участие профсоюзов в осуществлении
приватизации государственного
и муниципального имущества (ст.
21), право на социальную защиту
работников (ст. 22), на защиту интересов
работников в органах по рассмотрению
трудовых споров (ст. 23).
Глава
III "Гарантии прав профсоюзов"
(ст. 24-28) предусматривает ряд гарантий
как профсоюзам, так и профсоюзным
выборным активистам.
Глава
IV "Защита прав профсоюзов"
(ст. 29, 30) предусматривает судебную
защиту прав профсоюзов и ответственность
за нарушение этих прав.
Глава
V "Ответственность профсоюзов (ст.
31).
Глава
VI "Заключительные положения"
(ст. 32).
Основные
права профсоюзов предусмотрены
и в других законах (Кодексе,
федеральных законах о коллективных
договорах и соглашениях, о
порядке разрешения коллективных
трудовых споров и др.).
Надо
отметить, что хотя Закон о
профсоюзах вступил в силу
с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ
не была приведена в соответствие
с ним вплоть до 2002 г. (когда
КЗоТ утратил силу). Так, в ст.
226 КЗоТ говорилось о правах
профсоюзов, которые у них давно
отобраны (о праве на законодательную
инициативу, на управление государственным
социальным страхованием и на
надзор за трудовым законодательством).
Новый Трудовой кодекс РФ также
не предоставляет эти права
профсоюзам. Представительская функция
профсоюзов отражена в разделе
II о социальном партнерстве во
всех его главах. При этом профсоюз
осуществляет также и защитную
функцию - в настоящее время
главную функцию российских профсоюзов.
Защитная
функция профсоюзов отражена
также в гл. 58 Трудового кодекса,
"Защита трудовых прав работников
профессиональными союзами", состоящей
из 9 статей. В ней предусмотрены
и гарантии профсоюзным активистам,
а в ст. 378 - ответственность за
нарушение прав профсоюзов. В
ряде статей Кодекса предусмотрены
права профсоюзов на участие
в правоприменении соответствующих
норм.
Профсоюзы
у нас строятся по производственно-территориальному
принципу, могут создавать свои
объединения по отраслевому, территориальному
или иному признаку, учитывающему
профессиональную специфику (шахтер,
химик и т.д.). Их объединения
и органы делятся на общероссийские
объединения (ассоциации), межрегиональные
объединения (ассоциации), региональные
(республик, краев, областей, городов)
объединения (ассоциации).
Все
профсоюзы пользуются равными
правами и равно осуществляют
свою представительскую и защитную
функции.
Как
массовая общественная организация
профсоюзы входят в политическую
систему российского общества. В
советское время они были единой
общесоюзной членской организацией,
ныне представлены несколькими
десятками общероссийских профсоюзов,
каждый со своим Уставом, в
котором закреплены задачи и
функции профсоюза. Наиболее крупные
из них - Федерация Независимых
профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф
и Единение. Как отмечает "Доклад
о деятельности уполномоченного
по правам человека в Российской
Федерации в 2001 г." (М.: "Юридическая
литература", 2001. С. 50), в последние
годы "упала роль профсоюзов
как законных представителей
работников и защитников их
трудовых прав. Исходя из этого
нужно изменить отношение государства
к ним, представить право более
активного участия в законодательной
деятельности, наделить техническую
и правовую инспекции профсоюзов
правом принимать решения о
привлечении к юридической ответственности
должностных лиц, допустивших
нарушение трудового законодательства".
С этим трудно не согласиться,
поскольку такие права у профсоюзов
и не следовало отбирать и
тем самым ослаблять их главную
защитную функцию.
Все
права профсоюзов можно классифицировать
по сфере их деятельности и
по объему компетенции в правах.
По
объему компетенции в правах
различают:
а)
права самостоятельного характера:
- участвуют
в обеспечении мер по содействию
занятости и трудоустройству;
- участвуют
в коллективных переговорах, заключают
коллективные договоры и соглашения
от имени работников;
- представляют
и защищают права и интересы
работников на всех уровнях
правового регулирования труда;
- осуществляют
общественный контроль за исполнением
трудового законодательства, правил
охраны труда;
- обладают
правом требовать наказания (вплоть
до увольнения) должностных лиц
администрации, нарушающих трудовое
законодательство, коллективные договоры,
соглашения, права профсоюзов;
б)
права совместного характера:
- участвуют
в распределении жилья, построенного
производством, в решении вопросов
о занесении на доску почета
и в книгу почета (там, где
они существуют), решают индивидуальные
неисковые споры совместно с
администрацией;
в)
согласительные права профкома
по применению администрацией
ряда норм трудового законодательства.
Таких прав в соответствии
с ТК у профсоюзов стало
меньше. Права профсоюзов указаны
и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона
РФ о профсоюзах.