Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необ-ходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность банков трудовыми ресурсами, их рациональ-ное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов реализации услуг и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Трудовые ресурсы и их роль в экономике
1.2. Основные показатели использования трудовых ресурсов предприятия
1.3. Факторы, влияющие на эффективность использования трудовых ресурсов
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПТУП «КронаГрупп»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятия
2.3. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 614.06 Кб (Скачать файл)

5) организует обучение персонала, координирует работу по повышению  квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры;

6) обеспечивает доведение информации  по кадровым вопросам и важнейшим  кадровым решениям до всех  работников;

7) организует проведение оценки  результатов трудовой деятельности  работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей;

8) совместно с руководителями  структурных подразделений участвует  в принятии решений по вопросам  найма, перевода, продвижения по  службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников;

9) разрабатывает систему оценки  деловых и личностных качеств  работников, мотивации их должностного  уровня;

10) консультирует руководителей  разных уровней по вопросам  организации управления персоналом;

11) принимает участие в планировании  социального развития коллектива, разрешения трудовых споров и  конфликтов;

12) организует составление и  оформление трудовых договоров (контрактов), ведение личных дел работников  и другой кадровой документации.

Эффективность введения должности менеджера по персоналу в ЧТПУП «КронаГрупп» будет также выражаться и в удовлетворенности коллективом своей работой, снижении текучести кадров и  простоев оборудования, повышении не только производительности, но и качества производимой продукции, что отразится на её сбыте. Вместе с тем, благодаря работе менеджера по персоналу руководство  ЧТПУП «КронаГрупп» сможет своевременно принимать решения по стимулированию персонала, улучшению условий работы, разрешению конфликтных ситуаций. Все это позволит многократно увеличить прибыль предприятия. Планируется, что в результате найма менеджера по персоналу прирост прибыли составит не менее 2% в год, то есть примерно 26,8 млн.руб. При этом затраты на найм менеджера по персоналу на полставки составят примерно 5,04 млн.руб. в год, из расчета, что зарплата составит 420 тыс.руб./месяц (оклад по полной ставке 840 тыс.руб.), расходы на канцелярские принадлежности и обслуживание дополнительного рабочего места составят 680 тыс.руб. При этом затраты будут включены в себестоимость работ, а их эффективность составит 150%.

Таким образом, на основании исследований, проведенных в третьей главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы.

Для расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и соответственно уменьшение суммы прибыли. Главными направлениями повышения эффективности использования трудовых ресурсов в ЧТПУП «КронаГрупп» являются: повышение производительности труда; сокращение потерь рабочего времени; рациональная организация труда, производства и торговли; материальная заинтересованность работников; подготовка кадров; социальное развитие трудового коллектива. ЧТПУП «КронаГрупп» можно предложить следующие мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы:

  • увеличение выпуска продукции;
  • снижения трудоемкости продукции в результате автоматизации наиболее часто повторяемых операций;
  • сокращения численности работающих;
  • увеличения продолжительности фазы устойчивости работоспособности в результате улучшения условий труда (увеличения перерывов, использования нового оборудования, усовершенствование организации труда и его нормирования, обеспечения ритмичности производства);
  • повышения коэффициента занятости и доведения его до 100%.

Годовой экономический эффект от внедрения данных мероприятий составит 11183,4 млн.руб.

Автор также предлагает предусмотреть в ЧТПУП «КронаГрупп» должность менеджера по персоналу. Эффективность данного мероприятия составит 150%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании исследований, проведенных в дипломной работе, можно сделать следующие выводы.

трудовые отношения – едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Хорошо подобранный трудовой коллектив – одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия

Какие бы технические возможности, организационно–управленческие преимущества ни открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса.

Существуют два главных критерия отбора и продвижения работников: во–первых, высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; во–вторых, опыт общения и готовность к сотрудничеству.

Гарантия занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и формируют у работников желание повышать эффективность работы, не опасаясь увольнения.

При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор, или контракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем и человеком, поступающим на работу

Все работающие на предприятии делятся на две категории:

  • промышленно–производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
  • персонал непромышленных организаций.

Структура кадров предприятия, цеха, участка характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности.

Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:

  • коэффициент выбытия кадров;
  • коэффициент приема кадров;
  • коэффициент стабильности кадров;
  • коэффициент текучести кадров.

Нормирование труда – определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы или операции в условиях данного производства.

Различают опытно–статистический и аналитический методы нормирования труда.

Хронометраж – это метод изучения затрат оперативного времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, повторяющихся при производстве каждого изделия элементов операции.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда.

Производительность труда, характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции.

Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в данном производстве, на данном предприятии, а производительность общественного труда – затратами живого и общественного труда.

Трудоемкость продукции выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Показатель выработки продукции в денежном выражении применяется для определения производительности труда на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию.

Предельная производительность труда – это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда при фиксированных остальных условиях.

Частное торгово–производственное унитарное предприятие «КронаГрупп» –производственное предприятие, занимающееся производством и торговлей изделий для стороительства.

В 2011 г. предприятие является прибыльным и в динамике его прибыльность увеличивается.

Среднесписочная численность работников ЧТПУП «КронаГрупп» в 2011 г. составила 173 чел. И по сравнению с 2010 г. она не изменилась. Из них в основной деятельности в 2011 г. занято 120 чел. и эта численность увеличилась по сравнению с 2010 г. на 16 чел., т.е. доля персонала основной деятельности увеличилась на 9,2 проц.п. На долю рабочих, занятых в основной деятельности предприятия, приходится 50,9%, а на долю служащих –18,5%.

Общий коэффициент оборота в 2011 г. составил 5,8 проц.п., причем на 1,2 проц.п. он складывается из коэффициента оборота по приему и на 4,6 проц.п. – из коэффициента оборота по увольнению.

Производительность труда одного работника увеличилась на 86,8%, причем 3,0% прироста обусловлено ростом цен. А производительность труда одного рабочего увеличилась на 67,7%. В реальном же выражении средняя выработка на одного рабочего увеличилась на 48,4%.

Общая производительность труда работников в сопоставимых ценах увеличилась в абсолютном выражении на 62,7 млн.руб., причем на 51,8 млн.р. она увеличилась за счет повышения производительности труда рабочих. Увеличение удельного веса рабочих в общей численности работников увеличило среднюю производительность труда всех работников на 10,9 млн.руб.

Наибольшее увеличение производительности труда работников ЧТПУП «КронаГрупп» в действующих ценах (на 80,2 млн.руб.) произошло за счет увеличения среднечасовой выработки, за счет увеличения средней продолжительности рабочего периода на 1,5 дня производительность труда работников увеличилась на 0,6 млн.руб. Средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 0,2 ч и за счет данного фактора производительность труда работников увеличилась на 2,5 млн.руб.

Фонд оплаты труда ЧТПУП «КронаГрупп» увеличился в 2011 г. на 1426,7 млн.руб. или на 67,1%. При этом доля основной заработной платы в 2011 г. уменьшилась на 3,6 проц.п. и составила 55,8 %. Увеличилась доля выплат компенсирующего характера на 2,3 проц.п., доля выплат стимулирующего характера –на 0,7 проц.п. и выплат за неотработанное время –на 0,5 проц.п. В абсолютном выражении основная заработная плата увеличилась на 719,6 млн.руб., а размер выплат стимулирующего характера увеличился на 440 млн.руб. Увеличение суммы выплат стимулирующего характера на 71,1 % говорит об увеличении материального стимулирования труда. Сумма выплат компенсирующего характера увеличилась на 154,5 млн.руб. или в 2,4 раза, а сумма выплат за неотработанное время увеличилась на 109,1 млн.руб. или на 80,2 %.

Среднегодовая заработная плата работников увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 67,1%, то есть меньшими темпами, чем производительность труда. Коэффициент опережения темпа роста производительности труда работников темпа роста заработной платы составляет 1,121. Это говорит о том, что на увеличение заработной платы работников пошла только часть эффекта от увеличения производительности труда.

Более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста оплаты труда способствовали экономии фонда зарплаты работников в размере 428,8 млн.руб.

В целом можно утверждать, что трудовые ресурсы ЧТПУП «КронаГрупп» используются эффективно и в динамике эта эффективность увеличивается, так как наблюдается повышение производительности труда, увеличивается размер прибыли на одного работника предприятия, увеличение производительности труда сопровождается усилением материальной мотивации. Но есть также факторы, которые отрицательно повлияли на изменение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Эффективное использование сформированного в ЧТПУП «КронаГрупп» персонала возможно благодаря разработки системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда и представленных в третьей главе.

В ЧТПУП «КронаГрупп» на 2013 г. запланированы мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.).

Прирост производительности труда за счет увеличения выработки продукции составит  13,8 млн.руб.

Прирост производительности труда за снижения трудоемкости продукции в результате автоматизации наиболее часто повторяемых операций на 5% – 10,3 млн. руб.

Прирост производительности за счет сокращения численности работающих 2,3 млн.руб.

Прирост производительности труда за счет увеличения продолжительности фазы устойчивости  работоспособности в результате улучшения условий труда на 10% – 19,5 млн. руб.

Прирост производительности на 10% за счет повышения коэффициента занятости и доведения его до 100% – 19,5 млн. руб.

Прирост производительности в результате внедрения комплекса мероприятий составит  65,4 млн. руб.

То есть годовой экономический эффект с учетом численности занятых 171 человек составит  11183,4 млн. руб.

Чтобы создать в ЧТПУП «КронаГрупп» систему, позволяющую эффективно использовать потенциал каждого сотрудника и повысить его квалификацию необходимо предусмотреть должность менеджера по персоналу (на полставки), который будет подчинятся директору. Планируется,  что в результате найма менеджера по персоналу прирост прибыли составит не менее 2% в год, то есть примерно 26,8 млн.руб. При этом затраты на найм менеджера по персоналу на полставки составят примерно 5,04 млн. руб. в год. При этом затраты будут включены в себестоимость работ, а их эффективность составит 150%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций  / Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2012. – 218 с.
  2. Бутор Л. В. Основные этапы логистической стратегии предприятия / Л. В. Бутор, А. В. Гузаревич // 2012. – Вып. 26, т. 1. – С. 135-139.
  3. Волгин В. В. Сервис спецтехники: практическое пособие / В. В. Волгин. – М.: Дашков и К, 2011. – 756 с.
  4. Глубокий С. В. Маркетинг для профессионалов : практическое пособие / С. В. Глубокий. – Мн.: Промкомплекс, 2012. – С. 111.
  5. Годин А.М. Маркетинг: учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 604 с.
  6. Гордин В. Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. – СПб.: Изд. дом «Бизнес пресса», 2007. – 15с.
  7. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинговые коммуникации: учебник/ В.Н. Еремин – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе: [перевод с английского] / Филип Котлер, Хермаван Картаджайя, Айвен Сетиаван. – М.: Эксмо, 2012. – 234с.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Вильямс, 2007. – 232с.
  10. Крюкова Н. А. Технологические процессы в сервисе. «Сервис» / Н. А. Крюкова, Н. М. Конопальцева. – М.: Форум: Инфра-М, 2011. – 239 с.
  11. Кулакова Ю. П. Модели и алгоритмы обработки данных предпродажного контроля технически сложных товаров бытового назначения.- М.: Наука, 2011. – 22с.
  12. Логистика и управление: журнал о практической логистике / учредитель ЗАО "Консультационно-финансовый центр «Актион». – М.: Актион-Медиа, 2007. – 18 с.
  13. Луцевич А. Минимизация затрат при удовлетворении потребностей клиента / Александр Луцевич // Маркетинговые исследования. – 2012. – № 3. – С. 4-7.
  14. Магомедов  Ш.Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг: уч. пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 296 с.
  15. Маргунова В. И. Логистика / В. И. Маргунова. - 2-е изд., переработанное. – Мн.: ТетраСистемс, 2012. – 142 с.
  16. Маркетинг / Под ред. Э.А.Уткина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во ЭКМОС, 2004. – 320с.
  17. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. проф. Г.А. Васильева – М.: Юнити-Дана, 2007. – 208 с.
  18. Машиностроение: республиканский межведомственный сборник научных трудов / Белорусский национальный технический университет. – Мн.: Технопринт, 2008.―74с.
  19. Минаев Э.С. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров [Текст] / Э.С. Минаев, Н.Г. Агеев, Аббата Дага А. – «Управление развитием организации». Модуль 15. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
  20. Мрочковский Н. С. Генератор новых клиентов: 99 способов массового привлечения покупателей / Н. Мрочковский, М. Тришин. – М.: Мир книг, 2012. – 221 с.
  21. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: уч. пособие / Н.М. Мурахтанова, Е.И Еремина. – М.: Издательский центр Академия», 2005. – 208 с.
  22. Николаев А. М. Технология формирования стратегии послепродажного обслуживания. – М.: Наука, 2010. – 26 с.
  23. Николаев А.М. Внедрение и развитие системы маркетинга на предприятии // Сегодня и завтра российской экономики. – 2008. – №22. – С. 134-138.
  24. Николаев А.М. Интеграция системы маркетинга в организационную структуру предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №2. – С. 12-18.
  25. Николаев А.М. Потребительская ценность как структурообразующий фактор комплекса маркетинга // Журнал Экономической Теории. – 2009. – № 3. –С. 24-27.
  26. Николаев А.М. Структурирование и определение границ маркетинга на предприятии // Проблемы современной экономики. – 2009. – С. 263-268.
  27. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2004. – 659 с.
  28. Новатаров Э. Маркетинг и сервис: где граница?: Обзор читательских решений редакционного кейса [Текст] / Эдуард Новатаров, Анна Орлова, Александр Базанов. // Маркетинг PRO. – 2010. – № 10 (66). – С. 68-79.
  29. Овечкина О. М. Маркетинг: практикум / О. М. Овечкина. – Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2012. – 102 с.
  30. Окунь А. Л. Отдельные аспекты продвижения продуктов и услуг [Текст] / Алексей Леонидович Окунь // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2010. – №5 (89). – С. 420-428.
  31. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие / Виноградова М.В., Панина З.И. – Мн.: Дашков и К, 2009. – 14с.
  32. Организация обслуживания в сфере услуг / Белкоопсоюз, Учреждение образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации", Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2011. – 75 с.
  33. Промышленный маркетинг: Альманах. – М.: Изд. дом Гребенникова "Евразия", 2004. – 81 с.
  34. Основы менеджмента [Текст] / Под ред. Д.Д.Вачугова. – М.: Высшая школа, 2002. – 368с.
  35. Осташков А.В Маркетинг: Учебное пособие. – Гомель: ГГУ, 2005. – 231с.
  36. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник – М.: Омега-Л, 2003. – 656 с.
  37. Профессия - директор : первый журнал для первых лиц / учредитель "Международная академия качества и маркетинга". – М.: Международная академия качества и маркетинга, 2008. – 12с.
  38. Савин В.И. Организация складской деятельности: справочное пособие [Текст] / В.И.Савин.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 544с.
  39. Садохин А.П. Сервисология. Человек и его потребности [Текст] / А.П. Садохин. – М.: Омега-Л, 2009. – 141с.
  40. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг: учебник: по направлению 080200 "Менеджмент"  / В. Д. Секерин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с.

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия