Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов.

Содержание работы

Глава 1. Общие положения
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда
1.3. Охрана труда. Условия труда
Глава 2. Организация безопасности труда в организациях различной формы собственности
2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия
2.2. Организация и функции служб охраны труда на предприятии
2.3. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций
Глава 3. Обеспечение охраны труда
3.1. Гарантии работников на безопасный труд
3.2. Обязанности работника в области охраны труда
3.3. Финансирование мероприятий по охране труда

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - охрана труда.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение приоритета  сохранения жизни и здоровья  работников;

- принятие и реализация  законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда; 

- государственное управление  охраной труда; 

- государственный надзор  и контроль за соблюдением  требований по охране труда;

- содействие общественному  контролю в области охраны  труда; 

- расследование несчастных  случаев на производстве, профессиональных  заболеваний и их анализ;

- защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций  за тяжелую работу и работу  с вредными и опасными условиями  труда; 

-  координация деятельности  в области охраны труда; 

- распространение передового  опыта работы по улучшению  условий и охраны труда; 

- государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка и повышение  квалификации специалистов по  охране труда; 

- организация государственной  статистической отчетности об  условиях труда, о производственном  травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирование  единой информационной системы  охраны труда; 

- международное сотрудничество  в области охраны труда; 

- проведение эффективной  налоговой политики, стимулирующей  создание безопасных условий труда;

- установления  порядка обеспечения работников  СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми  помещениями, лечебно - профилактическими  средствами за счет средств  работодателя.

Из более 50 конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда.

 Законодательство  Российской Федерации об охране  труда основывается на Конституции  Российской Федерации и состоит  из ТК РФ, других федеральных  законов, содержащих нормы по  охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Закон N 136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ "О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

Такие нормативные  акты позволяют учесть специфику  условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные  законы, регулирующие социально-экономические  отношения, затрагивают вопросы, связанные  с охраной труда, такие как:

Федеральный закон  от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений";

Федеральный закон  от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

трудовые отношения  и иные, непосредственно связанные  с ними отношения;

другие отношения, связанные с применением личного  труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности;

трудовые отношения  с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно той  же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) 6:

"военнослужащие  при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов  директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших  с данной организацией трудовой договор);

 лица, работающие  на основании договоров гражданско-правового  характера; 

 другие лица, если это установлено федеральным законом".

На граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого  государства. А что касается иностранных  работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила  международного договора применяются  в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права 7.

 

1.2. Государственные  нормативные требования охраны  труда

 

Требования по охране труда регламентированы главой 34 ТК РФ. Государственные требования по охране труда установлены статьей 211 ТК РФ8. В соответствии с этой статьей государственными требованиями по охране труда, отраженными в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.

Требования  по охране труда распространяются на все организации независимо от формы  собственности, сферы хозяйственной  деятельности и ведомственной подчиненности. Они обязательны для исполнения при осуществлении любых видов  деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда. Требования по охране труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Пунктом 1 Постановления  Правительства Российской Федерации  от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных  правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда" (далее - Постановление Правительства N 399) установлено, что: "в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда" 9.

Государственные нормативы по охране труда разрабатываются и принимаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 399 в следующем порядке 10:

а) межотраслевые  правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

б) отраслевые правила  и типовые инструкции по охране труда  разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

в) правила и  инструкции по безопасности, правила  устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы  и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации".

Постановлением  Правительства N 399 также утвержден  Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда.

Минтруд Российской Федерации разрабатывает межотраслевые  правила по охране труда (ПОТ Р  М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М); 

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают  отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О);

Госгортехнадзор Российской Федерации, Госатомнадзор  Российской Федерации (ныне Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) разрабатывают  правила безопасности (ПБ), правила  устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

Госстандарт Российской Федерации, Госстрой Российской Федерации  разрабатывают государственные  стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

Госстрой Российской Федерации разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

Минздрав Российской Федерации разрабатывает государственные  санитарно-эпидемиологические правила  и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

 В соответствии  с пунктом 5 указанного Постановления Правительства N 399 государственные нормативные требовании по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.   Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

при изменении  межотраслевых правил и типовых  инструкций по охране труда;

при внедрении  новой техники и технологий;

по результатам  анализа производственного травматизма;

по результатам  анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

Пересмотр государственных  нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.   Органы власти субъектов Российской Федерации  по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов власти, принимают свои правовые акты, регулирующие вопросы в сфере охраны труда.   Более широкий спектр трудовых прав и гарантий по сравнению с федеральным законодательством обеспечивается за счет бюджетных средств субъекта Федерации.

Правила по охране труда обязательны как для  работодателя, так и для работников. Бывают случаи, когда в нормативных  актах, принятых на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации отсутствуют  требования, соблюдение которых при производстве определенных работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодателю, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, следует принять необходимые меры, в целях создания безопасных условий труда для своих работников, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

Инструкции  по охране труда для работников разрабатываются  и утверждаются работодателем в  соответствии с наименованиями профессий  и перечнями видов работ, указанных  в межотраслевых или отраслевых инструкциях по охране труда, и должны быть согласованы с представительным органом работников.   Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, на работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.

Проверка и  пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем один раз в 5 лет. Исключение составляют случаи, рассмотренные выше - о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасными условиями труда своих работников, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать требования охраны труда 11,12.

Информация о работе Охрана труда