Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов.

Содержание работы

Глава 1. Общие положения
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда
1.3. Охрана труда. Условия труда
Глава 2. Организация безопасности труда в организациях различной формы собственности
2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия
2.2. Организация и функции служб охраны труда на предприятии
2.3. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций
Глава 3. Обеспечение охраны труда
3.1. Гарантии работников на безопасный труд
3.2. Обязанности работника в области охраны труда
3.3. Финансирование мероприятий по охране труда

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - охрана труда.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Как предусмотрено ст. 212 ТК РФ, допуск к работе лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, подлежит безусловному отстранению от работы (недопущению к работе). Если эти обучение и проверку знаний и навыков работник не прошел не по своей вине, то ему производится оплата за все время отстранения как за простой (ст. 76 ТК РФ).

Особенности в регулировании  условий труда лиц гражданского персонала связаны в основном с вопросами оплаты труда: при  повышении ее размеров различным категориям работников, установлении им тарифных ставок (должностных окладов), введении различных надбавок и доплат, предоставлении гарантийных и компенсационных выплат.

При рассмотрении вопроса  об особенностях оплаты труда лиц  гражданского персонала необходимо обратить внимание на ряд общих положений, касающихся в целом источников финансирования средств на оплату труда таких работников.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ установление системы федеральных  органов исполнительной власти, порядка  их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Поэтому финансирование оплаты труда лиц гражданского персонала производится в основном за счет средств бюджета, как правило, федерального бюджета, на что указывается в соответствующих нормативных правовых актах.

С учетом тех изменений, которые были внесены Федеральным  законом от 22 августа 2004 г. N 122 в действующее  законодательство РФ. В статье 135 Трудового  кодекса РФ говорится, что работникам организаций, финансируемых из бюджетов, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, должностных окладов, различного рода выплат устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Что касаемо выплат действующих  тарифных ставок и должностных окладов  гражданскому персоналу воинских частей, привлекаемому для выполнения задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, а также в зонах вооруженных конфликтов, определяемых Правительством РФ, была установлена с повышением на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов.

Было также разрешено  Министру обороны РФ устанавливать  гражданскому персоналу подчиненных  воинских частей, находящихся на территориях  государств - бывших республик СССР, дополнительные гарантии и компенсации к заработной плате, в частности, районные и другие повышающие коэффициенты, другие льготы и преимущества в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством страны пребывания.

Согласно Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (с изменениями от 8, 30 декабря 2005 г., 4 октября, 22 декабря 2006 г., 10 марта, 25 июля, 15 августа, 6 октября, 1 декабря 2007 г., 22 июля, 24 декабря 2008 г.) Лицам гражданского персонала, работающим в дислоцированных на постоянной основе в воинских частях на территории Чеченской Республики, командированным в воинские части, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, выплачивают:

- должностные оклады (тарифные ставки) в полуторном  размере;

- суточные по установленной  норме с применением коэффициента 1,1;

- дополнительный оплачиваемый  отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней.

Таким образом, рассмотрение вопросов об особенностях регулирования  труда лиц гражданского персонала  показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала.

 

Глава 3.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Обеспечение охраны труда по ТК РФ осуществляется в виде государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны труда, общественного контроля путем создания технических инспекций, комитетов и комиссий по охране труда, закрепления в законодательных актах различной юридической силы обязанностей по обеспечению и соблюдению безопасных условий труда, путем установления различного рода гарантий и компенсаций для отдельных категорий работников, обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также выплате возмещения при причинении вреда здоровью работников.

Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций  государства, работодателя и работника  в области охраны труда.

Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 20.

В статье 2 ТК РФ нашли отражение принципы, регулирующие трудовые и непосредственно связанные  с ними отношения, закрепленные в  статье 37 Конституции Российской Федерации. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе и на охрану труда, выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных условий труда (статья 1 ТК РФ). В частности, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации). Каждый работник имеет право в соответствии со статьями 110 - 119, 219, 220 ТК РФ, что вполне соответствует конституционным принципам, а также положениям Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" о праве каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на справедливые и безопасные условия труда:

еженедельный  непрерывный отдых не менее 42 часов - выходные дни; сокращенный рабочий день, оплачиваемые перерывы в работе, дополнительный и основной ежегодный отпуск, в установленных ТК РФ случаях;

своевременную выплату заработной платы, на льготы и компенсации, установленные в  связи с особым характером работ;

на обязательное возмещение вреда, причиненного работнику  при исполнении им трудовых обязанностей, обязательное социальное страхование;

на установление государственных гарантий обеспечения  прав работников, а также на осуществление  государственного надзора и контроля в сфере безопасности труда.

Каждый имеет  право на безопасный труд, то есть отвечающий требованиям охраны труда, установленным  государством. Если человеку приходится работать на тяжелых работах с  вредными и (или) опасными условиями  труда, то он должен иметь информацию об этом и обо всех возможных способах и средствах защиты своего здоровья. Государство является гарантом безопасного и справедливого труда, разрабатывая законы и нормативные акты, регулирующие отношения по охране труда, распределяя обязанности по их исполнению, контролируя выполнение этих обязанностей. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а также обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Согласно статьям 253, 265 ТК РФ ограничено применение труда  женщин на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда  и запрещено использование труда  граждан, не достигших возраста 18 лет, а также лиц, которые имеют  противопоказания по здоровью 21.

Однако женщины  зачастую в большей мере страдают от безработицы, поэтому вопреки  нормам законодательства часто бывают заняты на работах, где запрещено  применение их труда: на работах с  тяжелыми и вредными условиями труда, на работах со значительной долей тяжелого физического труда и других.

Ограниченным  должно быть применение труда женщин также на подземных работах, за исключением  нефизических работ либо работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещено использование труда  женщин на работах, которые связаны с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ, профессий и должностей с  вредными и (либо) опасными условиями  труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации при согласии Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 253 ТК РФ).

В настоящее  время следует руководствоваться  Перечнем, утвержденным Постановлением N 162. Этот Перечень содержит 456 видов  тяжелых работ и работ с  вредными и (или) опасными условиями  труда в различных отраслях производства, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Он может быть дополнен другими видами работ в коллективных договорах, заключаемых между работодателями и работниками организаций.

Работодатель  имеет право заключать трудовой договор с женщинами на выполнение работ, включенных в Перечень к Постановлению N 162, только при соблюдении таких условий, как обеспечение безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, а также при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

В Постановлении  Правительства Российской Федерации  от 6 февраля 1993 года N 105 "О новых  нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении  тяжести вручную" (далее - Постановление N 105) определены нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Так, при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) предельно допустимая масса груза не должна превышать 10 кг, а при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.

Согласно части 1 статьи 265 ТК РФ запрещено применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (либо) опасными условиями труда, на подземных  работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, таких как: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами.22

Как следует  из части 3 статьи 265 ТК РФ, перечни работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы  тяжестей утверждаются в порядке, который  установлен Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

   В настоящее  время при использовании труда  подростков работодателю следует  помимо норм части 1 статьи 265 ТК  РФ руководствоваться Постановлением N 163 и Перечнем к нему.

В приложении к  Постановлению Минтруда Российской Федерации от 7 апреля 1999 года N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении  тяжестей вручную" определены Нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

3.1. Гарантии работников на безопасный труд

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации  каждый имеет право "свободно распоряжаться  своими способностями к труду; выбирать род деятельности и профессию, а также на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены"23.

В статье 220 ТК РФ установлены основные гарантии работников на труд, соответствующий требованиям  охраны труда, а статья 212 ТК РФ определяет круг основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

Статья 220 ТК РФ гласит:

"Государство  гарантирует работникам защиту  их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны  труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время  приостановления работ в связи  с приостановлением деятельности или  временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных  требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Информация о работе Охрана труда