Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:16, дипломная работа
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов.
Глава 1. Общие положения
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда
1.3. Охрана труда. Условия труда
Глава 2. Организация безопасности труда в организациях различной формы собственности
2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия
2.2. Организация и функции служб охраны труда на предприятии
2.3. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций
Глава 3. Обеспечение охраны труда
3.1. Гарантии работников на безопасный труд
3.2. Обязанности работника в области охраны труда
3.3. Финансирование мероприятий по охране труда
Ключевыми терминами в МС ИСО 9001:2000 в области человеческих ресурсов являются: «компетентность», «квалификация» и «подготовка» персонала. Кадры решают все! Этот старый лозунг сейчас, как никогда, актуален. Профессионально - квалификационное развитие персонала является важнейшей ключевой задачей, прямо влияющей (при прочих равных условиях) на качество СУОТ и конкурентоспособность предприятий. Для этого необходимо готовить такие кадры. Качество подготовки слушателей обеспечивается за счет привлечения к процессу обучения ведущих специалистов следующих организаций. Учитывая все возрастающую значимость правового регулирования охраны труда на производстве и в этой связи важную роль соответствующих норм нового Трудового кодекса РФ, на занятиях в институте как в программах курсов повышения квалификации, так и в регулярно проводимых тематических семинарах надлежащее место занимают правовые вопросы. Высококвалифицированные специалисты раскрывают слушателям содержание законодательных актов, регулирующих требования к соблюдению всех норм по охране труда и технике безопасности на производстве при осуществлении всех видов деятельности (при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда).
Таким образом, на нынешнем этапе обучение является началом, базой построения эффективных систем управления охраной труда. Стандартизация их совместно с СМК по МС ИСО 9001:2000 даст российским предприятиям реальные конкурентные преимущества - эффективное и безопасное производство, а также подготовленный и стимулированный персонал, без которых невозможно завоевание лидерских позиций на рынке, удвоение ВВП и безболезненное вхождение России в ВТО.
2.2. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, а на территориях регионов - также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Обязанность по созданию на предприятиях и в организациях службы охраны труда установлена статьей 217 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и для контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области 16.
По вопросам деятельности служб охраны труда создана большая база нормативно-правовых актов — «Электронная библиотека инженера по охране труда», размещенной в Интернете, в которую включено около 2000 документов, содержащих нормативные требования охраны труда, промышленной безопасности, пожарной и санитарно - эпидемиологической безопасности. В нее входят практически все документы, необходимые для организации и полноценной работы службы охраны труда и других структурных подразделений. Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда размещены также на многих других сайтах Интернета и доступны для любого пользователя.
При создании организации или при ее первом структурировании особого распорядительного акта о создании службы охраны труда не требуется. Если же решение о создании службы принимается после достижения установленного количества персонала и при наличии уже утвержденной структуры, руководитель организации издает приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда, которым одновременно утверждается положение о службе, должностные инструкции сотрудников службы, а также решаются другие основные вопросы организации ее деятельности.
Служба охраны труда организации создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю организации или, по его поручению, одному из его заместителей. В штат службы включаются специалисты по охране труда, на должности которых назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц до назначения их на должности специалистов по охране труда должны пройти специальное обучение по охране труда.
В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.
При определении задач и функций службы охраны труда работодателю целесообразно воспользоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14.
Согласно указанным Рекомендациям перед службой охраны труда необходимо поставить следующие задачи:
организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных; правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
организация профилактической
работы по предупреждению производственного
травматизма, профессиональных заболеваний
и заболеваний, обусловленных
информирование и
изучение и распространение передового опыта по охране .
Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:
1) учет и анализ
состояния и причин
2) оказание помощи
подразделениям в организации
и проведении измерений
3) организация, методическое
руководство аттестацией
4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной зашиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
6) согласование разрабатываемой
в организации проектной,
7) разработка совместно
с другими подразделениями
8) оказание организационно
- методической помощи по
9) участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда в организации;
10) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
11) участие в подготовке
документов для назначения
12) составление отчетности по охране и условиям труда;
13) разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
14) организация своевременного
обучения по охране труда
15) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
16) оказание методической
помощи руководителям
17) обеспечение подразделений
локальными нормативными
18) организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
19) организация совещаний по охране труда;
20) введение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати стенных газет, витрин и т.д.;
21) доведение до сведения
работников действующих
22) рассмотрение писем,
заявлений, жалоб работников, касающихся
вопросов условий и охраны
труда, подготовка предложений
руководителю организации (руко
23) анализ и обобщение
предложений по расходованию
средств фонда охраны труда
организации (при его наличии),
разработка направлений их
24) осуществление контроля за:
- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- выполнением мероприятий,
предусмотренных программами,
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников, согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
- своевременным проведением
соответствующими службами
- своевременным проведением
обучения по охране труда,
- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;