Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов.

Содержание работы

Глава 1. Общие положения
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда
1.3. Охрана труда. Условия труда
Глава 2. Организация безопасности труда в организациях различной формы собственности
2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия
2.2. Организация и функции служб охраны труда на предприятии
2.3. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций
Глава 3. Обеспечение охраны труда
3.1. Гарантии работников на безопасный труд
3.2. Обязанности работника в области охраны труда
3.3. Финансирование мероприятий по охране труда

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - охрана труда.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

- организацией рабочих  мест в соответствии с требованиями охраны труда;

- правильным расходованием  в подразделениях средств, выделенных  на выполнение мероприятий по  улучшению условий и охраны  труда; 

- своевременным и правильным  предоставлением работникам компенсаций  за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

- использованием труда  женщин и лиц моложе 18 лет в  соответствии с законодательством;

25) выполнение иных  действий, связанных с обеспечением требований законодательства об охране труда 17.

Все перечисленные функции  должны найти отражение в Положении  о службе охраны труда в организации. Для решения поставленных перед  службой охраны труда задач и  выполнения возложенных на нее функций, сотрудников службы необходимо наделить соответствующими функциональными правами и полномочиями. Согласно указанным выше Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации, сотрудники службы должны иметь следующие права:

1) В любое время  суток беспрепятственно посещать  и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения  организации, знакомиться в пределах  своей компетенции с документами  по вопросам охраны труда; 

2) предъявлять руководителям  подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

3) требовать от руководителей  подразделений отстранения от  работы лип, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

4) направлять руководителю  организации предложения о привлечении  к ответственности должностных  лиц, нарушающих требования охраны  труда; запрашивать и получать  от руководителей подразделений  необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труд;

5) привлекать по согласованию  с руководителем организации  и руководителями подразделений  соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

6) представлять руководителю  организации предложения о поощрении  от дельных работников за активную  работу по улучшению условий  и охраны труда;

7) представительствовать  по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда;

8) выполнять иные действия  для выполнения возложенных на службу функций 18.

Организация труда сотрудников  службы предусматривает регламентацию  их должностных обязанностей, закрепление  за каждым из них определенных функций  по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. Рабочие места сотрудников службы следует организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей, в общем - организация рабочих мест должна обеспечивать необходимые условия для выполнения сотрудниками своих обязанностей. Одним из элементов организации рабочих мест сотрудников службы охраны труда является оборудование кабинета (уголка) по охране труда, в котором сотрудники проводят обучение, инструктаж, семинары, лекции, выставки и иные мероприятия. При решении этого вопроса работодателю следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7.

   В организациях, осуществляющих  производственную деятельность, с  численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика  деятельности которых требует  проведения с персоналом большого  объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда: в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Под кабинет охраны труда отводится специальное помещение (одна или несколько комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется  в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы. Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов. Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты. Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:   соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда; осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда; планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы): осуществление контроля за его посещением работниками организации 19.

   Служба охраны труда или  лицо, ответственное за работу  кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

1) составляет план работы кабинета  охраны труда (уголка охраны  труда), включающий разработку конкретных  мероприятий на определенный  срок, с указанием лиц, ответственных  за их проведение;

2) организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

3) организует проведение плановых  мероприятий. 

   В целях координации  и повышения эффективности работы  кабинетов охраны труда и уголков  охраны труда федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений. Свою деятельность служба охраны труда осуществляет во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии такового в организации), уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда органами государственного надзора; контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Контроль за деятельностью  службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за результаты деятельности службы несет руководитель службы и ее сотрудники. Объем такой  ответственности определяется Положением о службе, должностными инструкциями сотрудников, а также иными локальными нормативными актами организации.

2.3. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций

Несмотря на сложившиеся  в последние годы позитивные тенденции  в сфере охраны труда, включая  динамику ежегодного снижения производственного травматизма, в целом состояние условий и охраны труда во многих организациях Российской Федерации, в том числе и в воинских частях (военных организациях), остается неудовлетворительным.

Наибольшее количество составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда. Наиболее распространенными нарушениями законодательства в этой сфере являются не прохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах. А также не обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными отраслевыми нормами

В настоящее время  в военных организациях действуют  приказы министра обороны Российской Федерации: «О мерах по обеспечению  безопасности труда гражданского персонала  Вооруженных Сил Российской Федерации» от 12 сентября 1995 г. N 302; «Об организации выполнения в Вооруженных силах Российской Федерации Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г. N 425; «О выполнении в Вооруженных Силах Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов о труде и охране труда» от 12 апреля 2000 г. N 167; «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» от 25 марта 2000 г. N 145 и др.

Однако ряд приказов министра обороны Российской Федерации по вопросам охраны труда в военных организациях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ устарели либо отражают прежнее состояние трудового законодательства. Поскольку базируются на нормативных предписаниях, утративших в настоящее время. В установленном порядке они не отменены, поэтому их применение возможно только с учетом действующего трудового законодательства по вопросам охраны труда.

Таким образом, все установленные  ТК РФ (разд. X) требования по обеспечению  здоровых и безопасных условий труда  работников должны применяться и  к гражданскому персоналу с учетом специфики их деятельности. В локальных  актах, таких как коллективные договоры воинских частей, нормы охраны труда образуют самостоятельный раздел или же оформляются в виде приложений к ним - соглашений об охране труда.

Об охране труда можно  судить как о многоуровневой системе  мероприятий по созданию здоровых и  безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме того, охрана труда предполагает рассмотрения в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и т.д.

Правовая охрана труда  как институт трудового права  представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в  процессе труда жизни и здоровья работников и обязательны для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений. При этом, под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

В Российской Федерации охрана труда является частью государственной политики, основные направления которой в производственной деятельности предусмотрены ст. 210 ТК РФ. Несмотря на государственное управление охраной труда, правовые нормы по охране труда устанавливаются как в централизованном порядке, так и на локальном уровне, находя свое отражение в коллективном договоре, соглашении по охране труда, принимаемых в организации.

Основными источниками  правовой охраны труда являются ТК РФ (гл. 33-36) и подзаконные нормативные правовые акты.

Так, Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 утвержден Перечень видов нормативных  правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования по охране труда, т.е. согласно ст. 211 ТК РФ правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Действующая система  подзаконных нормативных правовых актов состоит из межотраслевых  и отраслевых правил и типовых  инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Они разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

Информация о работе Охрана труда