Федеральное
учреждение - это организация, созданная
на базе государственной собственности,
принадлежащей Российской Федерации,
для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично (статьи 120, 214,
296 ГК РФ).
В соответствии
с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 февраля
2004 года N 71 "О создании, реорганизации
и ликвидации федеральных государственных учреждений" решения
о создании, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных учреждений
принимаются Правительством Российской
Федерации.
На праве
оперативного управления государственным
имуществом, находящимся в ведении
Федерации или ее субъекта, осуществляют свою
деятельность бюджетные учреждения образования,
здравоохранения, науки и культуры.
Федеральные
учреждения основаны на государственной
собственности Российской Федерации,
учреждения субъектов Федерации
- на государственной собственности, принадлежащей субъекту
Российской Федерации (республикам, краям,
областям, городам федерального значения,
автономной области, автономным округам).
Постановлением
Минтруда Российской Федерации
от 27 февраля 1995 года N 11 "Об утверждении
Рекомендаций по планированию мероприятий
по охране труда" утвержден комплекс
мероприятий по улучшению условий труда.
Законодателем
также регламентирована возможность
создания фондов охраны труда
у работодателей, в отраслях
экономики, субъектах Российской
Федерации, на территориях в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации.
При создании
таких фондов необходимо руководствоваться
статьей 118 ГК РФ и статьей
7 Федерального закона от 12 января
1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Кроме
того, в ТК РФ определено, что
работник не несет никаких
расходов на финансирование мероприятий
по улучшению условий и охраны
труда.
Приказом
Минздравсоцразвития Российской
Федерации от 26 мая 2006 года N 390 "Об утверждении Правил
финансирования в 2006 году предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
работников и санаторно-курортного лечения
работников, занятых на работах с вредными
и (или) опасными производственными факторами"
(далее - Постановление N 390) приняты Правила,
определяющие порядок и условия частичного
финансирования в 2006 году предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
работников страхователя, включая финансирование
санаторно-курортного лечения работников,
занятых на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами.
В пункте
2 Постановления N 390 приведен на 2006
год перечень предупредительных
мер, которые финансируются за счет сумм страховых взносов
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно
исключить полностью воздействие
неблагоприятных факторов на работающего
даже там, где применяются передовые технологии,
новейшее оборудование, строго соблюдаются
нормы и требования по охране труда.
Российским
законодательством предусмотрены
различные виды ответственности
за нарушение законодательства в
сфере охраны труда: гражданско-правовая,
дисциплинарная, материальная, административная
и уголовная. Предусмотрены различные
меры воздействия в виде установления
ответственности организации за выпуск
и поставку продукции, не соответствующей
требованиям охраны труда, приостановления
деятельности организаций или их структурных
подразделений вследствие нарушения требований
охраны труда, а также ликвидации организации
или прекращения деятельности ее структурного
подразделения вследствие нарушения требований
охраны труда.
Приоритет сохранения
жизни и здоровья работников является общечеловеческим
принципом, и закрепление именно этого
принципа в ТК РФ выдвигает на первое место
в ряду обязанностей работодателя обязанность
по обеспечению безопасных и благоприятных
условия труда его работникам, а если он
не сумел обеспечить, то приходится отвечать
за нарушение требований в сфере охраны
труда.
Ответственность за состояние
условий и охраны труда в организации
возлагается на работодателя. Закон
об основах охраны труда устанавливает
обязанность работодателя обеспечить
безопасные условия и охрану труда.
В последние
годы было принято немало важных законодательных
актов, направленных на повышение уровня
охраны труда работников. Однако реализация
положений этих документов еще не
стала первоочередной задачей в
трудовых отношениях. Уклонение работодателей
от выполнения своих обязанностей по созданию
условий труда, соответствующих требованиям
безопасности и гигиены, приводит к значительному
росту несчастных случаев, профессиональных
заболеваний на производстве.
По данным РАМН, в настоящее время только
1/5 часть всех производств отвечает санитарным
нормам. В Российской Федерации в результате
ненадлежащих условий труда происходит
до 40% трудопотерь по болезням.
Определенные
обязанности по обеспечению охраны
труда в организациях возлагаются и на работника,
который должен:
- соблюдать
требования охраны труда;
- правильно
применять средства индивидуальной
и коллективной защиты;
- обучиться
безопасным методам и приемам
выполнения работ, прослушать
инструктаж по охране труда
и пройти стажировку на рабочем
месте, знать требования охраны труда
и пройти проверку этих знаний;
- немедленно
извещать своего непосредственного
или вышестоящего руководителя
о любой ситуации, угрожающей
жизни и здоровью людей, о
каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или
об ухудшении состояния своего здоровья,
в том числе о проявлении признаков острого
профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные
предварительные (при поступлении
на работу) и периодические (в
течение трудовой деятельности) медицинские осмотры
(обследования).
При уклонении работника
от прохождения медицинских осмотров
или невыполнении им рекомендаций по
результатам проведенных обследований
работодатель не должен допускать его
к выполнению трудовых обязанностей.
Закон об основах охраны
труда регулирует также вопросы
соответствия производственных объектов
и продукции требованиям охраны
труда, обеспечения работников средствами
индивидуальной защиты, обучения и
профессиональной подготовки по охране
труда. Должностные лица, виновные в нарушении
законодательства о труде и правил по
охране труда, в невыполнении обязательств
по коллективным договорам и соглашениям
по охране труда или в воспрепятствовании
деятельности профессиональных союзов,
несут ответственность (дисциплинарную,
административную, уголовную) в порядке,
установленном законодательством.
В настоящее
время исполнение Программы "Здоровье
работающего населения России на
2004 - 2015 годы" даст возможность существенно
снизить уровень профессиональных
заболеваний, а также привести
большинство рабочих мест в соответствие
с требованиями охраны труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6 и 7-ФКЗ).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г №197-ФЗ (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.1996. №10-ФЗ (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 №181-ФЗ (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 №125-ФЗ (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 №2490-1 (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Положение о федеральной инспекции труда. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000г. №78 (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. №279 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.01.2000 г. №78, от 24.05.2000 г. №406, Постановление Правительства РФ от 24.10.2002 года № 73) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний. (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. №967) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс»..
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 года №10) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 08.04.1994 Г. №30 и приложения к Постановлению Министерства труда РФ от 18.10.2006 года №4-3) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Рекомендации по формированию и организации совместных комитетов (комиссий) по охране труда. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 12.10.1994 г. №64, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» № 181-ФЗ от 17.07.1999 года) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- Типовое Положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. (Утверждено постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.2006 г. №3-8) (с изменениями на 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
- “Выход – в создании реального механизма защиты”: Материалы Генсовета ФНПР от 16.09.2001 г. // Профсоюзы и экономика. 2001. № 6.
- Материалы III съезда профсоюза работников лесных отраслей РФ. М.: Профиздат, 2001. – 346 с.
- Материалы IV пленума ЦК профсоюза работников лесных областей РФ от 27 февраля 2002 года. М.: Профиздат, 2002. – 384 с.
- Александров Б.К., Дворянчиков К.Б. и др. Работа профсоюзных организаций по обеспечению охраны труда. М.: Юристъ,1999.
- Безопасность жизнедеятельности / Под ред. К.З. Ушакова. М. : издательство Московского горного университета, 2001. – 348 с.
- Гурьянова Л.П. Теория и практика заключения коллективных договоров. М.: АтиСО, 2001. - 234 с.
- К IV съезду ФНПР. Спецвыпуск научного журнала Академии Труда и социальных отношений. М., 2001. – 188 с.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 06.12.2007 № 333-ФЗ. - М.: Гросс Медиа, 2011. -256с.
- Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда: Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде 1981 года (№155); Рекомендация о безопасности и гигиене труда 1961 года (№164).
- Кудрин А.Н., Ефимов А.В. Разработка инструкций по охране труда в организациях. Сборник документов и рекомендаций. Москва, изд-во «Аркти», 2005.
- Масленников М.М.. Организация работы по охране труда в организации. Методические рекомендации для руководителей организации. Москва, изд-во «Аркти», 2004.
- Охрана труда на предприятии. Функции профсоюзных организаций. Екатеринбург: Изд. “Правовед”, 2001. – 346 с.
- Охрана труда на производстве // БПА. №11. 2001, Постановление Министерства Труда РФ от 13.01.2005 года № 1/29.
- Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений. Курс лекций. АТ и СО. М., 2008.
- Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда // БПА, 2000. № 12. С. 18 – 24.
30. Об
утверждении правил определения степени
тяжести вреда, причинённого здоровью
человека: постановление Правительства
РФ от 17 августа 2007 г. № 522 // Российская
газета. -2007. -18 авг.
31. Типовое
положение о комитете (комиссии) по охране
труда: приказ Минздравсоцразвития от
29 мая 2006 г. № 413 // Внутриведомственный
документ.
32. Музыченко
А.Н. Обязательное обучение работников
по охране труда / А.Н. Музыченко // Экономика
и жизнь. – 2003.- № 5. – С.14-23.
33. Охрана
труда: справочник/ сост. проф. Э.А. Арустамов.
– М.: Дашков и К, 2008. - 588 с.
34. Охрана
труда: учебное пособие для членов комитетов
(комиссий) по охране труда организаций
и уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда профессиональных союзов или иных
уполномоченных работниками представительных
органов / под ред. проф. Г.З. Файнбурга.
– Владивосток.: Спектр-В, 2007. - 376с.
35. Трудовое право России: учебник / под
ред. О.В. Смирнова. – М.: ТК Велби, 2011. –
560с.
1 Конституция Российской Федерации: принята
всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.,
2012.
2 Конституция Российской Федерации: принята
всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.,
2012.
3 Конституция Российской Федерации: принята
всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.,
2012.
4 Трудовой кодекс РФ: принят Гос. Думой
21 дек. 2001 г. (по сост. на 01.05.2012) // СПС КонсультантПлюс.
5 Трудовой Кодекс, статья 209, стр. 113.
6 Трудовой кодекс РФ. Новосибирск, 2012.
С. 11.
7 ТК РФ. С. 10.
8 ТК РФ. С. 115.
9 Постановление Правительства № 399, пункт
1.
10 Постановление Правительства № 399, пункт
№ 3
11 ТК РФ. С. 116.
12 ТК РФ. С. 119.
13 ТК РФ. С. 114.
14 Федеральный закон «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ.
Ст. 13.
15 Федеральный закон «Об основах охраны
труда в Российской Федерации». Ст. 23.
16 Трудовой Кодекс Российской Федерации,
ст.217,стр.123
17 Постановление Мин.Труда, № 10, статья
57.
18 Постановление Мин.Труда № 10, статья
№ 58.
19 Постановление Мин. Труда , статья №
60.
20 Трудовой Кодекс РФ, статья № 216, стр.
№ 120.
21 Трудовой Кодекс РФ, статья № 253-265, стр.
149-154.
22 Трудовой кодекс РФ, ст. № 265, стр. 154.
23 Конституция РФ. Ст. 37.
24 Трудовой кодекс РФ. Ст. 220.
25 Трудовой кодекс РФ. Ст. 214.
26 Федеральный закон РФ № 116-ФЗ. Ст. 9.
27 Трудовой Кодект РФ, статья № 226, стр.
129.