Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:20, дипломная работа
Уголовно-исполнительная система – это составная часть правоохранительных органов России, которая представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Современное развитие российского общества характеризуется реформированием всех сфер жизни, в том числе уголовно – исполнительной системы (далее УИС), в процессе которого Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает международные стандарты обращения с заключенными.
Служба в УИС в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием, организационным обеспечением. Кадровое обеспечение деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН) России является одним из основных направлений реформирования уголовно УИС.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты пенсионного обеспечения сотрудников уголовно–исполнительной системы
1.1 Сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы как объект социальной работы
1.2 Нормативно–правовая база пенсионного обеспечения сотрудников уголовно–исполнительной системы
ГЛАВА 2. Опыт деятельности пенсионного отдела Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по пенсионному обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы
2.1 Анализ деятельности пенсионного отдела Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по пенсионному обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы
2.2 Выявление степени удовлетворенности социальной работы по пенсионному обеспечению сотрудников СИЗО-4
Заключение
Список использованной литературы
Сотрудники уголовно – исполнительной системы имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных Федеральной службой исполнения наказаний образцов.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудники учреждений, исполняющих наказания имеют право:
20) обращаться
в суд за защитой своих
При исполнении служебных обязанностей сотрудники уголовно – исполнительной системы находятся под защитой государства [28, c. 2].
В статье 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Этим определено, что в России, как в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида [28, c.5].
Выполнение задач, поставленных обществом перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы, возможно при многих условиях, в том числе и при условии, что каждый гражданин, проходящий службу в этой системе, будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека и гражданина, но и как представителя государственной власти, занятого опасным, тяжелым трудом, зачастую неадекватно оцениваемым населением.
Служба в уголовно – исполнительной системе в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием, организационным обеспечением, наличием специальных механизмов минимизации частных, корпоративных интересов и приоритетным положением государственных интересов.
Важнейшим условием укрепления потенциала уголовно – исполнительной системы является социальная работа с личным составом.
Социальная работа — система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий и мер социальной поддержки сотрудникам и членам их семей.
Социальная работа организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих обязанностей в ходе служебной деятельности, практической реализации социальных гарантий сотрудников и членов их семей.
Объектом социальной работы в уголовно-исполнительной системе являются сотрудники и члены их семей, которые оказываются в сложной жизненной ситуации; проходящие службу в этой системе; пенсионеры органов уголовно-исполнительной системы.
Основными задачами социальной работы являются: реализация мер по обеспечению социальной защиты сотрудников и членов их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации; изучение и прогнозирование развития социальных процессов в служебных коллективах и районах дислокации подразделений, учреждений и органов УИС; выработка, принятие и организация исполнения решений по осуществлению социальной защиты личного состава; организация и проведение правового воспитания личного состава, разъяснение содержания нормативных правовых актов о правах и льготах; оказание индивидуальной социальной помощи сотрудникам; обучение начальников структурных подразделений, учреждений и органов УИС, других должностных лиц правовым основам осуществления социальной защиты личного состава; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений сотрудников и членов их семей по социальным вопросам; поддержание взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в целях эффективного решения социальных проблем сотрудников и членов их семей.
Социальная работа включает: правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем; подготовку предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся социальной защиты сотрудников и членов их семей; осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до личного состава установленных норм довольствия.
Основными формами социальной работы являются: проведение проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о правах и льготах и контроль за полным доведением до личного состава положенных норм довольствия; индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам; проведение лекций, семинаров, бесед, занятий в системе служебной подготовки по социально-правовой тематике; организация вечеров вопросов и ответов; встречи с должностными лицами органов местного самоуправления по решению вопросов соблюдения прав и льгот сотрудников; работа с письмами, жалобами и заявлениями сотрудников УИС по социальным вопросам, прием посетителей.
Эффективность решения задач социальной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы достигается: своевременной разработкой предложений и организацией мероприятий по обеспечению социальной защиты сотрудников и членов их семей; сосредоточением и наращиванием усилий социальной работы в подразделениях, выполняющих задачи в отрыве от мест постоянной дислокации; прогнозированием развития социальной обстановки и принятием упреждающих мер по недопущению негативных ситуаций; постоянным изучением и анализом нужд и запросов личного состава, социальной обстановки в районах дислокации учреждений и органов УИС, оперативной выработкой предложений по разрешению социальных проблем; тесным взаимодействием с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями; своевременным доведением до личного состава нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты.
В этом направлении уже сделаны серьезные шаги, важнейшим из которых явилось принятие Концепции развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года [18, c. 2].
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы.
В процессе реализации Концепции целенаправленно осуществляются мероприятия по стабилизации профессионального ядра сотрудников ФСИН России за счет поддержания оптимального баланса процессов обновления кадрового состава и сохранения его численности и качества. В этом направлении планомерно решаются социальные и организационно – управленческие проблемы, в том числе:
- формирование
наиболее подготовленного
- снижение неоправданного движения (увольнения, приема), так называемой "текучести" кадров, угрожающей размыванию профессионального ядра;
- повышение уровня материального и социального обеспечения сотрудников;
- увеличение
пенсионного обеспечения
Таким образом, сотрудники уголовно – исполнительной системы обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, на них возложено выполнение служебных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни.
В связи с особым характером возложенных на них обязанностей сотрудники уголовно – исполнительной системы являются объектами социальной работы не только в период прохождения службы, но и при выходе на пенсию.
1.2 Нормативно – правовая база
пенсионного обеспечения
Одним из видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. Основанием для пенсионного обеспечения по российским законам являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности членом семьи, потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий труда, выполнение определенной профессиональной деятельности.
Право граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 года, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [17, c. 11].
Пенсионное обеспечение – это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Пенсионное обеспечение населения является одним из направлений социальной политики государства [7, c. 71].
Пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, которая распространяется на: федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф, нетрудоспособных граждан [7, c. 80].
Пенсия – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.
В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на трудовые пенсии (Закон о трудовых пенсиях) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (Закон о пенсионном обеспечении, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
Сотрудники, уволенные из уголовно – исполнительной системы, при определенных условиях имеют право на пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение сотрудников УИС и их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям" [32, c. 5].
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно – исполнительной системы и членов их семей осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации [23, c. 2117].
Сотрудникам уголовно – исполнительной системы, указанным в статье 1 Федерального Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Органами государственной власти Российской Федерации для сотрудников уголовно – исполнительной системы установлены следующие виды пенсий: