Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:20, дипломная работа
Уголовно-исполнительная система – это составная часть правоохранительных органов России, которая представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Современное развитие российского общества характеризуется реформированием всех сфер жизни, в том числе уголовно – исполнительной системы (далее УИС), в процессе которого Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает международные стандарты обращения с заключенными.
Служба в УИС в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием, организационным обеспечением. Кадровое обеспечение деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН) России является одним из основных направлений реформирования уголовно УИС.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты пенсионного обеспечения сотрудников уголовно–исполнительной системы
1.1 Сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы как объект социальной работы
1.2 Нормативно–правовая база пенсионного обеспечения сотрудников уголовно–исполнительной системы
ГЛАВА 2. Опыт деятельности пенсионного отдела Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по пенсионному обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы
2.1 Анализ деятельности пенсионного отдела Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по пенсионному обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы
2.2 Выявление степени удовлетворенности социальной работы по пенсионному обеспечению сотрудников СИЗО-4
Заключение
Список использованной литературы
3) организуют
контроль и анализ выполнения
в учреждении требований
4) организуют
работу по реализации
5) содействуют
решению социально-бытовых
6) ведут учетные
дела семей сотрудников, погибших
при исполнении служебных
7) готовят документы
по обязательному
8) оказывает экспертную
и консультативную помощь
9) обеспечивают
своевременное представление
10) осуществляют
оформление документов для
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два.
Сотрудникам уголовно – исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство изложенных выше норм о льготном исчислении выслуги лет содержится в постановлении Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
Наличие 20-летней выслуги в льготном исчислении является согласно статье 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468-1 главным условием назначения гражданам, уволенным с военной службы, пенсии за выслугу лет.
Наличие 20-летней выслуги является одним из основных факторов социальной защищенности сотрудников УИС и членов их семей.
В течении 2010 года из следственного изолятора № 4 уволилось 17 сотрудников, из них – 7 сотрудников с правом на пенсию (АППГ-4), при этом льготная продолжительность выслуги лет составила от 20 до 23 лет, это говорит о том, что сотрудникам учреждения были оформлены минимальные пенсии.
Наличие проблем в осуществлении социальной работы по пенсионному обеспечению сотрудников следственного изолятора № 4 доказывает и проведенное исследование, целью которого являлось: провести анкетирование уволившихся сотрудников и опрос проходящих службу сотрудников в настоящее время. Изучить собранный материал, сделать анализ проделанной работы, предложить рекомендации сотрудникам отдела кадров и работы с личным составом следственного изолятора № 4.
Первый метод, который был использован – это анкетирование. Анкетирование – эффективный метод получения данных о состоянии общественного мнения по тому или иному поводу с помощью письменного опроса посредством закрытых, открытых, полузакрытых или смешанных вопросников. При проведении анкетирования необходимо учитывать следующие требования: должна быть сформулирована понятным языком цель исследования, сами вопросы анкеты должны быть короткими и простыми, по возможности предвидящими однозначные ответы "да" или "нет", вопросы должны быть расположены в логическом порядке, целесообразно анкетные вопросы группировать для облегчения дальнейшей обработки информации.
В проводимом анкетировании, которое проводилось в декабре 2010 года приняли участие бывшие сотрудники учреждения, уволенные с правом на пенсию. Цель данного исследования: выявление причин увольнения сотрудников.
В результате проведенного среди пенсионеров исследования (11 (АППГ-7) человек)), причинами увольнения респонденты указывали: по возрасту и выслуге – 11 (АППГ-7) человек, по болезни и ограниченному состоянию здоровья – 0 (АППГ-0) человек (Приложение 1).
На четвертом рисунке представлено распределение опрашиваемых по полу. В категории пенсионеры приняли участие мужчины и женщины, вышедшие на пенсию в 2009 и в 2010 году.
Рис. 4. Распределение респондентов по полу
На вопрос "Сколько лет Вы прослужили в УИС?" 11 (АППГ- 7) респондентов ответили: двенадцать с половиной лет.
1 (АППГ- 0) респондент
прослужил 15 лет, 6 (АППГ- 4) имеют выслугу
12,5 лет. Респондентов, имеющих выслугу
в количестве 25 лет и получающих
соответственно пенсию в
Рис. 5. Распределение респондентов по выслуге лет
На вопрос: "Устраивает ли Вас размер вашей пенсии?" 10 (АППГ-5) респондентов ответили – нет, 1 (АППГ-2) - да.
Результаты анкетирования показывают, что большинство уволившихся сотрудников по выслуге лет, имеет минимальную пенсию, которая составляет от четырех до пяти тысяч пятисот рублей, в зависимости от оклада денежного содержания на день увольнения и число таких пенсионеров возрастает с каждым годом.
Сотрудники увольняются на пенсию в трудоспособном возрасте, чтобы устроиться трудиться на гражданские предприятия и заработать себе помимо военной еще и трудовую пенсию.
Недостаточно выделяется для пенсионеров уголовно-исполнительной системы санаторно-курортных путевок. В 2010 году кадровым аппаратом следственного изолятора № 4 направлено 11 заявок пенсионеров учреждения на выделение путевок в пенсионный отдел ГУФСИН России по Свердловской области (АППГ-7). Из 11 заявок было удовлетворено только 2 (АППГ-1), даже несмотря на то, что некоторые пенсионеры имеют льготы ветеранов боевых действий.
Рис. 6. Обеспечение санаторно-курортными путевками
Одной из самых острых проблем сегодня для пенсионеров уголовно-исполнительной системы является обеспечение жильем.
В очереди на улучшение жилищных условий в СИЗО - 4 с 01 января 1997 года состоит 4 пенсионера, до сих пор не получивших жилищных сертификатов, и 1сотрудник (АППГ-11), в действительности же таких сотрудников больше в 4 раза, но в связи с введением нового Жилищного кодекса Российской Федерации в 2005 году изменился порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период с 2004 года улучшили свои жилищные условия только 6 сотрудников учреждения, из которых 4 сотрудника, вышедших на пенсию получили жилищные сертификаты, а 2 сотрудника получили субсидии для погашения банковского кредита, полученного на строительство жилья. Одним из условий получения жилищного сертификата является отсутствие в собственности жилья у сотрудника. Если для военнослужащих основанием для получения жилья служит справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии собственного жилья, то для сотрудников уголовно-исполнительной системы этого документа недостаточно. Целевое бюджетное финансирование в необходимом объеме отсутствует, а недостаток собственных средств на местах не позволяет решить эту проблему. Программа жилищных сертификатов касается лишь пенсионеров УИС, при соблюдении определенных условий: статья увольнения, выслуга лет и т.д.
Таблица 1
Состоит на учете |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 | |
Получили жилищных сертификатов |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Получили субсидии |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве пенсионеры уголовно – исполнительной системы при достижении пенсионного возраста ( мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет ) и наличии хотя бы 5 – летнего страхового стажа имеют право на назначение страховой части трудовой пенсии.
Второй метод, который был использован при проведении исследования – это беседа (Приложение 2).
Л.В. Мардахаев в своем глоссарии дает следующее понятие: беседа – это метод психолого-педагогического исследования и (или) воспитательного воздействия на основе вербальной (словесной) коммуникации. Как метод исследования беседа позволяет выявлять индивидуальные особенности личности (мотивационные, мировоззренческие и эмоциональные). Как метод воздействия беседа направлена на формирование определенной системы знания, развитие интереса и прочее.
По мнению Б.С. Волкова, беседа - это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
В результате беседы был сделан вывод о том, что сотрудники учреждения, уволившиеся из УИС с правом на пенсию, не удовлетворены условиями пенсионного обеспечения сотрудников УИС, так как размеры пенсий, получаемые ими отстают от трудовых пенсий по старости, только в течении 2010 года пенсии по старости индексировались 4 раза, а пенсии сотрудникам, проходившим службу, ни разу, так как пенсии пенсионеров УИС повышаются одновременно с повышением денежного довольствия действующим сотрудникам, последнее повышение денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы производилось в 2009 году.
В результате проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации сотрудникам отдела кадров и работы с личным составом:
- проводить анкетирование
пенсионеров на предмет
- совместно с
Советом ветеранов учреждения
подготовить предложения по
Таким образом, на примере анализа пенсионного обеспечения сотрудников следственного изолятора № 4 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области можно сделать следующий вывод, что большинство уволившихся сотрудников получает минимальную пенсию и вынуждены вместо продолжения службы в уголовно – исполнительной системе трудиться на гражданских предприятиях для того, чтобы при достижении пенсионного возраста иметь право на страховую часть трудовой пенсии, чтобы обеспечить себе более высокую пенсию.
Заключение
Пенсионное обеспечение является одним из направлений социальной политики государства. Статьи 7 и 39 Конституции РФ определяют, что в России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования", развивая положения Конституции РФ, предусматривает в качестве социальных страховых рисков наступление старости, инвалидности, потерю кормильца и другие ситуации, предусматривая выплату соответствующих пенсий. Причем, если исходить из положений Конституции РФ, что Российская Федерация является социальным государством, то размер пенсии должен позволять получающему ее человеку жить на достойном уровне.
Проведенный анализ пенсионного обеспечения сотрудников уголовно – исполнительной системы в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
1. Пенсионное обеспечение – это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.