Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:26, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 140.97 Кб (Скачать файл)

Напомним, в бухгалтерском и налоговом учете еще есть понятие «модернизация». Как видно, его в список не включили, вопрос, будет ли это иметь какое-либо принципиальное значение остается открытым.

Лепехина Е. В. трактует модернизацию, как достройку, дооборудование, реконструкцию и иные виды работ (включая приобретение соответствующего оборудования), которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, его технического уровня и появлению у него новых экономических характеристик. Речь идет не об увеличении производственных мощностей. А значит, новых рабочих мест при модернизации теоретически возникнуть не может42.

Порядок устанавливает следующее требование к вновь организованным рабочим местам - такое рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и др.).

Ранее действующая версия Порядка устанавливала, что аттестация должна проводиться не реже пяти лет для всех без исключения рабочих мест работодателя. Теперь сроки аттестации зависят от самого рабочего места. В первую очередь отметим, что пятилетний срок сохранен для таких рабочих мест, которые:

  • признаны по результатам предыдущей аттестации как имеющие вредные и (или) опасные условия труда;
  • имеют производственные факторы и работы, при выполнении которых проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) для сотрудников обязательно.

Для остальных рабочих мест аттестация теперь может не проводиться. Исключения составляют случаи, когда назначена внеплановая проверка. Об этом расскажем далее.

Для вновь организованных рабочих мест сроки изменились. Ранее аттестация проводилась не позднее 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Теперь срок растянут на один год. Предполагается, что в этот срок новые рабочие места позволят достичь намеченных показателей и характеристик, которые намеревался получить работодатель, производя строительство, техническое перевооружение и т. д. Аттестация должна проводиться после достижения запланированных показателей. Даже если результаты не достигнуты, аттестация новых рабочих мест должна быть произведена в любом случае не позднее одного года с момента их создания.

Таким образом, сроки проведения аттестации следующие:

  • для вновь организованных рабочих мест – не позднее одного года;
  • для действующих рабочих мест – не позднее пяти лет от последней аттестации при условии обязательности аттестации (признаны вредными и опасными, требуют медосмотров работников);
  • индивидуальные сроки – особые случаи при назначении внеплановой проверки;
  • нет сроков – аттестация необязательна (не проводится) для мест, признанных благополучными.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Порядок проведения аттестации предусматривает, что аттестации также подлежат те рабочие места, на которых работник производит хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Законодатели не конкретизировали виды сырья и материалов. Нужно ли, к примеру, аттестовывать рабочие места швеи, кладовщика промышленных товаров и пр. От чего зависит, с какими материалами и сырьем работать опасно, а с какими нет.

Кантеровский А. предлагает не забывать про производственные факторы и работы, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Вредный производственный фактор- производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор- производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме43.

Критерии вредности или опасности для различных предприятий могут быть разными. Их определяет аттестационная комиссия, но устанавливаются они на основе общепринятых критериев оценки условий труда.

Ст. 213 Трудового кодекса РФ регламентирует, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры. Их цель - определить пригодность данной категории работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н44 утвержден перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры (данный перечень действует с 01.01.2012 г.). Факторы разделены на четыре группы:

  • химические (работа с ацетоном, алюминием, органическими кислотами, красителями, нефтью, бензином и пр.);
  • биологические (работа с белково-витаминными концентратами, биологическими токсинами, зараженными материалами, пылью и пр.);
  • физические (соприкосновение при работе с ультрафиолетовым и электромагнитным излучением и др.);
  • факторы трудового процесса (таковой, к примеру, может быть признана работа с микроскопами и лупами).

Кроме того, мы уже знаем, что по результатам предыдущей аттестации условий труда рабочее место может быть признано безопасным (оптимальным или допустимым). Тогда вопрос с кладовщиком промышленных товаров может быть снят. Если на данном рабочем месте нет признаков производственных факторов и работ, влияющих на здоровье и жизнь человека, оно может быть признано аттестационной комиссией благополучным, а значит, после этого его аттестация не проводится.

В случае, если вредный или опасный фактор вновь появится, существуют мероприятия внеплановой аттестации. Как правило, внепланово аттестуются рабочие места, которые охвачены в процессе замены производственного оборудования, изменения технологического процесса и изменения средств коллективной защиты. По мнению Берг О. внепланово необходимо аттестовывать те рабочие места, которые вошли в «черный список» при проверке работодателя, условия труда которых необходимо привести в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда45.

Внепланово должны аттестовываться и рабочие места, которые задействованы в мероприятиях по улучшению условий труда на предприятии. Новые правила также устанавливают, что в форме внеплановой проверки необходимо будет аттестовывать те рабочие места, по которым поступили обращения на проведение аттестации.

Обращение может быть подано работником, представителем выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Вероятнее всего к работодателю необходимо будет обращаться с таким заявлением письменно, хотя о форме обращения ничего в документе не говорится.

В заключение отметим, что новые правила проведения аттестации рабочих мест вступили в силу в феврале текущего года. И напомним, что в отчетные формы также внесена поправка. В строке 021 Карты аттестации рабочего места по условиям труда необходимо будет указывать не только перечень (образец представлен в приложении 2), установленного оборудования или используемых материалов и сырья, но и марку, регистрационный номер и год выпуска оборудования.

 

2.2. Сертификация работ по охране труда

 

Современное законодательство требует от работодателей всех уровней своевременно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, которая в дальнейшем  должна завершиться сертификацией работ по охране труда (Трудовой Кодекс РФ, ст. 212).

В связи с многочисленными вопросами юристов о разъяснении «действующего порядка проведения сертификации организации работ по охране труда», и об «организациях, проводящих сертификацию организации работ по охране труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ», комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, являющийся по «Положению о правительстве» (утв. постановлением Правительства. Хабаровского края от 04.04.2013 № 68) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, к полномочиям которого отнесена «организация проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (абз. 5 ч. 6 ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации), разъясняет следующее.

Согласно требований ст. 212 действующей редакции ТК РФ работодатель обязан обеспечить «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда». Таким образом, сертификация организации работ по охране труда является обязательной процедурой для работодателей, т.е. ТК РФ предусматривает обязательную сертификацию организации работ по охране труда.

Одновременно ст. 209 ТК РФ определено, что «сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Гейхман В. Л. И Сидоренко Е. Н. отмечают что, действующим трудовым законодательством предусмотрено подтверждение соответствия организации работ по охране труда в форме обязательной сертификации46.

Понятие сертификации дано в ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.09.2010   № 243-ФЗ): «сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров»47.

При этом в ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ определено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации».

Вместе с тем, частью 5 ст. 216 ТК РФ разработка порядка проведения рассматриваемой обязательной сертификации организации работ по охране труда (как формы «подтверждения соответствия») отнесена к исключительным полномочиям Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Соответствующий орган устанавливает порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Таковым органом - с 25.03.2010г. - определено Минздравсоцразвития России -              п. 5.2.65.1 «Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 09.03.2010 № 137)48.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации самостоятельно принимает порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. На настоящий момент подобный нормативный правовой акт всё ещё не принят Минздравсоцразвитием России.

Таким образом, действующим законодательством РФ не установлен предусмотренный ст. 216 ТК РФ «порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда». Соответственно, действующим законодательством РФ об охране труда не определена процедура проведения «обязательной сертификации организации работ по охране труда». Более того, приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2010 г. № 779н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.10.2010 г. № 18728) признано утратившим силу постановление Минтруда России от 24.04.2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», т.е прекращено действие «Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ)», которая в свое время и создавалась для реализации требований ст. 212 ТК РФ об обязательной сертификации работ по охране труда.

Следует иметь ввиду, что в рамках ССОТ проводились независимые друг от друга аккредитации:

- органов по сертификации (приложение № 1 к постановлению  Минтруда РФ от 10.12.2002г. № 77);

- испытательных лабораторий (приложение № 2 к постановлению  Минтруда РФ от 10.12.2002г. № 77).

При этом приказ № 779н подтверждает действие аттестатов аккредитации испытательных лабораторий, но не органов по сертификации, т.е. подтверждает право испытательных лабораторий на проведение инструментальных замеров факторов производственной среды в соответствии с областью аккредитации, что не даёт им право на проведение сертификации (подтверждения соответствия) организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда – согласно требований ССОТ сертификацию проводили органы по сертификации (п. 5 приложения № 2 к постановлению Минтруда России от 24.04.2002 г. № 28), а их деятельность прекращена вместе с действием ССОТ. Правом выдачи сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности) испытательные лаборатории, аккредитованные в ССОТ, не наделялись.

Таким образом, в настоящее время, по нашему мнению, не представляется возможным составить окончательное мнение по поводу наличия действующей системы обязательной сертификации организации работ по охране труда и об организациях, осуществляющих данную сертификацию, в силу их объективного отсутствия, как на территории Хабаровского края, так и в целом в Российской Федерации.

Соответственно, комитет, по независящим от него причинам, не имеет возможности организовать на территории Хабаровского края проведение предусмотренной ст. 212 ТК РФ сертификации организации работ по охране труда.

По мнению Гудова А. Б., проведения сертификации организации работ по охране труда в различных добровольных системах сертификации (ДССОТ, СДСОТ, СДС-ОТ и т.д.), созданных и функционирующих в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», следует учитывать, что ст. 19 данного закона установлено, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов49:

Информация о работе Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права