Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:26, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 140.97 Кб (Скачать файл)

 

Рассматривая постановление Правительства РФ от 24.10.2002 № 73        «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» по нашему мнению возникает ряд вопросов.

Далее будут рассмотрены основные вопросы, возникающие вследствие наступления несчастного случая на производстве.

По мнению Жилина Г. А. актуально рассмотреть, применимо ли «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденное постановлением Правительства РФ от от 24.10.2002 г. № 73 к травмам, в т.ч. и со смертельным исходом, происшедшим на территории предприятия в результате падения из-за потери сознания по причине заболевания (эпилептического припадка, сердечного приступа, гипертонии и т.п.), если производственный фактор полностью отсутствует и вины предприятия нет61.

В соответствии с рассматриваемым положением расследованию подлежат, но по решению комиссии могут не считаться несчастными случаями на производстве, не учитываться и оформляться актом произвольной формы случаи смерти работника вследствие общего заболевания, в частности сердечного приступа, гипертонии и т.п. Если смерть работника по причине заболевания сопровождалась воздействием производственного фактора, например, падение с высоты при отсутствии ограждения при эпилептическом припадке, или смерть от гипертонии при повышенной температуре и влажности в рабочей зоне, то эти случаи подлежат учету как несчастные случаи на производстве. Травма, полученная в результате падения из-за потери сознания по причине заболевания, расследуется и учитывается как несчастный случай на производстве. Указанный порядок действует с момента ввода действия новой редакции Положения.

Также по нашему мнению стоит дать разъяснение по вопросу применения пункта 23 «смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества»62. Рассмотрим данный вопрос на следующем примере:

В ходе расследования обстоятельств смерти работника завода Ануфриенко Е. Е. было установлено, что в пятницу 17.11.2012 г. в 23 часа он был найден на лестнице цеха спящим в состоянии сильного алкогольного опьянения. Дежурный по заводу оставил его на месте нахождения до утра, организовав периодический контроль за ним. В 8-00 в субботу 18 ноября, когда предприятие не работает, Ануфриенко Е. Е.  при очередной проверке был найден уже мертвым. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть работника наступила от субдуральной гематомы, обусловившей сдавливание и дислокацию головного мозга, с последующим развитием вторичных кровоизлияний в ствол головного мозга. Одновременно констатируется, что к моменту смерти Ануфриенко Е. Е. находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, о чем свидетельствует наличие этилового спирта в крови в количестве 2,7°/оо, в моче - в количестве 4,2°/оо. Администрация предприятия считает, что работник нанес себе вред здоровью, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, что и привело к смертельному исходу. Данный случай произошел не в рабочее время и не при выполнении трудовых обязанностей. Соответственно возникает вопрос, вправе ли администрация, руководствуясь данным пунктом, не составлять акт по форме Н-1 и не учитывать данное происшествие как несчастный случай на производстве.

Рассматривая данный пример важным моментом является факт производственных отношений, т.е. получение травмы пострадавшим во время выполнения своих трудовых обязанностей, работы по заданию организации или действий в интересах работодателя. Кроме того, могут быть причины косвенно сопутствующие получению травмы (неисправное дорожное или иное покрытие, недостаточное освещение, отсутствие ограждений и др.).

Поэтому, в соответствии с п. 14 Положения право квалифицировать несчастный случай предоставлено комиссии, проводящей расследование, на основании собранных данных и материалов, с учетом конкретных условий, обстоятельств и причин. Если комиссией никаких иных причин несчастного случая, кроме алкогольного опьянения, не установлено, то она вправе квалифицировать несчастный случай, как не связанный с производством с оформлением акта произвольной формы. Следует отметить, что в описанном случае администрация должна обратить внимание на действия обслуживающего персонала (дежурного по заводу), не оказавшего пострадавшему своевременной медицинской помощи, что могло оказаться одной из причин смерти пострадавшего (не причин несчастного случая).

По нашему мнению стоит отметить, что в ходе расследования несчастных случаев на производстве в составе комиссии, возникают разночтения некоторых пунктов Положения.

 

3.3. Разработка основных  мероприятий способствующих снижению  несчастных случаев на производстве

 

На современном этапе можно отметить улучшение условий труда в ряде организаций отдельных видов экономической деятельности, однако также можно констатировать что сложившаяся ситуация в большинстве регионов Российской Федерации, в том числе и в Хабаровском крае, не отвечает современным трудовым отношениям и требует новых концептуальных подходов к формированию системы и охраны труда.

В 2012 году на территории Хабаровского края отмечен существенный рост производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом. По сравнению с 2011 годом число погибших на производстве увеличилось в 1,7 раза, а число пострадавших с тяжелым исходом - на 33 процента. В 2012 году 10 муниципальных образований края допустили рост смертельного, 9 - тяжелого травматизма на производстве.

Основными причинами несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, допуск к эксплуатации неисправных машин, механизмов и оборудования, нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Удельный вес работников Хабаровского края, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, превышения допустимых физических нагрузок и на оборудовании, не отвечающем стандартам безопасности труда на начало 2012 года составил 25,5 % (в 2002 - 15,5 %).

Неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, отсутствием полной ориентационной основы деятельности участников производства условий по его перевооружению и модернизации, недостаточным финансированием мероприятий по охране труда.,

В условиях сложившейся ситуации имеют место факты снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, в том числе на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, обучение по охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сокращается численность специалистов по охране труда.

Недостаточно решаются задачи по предупреждению, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реабилитации пострадавших на производстве. Одной из основных негативных причин остается низкая исполнительская дисциплина работодателей и руководителей всех уровней, низкий уровень знаний законодательства об охране труда и его несовершенство.

Профсоюзы и их объединения не в полной мере используют права, предоставленные Трудовым кодексом Российской Федерации в осуществлении общественного контроля за реализацией законодательства по охране труда.

Работодатели и профсоюзы в равной степени не придают должного внимания организации и деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, как органу управления и социального партнерства, в вопросах охраны труда и промышленной безопасности, а также привлечения работников к управлению производством.

Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников.

Отмечая напряженность ситуации в сфере охраны труда, в том числе высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом, основываясь на необходимости повсеместного усиления охраны труда работников и защиты окружающей среды, участники конференции рассматривают на ближайшую перспективу в качестве приоритетов:

  • формирование полной ориентационной основы деятельности всех участников производства: «Создание условий для развития жизни труда и отдыха каждого работника с учётом его индивидуальных возможностей и потребностей, потребностей и возможностей членов общества, объединений, подсистем и систем»
  • разработка новой концепции профилактики травматизма и снижении риска на основе оценки потока отклонений от требований норм, правил и инструкций по охране труда в производственных условиях.
  • широкое внедрение системного подхода к организации работ по обеспечению безопасности труда;
  • совершенствование системы мониторинга и аналитической обработки данных о состоянии медико-демографических и социально-экономических последствиях производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости работников; 
  • разработка механизмов экономического стимулирования работодателей к проведению мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте, сокращению и ликвидации рабочих мест с вредными и (или) опасными производственными факторами, обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования, включающие меры по совершенствованию налогообложения организаций;
  • формирование механизма повышения мотивации работников к соблюдению техники безопасности и здоровому обращу жизни; 
  • построение эффективной системы информирования, консультирования и обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками. 

Также своевременным и необходимым предлагается рекомендовать:

1. Работодателям и профессиональным  союзам:

  • повысить ответственность и требовательность к выполнению законодательных актов в сфере охраны труда, активизировать разработку предложений по его совершенствованию.
  • проводить регулярный экспресс мониторинг условий и безопасности труда с использованием социологических инструментариев, информировать работников о результатах реализации мероприятий по улучшению условий труда;
  • информировать работников о результатах реализации мероприятий по улучшению условий труда;
  • более эффективно использовать принципы социального партнёрства при создании безопасных здоровых условий труда;
  • выделять необходимый объём финансовых средств для проведения профилактических мер по охране труда.
  • обеспечить выполнение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации по созданию служб охраны труда - введение должности специалиста по охране труда в организациях с численностью свыше 50 работающих;
  • активизировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами с охватом всех работников;
  • обеспечить проведение в рамках Всемирного дня охраны труда (2-8 апреля) «месячников» и «дней охраны труда», смотров, конкурсов, выставок СИЗ, выпуск плакатов и других средств наглядной агитации, призывающих оберегать здоровье и жизни людей на рабочих местах. 

2. Органам исполнительной  власти муниципальных образований. 

Активизировать пропаганду по формированию полной ориентационной основы деятельности, работников разработке новой концепции профилактики травматизма, экономической эффективности мероприятий по охране труда. 

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 

  • обеспечить повышение эффективности деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, их рабочих групп, а также межведомственных комиссий по охране труда; укреплять взаимодействие с социальными партнерами, комитетами (комиссиями) по охране труда в организациях, с общественными организациями специалистов по охране труда; оказывать содействие в организации их деятельности; 
  • усилить контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения и проверки знаний требований охраны труда; улучшить организацию работы по проведению экспертизы условий труда, обеспечению ее надлежащего качества, объективности и обоснованности выводов, изложенных в заключениях экспертов; Считать целесообразным для информационного обеспечения специалистов и работников создание базы данных по всем аспектам охраны труда, обратив при этом особое внимание на выявление и обеспечение способов распространения объективной информации о передовом опыте для принятия верных управленческих решений и предупреждения возможных аварийных и иных рисковых ситуаций. 

Данные мероприятия являются основными, выполнения которых серьезно поспособствует улучшению условий труда работников, снижению травматизма и несчастных случаев на производстве, обеспечению благоприятной трудовой атмосферы.

1Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 30.12.2001              № 197-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

2Буянова, М. О. Трудовое право: учебное пособие / М. О. Буянова. – М.: Проспект, 2011. – С. 113.

3Кузнецова, А. В. Охрана труда / А. В. Кузнецова, М. В. Беспалов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. – С. 57.

4Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] :               федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс».         – Последнее обновление 01.06.2013.

5О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

6Бердычевский, В. С. Трудовое право. Учебное пособие / В. С. Бердычевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 36.

7Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : утвержден постановлением Минтруда РФ от 13.01.2003 №  1/29 // СПС                        «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

8Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. П. Орловского. – М.:                Инфра-М, 2009. – С. 114.

9Ботин, Д. Споры, связанные с нарушением требований охраны труда / Д. Ботин // Трудовое право. - 2012. -№ 1. - С. 69.

10Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс] : федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

11Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или)                           обезвреживающими средствами» [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

12Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной    обувью и другими средствами индивидуальной защиты [Электронный ресурс] : приказ                              Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н // СПС «Консультант Плюс» / НПП «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.06.2013.

Информация о работе Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права