Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:26, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 140.97 Кб (Скачать файл)
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Следовательно, сертификация организации работ по охране труда в любой системе добровольной сертификации не может считаться выполнением требований ст. 212 ТК РФ об обязанности работодателя «обеспечить проведение сертификации организации работ по охране труда»

Таким образом, требования ст. 212 ТК РФ об обязательной сертификации организации работ по охране труда, а также требования ст. 216 об организации проведения на территории субъекта РФ подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не могут быть реализованы.

Соответственно, работодателями и органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, до момента установления порядка проведения данной сертификации (как формы подтверждения соответствия) на федеральном уровне в виде нормативного правового акта придется лишь пользоваться существующими нормативным актами, значение которых вызывают коллизию.

 

2.3. Добровольное декларирование  работ по охране труда, как способ    совершенствования законодательства

 

В 2013 году Минздравсоцразвития планирует заменить сертификацию организации работ по охране труда на добровольное декларирование, что, по мнению экспертов, поможет малому бизнесу сэкономить до 30 миллиардов рублей. Правда, если задекларированная информация не будет соответствовать действительности, работодателю придется уплатить крупный штраф размером до 500 000 рублей.

Идея замены содержится в законопроекте, разработанном Минздравсоцразвития России, а повышение штрафов за несоблюдение Трудового кодекса – в поправках к Уголовному кодексу.

Как говорится в пояснительной записке к документу о замене сертификации декларацией, сейчас законодательство обязывает работодателя – хоть крупного, хоть мелкого – проводить сертификацию организации работ по охране труда.

В настоящее время Трудовой кодекс обязывает работодателя проводить дорогостоящую сертификацию организации работ по охране труда.

По нашему мнению прохождение платной процедуры сертификации без учета финансово-экономического положения организации ставит в невыгодное положение, в первую очередь, предприятия малого и среднего бизнеса. Также это является бременем для бюджетных учреждений, которые не всегда располагают достаточными средствами. Кроме того, существует механизм аттестации рабочего места по условиям труда, который позволят выявить ситуацию с охраной труда в организации.

Согласно законопроекту, декларация соответствия – документ, удостоверяющий соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, сведения о котором размещаются в реестре федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Форма декларации соответствия, порядок регистрации деклараций соответствия, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Сведения о документе будут включаться в реестр Роструда.

В соответствии с законопроектом, работодатель должен провести аттестацию рабочих мест на предприятии, она вскроет, в каких условиях работают люди, есть ли опасные производственные факторы и что он делает, чтобы свести их к минимуму. Но помимо этого он должен обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, обучать их правилам охраны труда, организовывать медосмотры, следить за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием специалистов и так далее. И выполнение этих пунктов фиксирует сертификация. Проводиться она должна раз в пять лет.

Данная процедура сертификации является достаточно дорогостоящей. По данным Минздравсоцразвития, стоит она в среднем 250 рублей за одного работника, в общей сумме представители малого и микро бизнеса тратят на нее около 30 миллиардов рублей. А по информации бизнеса-сообщества, сертификация обходится крупному предприятию в среднем 40-60 тысяч рублей, малому – в 20-30 тысяч. Так что, итоговая цифра может оказаться выше.

Таким образом, действующая редакция Трудового кодекса обязывает работодателя проходить дорогостоящие процедуры сертификации без учета его финансово-экономического положения, что ставит в невыгодное положение организации малого и среднего бизнеса, а также бюджетные организации, которые не располагают средствами на оплату этих услуг

В связи с этим рассматривается возможность принятия решения по замене сертификации на декларацию. Работодатель будет сам ее заполнять и отправлять в органы Роструда. Если все в порядке – компанию освободят от проверок на пять лет и придут, если только поступит жалоба от работников.

Возникает вопрос добросовестности работодателей при заполнения декларации. Как отмечают эксперты, параллельно с этим законопроектом, будут рассматриваться поправки в Административный и Уголовный кодексы, призванные зафиксировать нормы и санкции, следующие за недобросовестное отношение к подаваемой информации. Если проверка выявит нарушение норм охраны труда или неправду, написанные в декларации, работодатель заплатит до 500 тысяч рублей. Также работу предприятия или деятельность ее лицензии смогут приостановить на 90 суток.

По нашему мнению сертификация организации работ по охране труда стала архаичной, в силу стремительного изменения рынка труда. Более того, представители как крупного, так и малого бизнеса, как правило, игнорируют требование закона о проведении сертификации. А у органов Роструда слишком мало специалистов, которые могли бы осуществлять надзорно-контрольные функции в этой области. И штраф за невыполнение нормы не превышает 50 тысяч рублей. Так что сертифицируются 5-7 процентов работодателей. Столь низкая исполнительная дисциплина, по сути, нивелирует смысл сертификации.

Но, если закон о добровольном декларировании будет принят и вместе с ним – уже внесенные в Госдуму поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за нарушение норм охраны труда, это будет куда действеннее. Единственное, что вызывает сомнение – декларация освобождает предприятие от проверок инспекторами по труду на 5 лет, до первого обращения от работников. И может возникнуть опасность, что, не чувствуя контроля, работодатели могут начать злоупотреблять доверием.

Таким образом в силу того что данный законопроект до сих пор не одобрен Правительством РФ, предлагается на региональном уровне внедрить проект «Добровольное декларирование деятельности работодателя по соблюдению трудовых прав работников».

Суть данного проекта заключается в следующем: проводимые сотрудниками инспекции проверки свидетельствуют о том, что во многих организациях специалисты следят за изменениями в трудовом законодательстве, регулярно принимают участие в различных обучающихся семинарах, на должном уровне укомплектована служба по охране труда и в целом соблюдается трудовое законодательство.

Чтобы снизить нагрузку со стороны надзорных органов по проведению проверок в таких организациях, поднять имидж добросовестных работодателей нами предлагается принять решение по внедрению в Хабаровском крае проекта «Добровольное декларирование деятельности работодателя по соблюдению трудовых прав работников».

Целью данного проекта является сбор сведений и формирование баз данных о соблюдении работодателями трудового законодательства Российской Федерации, гарантиях трудовых прав работников этих предприятий, мерах, принимаемых работодателями по улучшению условий труда.

Создание базы данных о соблюдении работодателями трудового законодательства позволит получить более широкое представление о действительном положении дел с соблюдением трудовых прав граждан на предприятиях Хабаровского Края, повысит ответственность работодателей за исполнение норм трудового законодательства, будет свидетельствовать о минимальной социальной ответственности работодателя перед наемными работниками. Кроме того, анализ сведений, содержащихся в декларациях, позволит более рационально планировать работу государственной инспекции труда и оперативно реагировать на имеющиеся нарушения. Работодатели, которые уверены в том, что у них соблюдаются трудовые права работников, вправе обратиться с заявлением в инспекцию труда для участия в этом проекте. Своим участием в проекте работодатель подтверждает выполнение своих обязательств по обеспечению основных прав работников.

Субъектами декларирования могут выступать любые юридические лица ПБОЮЛ, имеющие наемных работников.

Декларирование будет проводится в добровольном порядке один раз в два года. Форма декларации размещается на информационном портале инспекции труда.

Сведения в декларацию заносятся уполномоченным работодателем представителем, подписываются руководителем, скрепляются печатью. Заполненные декларации представляются в государственную инспекцию труда расположенную на территории Хабаровского края. Инспекцией в течение 5 дней сведения, содержащиеся в декларации, обрабатываются и заносятся в специализированную базу данных. По результатам обработки декларации в недельный срок инспекцией дается заключение.

Работодателям, соблюдающим трудовое законодательство, вручается «Сертификат доверия» и они будут включены в реестр работодателей гарантированно соблюдающих трудовые права работников. «Сертификат доверия»  должен не только улучшить имидж предприятия, но и повысить уровень ответственности. Добросовестные работодатели, которые не нарушают трудовое законодательство, освобождаются от плановых проверок инспекции в течение двух лет.

Работодателям, которые примут участие в проекте, а также обладателям «Сертификата доверия» инспекцией труда оказывается информационная поддержка по вопросам применения норм трудового законодательства. Вместе с этим, проект декларирования не подменяет собой существующие контрольные механизмы и не мешает их функционированию. При поступлении в инспекцию труда обращений работников проводятся внеплановые проверки. И в случае нарушения трудового законодательства такие работодатели могут быть исключены из реестра обладателей сертификата.

3. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

3.1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве.

 

Статьей 184 Трудового кодекса установлено: если повреждение здоровья или смерть работника произошли из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ему (или его семье) должен быть возмещен утраченный заработок (доход). Кроме того, возмещаются дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, если они связаны с повреждением здоровья. Если работник умер, его семье помимо утраченного дохода возмещаются расходы на погребение.

Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в России действует с января 2000 г. Она введена Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Эта система гарантирует возмещение вреда застрахованным лицам, если они повредили здоровье и утратили трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.50

К застрахованным лицам в первую очередь относятся граждане, работающие по трудовым договорам. Кто является в данном случае работодателем, значения не имеет, это может быть организация, частный предприниматель или другое физическое лицо. По отношению к работникам все они являются страхователями. Также в рамках Закона № 125-ФЗ к застрахованным относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. И, наконец, застрахованными являются граждане, работающие по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказания услуг и т.п.). Но только при условии, что на основании этих договоров за них уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Буянова М. О. отмечает, что в соответствии со ст. 20 и 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование51.

Вместе с тем согласно статье 5 названного выше Федерального закона    № 125-ФЗ «обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основе трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового договора, заключенного со страхователем»52.

При наступлении страхового случая у застрахованного возникает право на страховое обеспечение. Об этом сказано в ст. 3 Закона № 125-ФЗ. Страховой случай – это несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, которые повлекли за собой повреждение здоровья застрахованного лица, подтвержденное в установленном порядке.

Под страховщиком понимается Фонд социального страхования Российской Федерации. В качестве страхователя рассматривается юридическое лицо любой организационно – правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 данного Федерального закона (ст. 3).

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого человек получил увечье или другое повреждение здоровья, выполняя свои трудовые обязанности. Такое событие может произойти как на территории страхователя, так и за ее пределами. Несчастным случаем в рамках Закона    № 125-ФЗ также признается событие, которое произошло во время следования на работу или с работы на транспорте работодателя. Если работник пострадал, когда ехал на работу или с работы на общественном или личном транспорте, такой случай не признается страховым. В подобной ситуации период временной нетрудоспособности оплачивается работнику по общим основаниям.

Информация о работе Понятие, содержание и значение охраны труда как института трудового права