Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью написания данной работы является проанализировать сущность социального партнерства в России, и проблемы при этом возникающие.
Задачи исследования:
- анализ литературы и нормативно - правовых актов, регулирующих институт социального партнерства;
- изучение правового регулирования ответственности сторон социального партнерства в сфере труда;
- анализ современного состояния социального партнерства России;
- изучение исторических предпосылок социального партнерства России;
Введение
Глава I. Развитие социального партнерства
Исторические предпосылки социального партнерства России
История и современность зарубежного социального партнерства
Глава II. Перспективы развития социального партнерства в России
2.1. Современное состояние социального партнерства России
2.2. Совершенствование правового регулирования ответственности сторон социального партнерства в сфере труда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Более развернутое
определение социального
ТК Республики
Беларусь устанавливает, что «социальное
партнерство - форма взаимодействия
органов государственного управления,
объединений нанимателей, профессиональных
союзов и иных представительных органов
работников, уполномоченных в соответствии
с актами законодательства представлять
их интересы, (субъектов социального
партнерства) при разработке и реализации
социально–экономической
Кодекс определяет также основные принципы социального партнерства: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность принятия обязательств; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации [35]. Указ Президента от 15 июля 1995 г. № 278 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» (в редакции от 5 мая 1999 г.) устанавливает, что развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь является одной из важнейших государственных задач и отмечает важную роль социального партнерства в проведении реформ, сохранении социальной стабильности в обществе [12, c 56].
В Беларуси
Разработаны и утверждены Положения
об организации взаимодействия государственных
органов, профессиональных союзов и
нанимателей в целях
В целом,
в государстве разработана
В докладе
все страны мира были классифицированы
на основе семи показателей (уровень
доходов, состояние рынка труда,
характер работы, занятость, квалификация,
профессия, возможность для
Наиболее
общие параметры системы
Актуальной остается проблема имплементации в национальное законодательство ряда конвенций и рекомендаций МОТ: конвенции № 135 «О нормах защиты прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях», конвенции № 158 «О прекращении трудовых отношений, ограничивающей использование срочных трудовых договоров (контрактов), которые ухудшают правовое положение работника».
На национальном уровне представляется необходимым принятие законов «О социальном партнерстве в Республике Беларусь», «Об объединениях нанимателей», тем более что проекты указанных законов разработаны и в процессе их разработки учитывались международные нормы, опыт других государств, использовалась консультационная помощь МОТ.
Отсутствие
законодательства в этой сфере создает
определенные проблемы при функционировании
системы социального
Значительные
проблемы связаны с выполнением
взятых государством обязательств согласно
международно-правовым актам в социально-трудовой
сфере. В данном аспекте необходимо
решение проблемы соотношения норм
внутригосударственного права и
права международных договоров,
разработка механизма в области
социально-трудовых отношений. Белорусские
ученые отмечают, что «практическая
реализация принципа приоритета ратифицированной
международной конвенции МОТ
может быть обеспечена только с помощью
отрегулированного механизма
На этапе
практической реализации социального
партнерства определенные затруднения
вызывает проблема соблюдения принципа
трипартизма. Данное направление включает
в себя как вопросы учета интересов
организаций нанимателей и
В целом,
роль государства в регулировании
и управлении общественными процессами
в последнее десятилетие
Система
социального партнерства в
Таким образом, приведенные выше примеры из зарубежного опыта подтверждают, что в России социальное партнерство еще находится на стадии развития, и необходимо использовать потенциал страны с тем, чтобы социальное партнерство вышло на международный уровень.
Глава II. Перспективы развития социального партнерства в России
2.1. Современное состояние
Действующий в настоящее время
Трудовой Кодекс Российской Федерации
был принят в 2001 году, который закрепил
понятие социального
Следует отметить, что заработная плата граждан России примерно в шесть раз отстает от зарплаты работников Западной Европы при отставании в производительности труда в 2—2,5 раза. Доля зарплаты в ВВП вдвое ниже уровня стран ОЭСР (см. Приложение 1).
По оценке Правительства России,
ВВП страны в 2011 году составили 40 трлн.
руб., а фонд оплаты труда — 10 трлн.
руб., то есть 25 %.
В результате
возникли новые формы протеста, например,
голодовки шахтеров в первой половине
2004 г. как ответ на многомесячные невыплаты
зарплаты (проходили без участия профсоюзов).
С октября 2010 г. по февраль 2011 г. было проведено анкетирование 400 студентов-заочников, работающих на предприятиях Краснодарского края. Респондентам было предложено ответить, на вопросы, связанные с ролью социального партнерства, на их предприятии. Анкету заполнили 76 человек (следует учитывать, что более половины участников опроса заняты в новом частном секторе, где присутствие профсоюзов очень невелико).
78% респондентов отметили, что на
переговорах с нанимателем
Это означает, что в существующих законодательных условиях работник лишен возможности получать справедливое вознаграждение за свой труд, что, в свою очередь, ведет к искусственному сужению рынка труда.
Для того, чтобы соответствовать своему историческому предназначению, современное социальное партнерство, должно решить ряд крупных задач (в большинстве случаев - в сотрудничестве с государством).
1. Повышение уровня реальной
зарплаты и МРОТ (профсоюзы обязаны
способствовать созданию
2. Изменение механизма
3. Устранение чрезмерных
4. Улучшение условий труда
на производстве, тем более что
работодатели зачастую
5. Активное участие в разработке
и проведении кадровой
6. Совершенствование правовых
7. Урегулирование вопросов