Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью написания данной работы является проанализировать сущность социального партнерства в России, и проблемы при этом возникающие.
Задачи исследования:
- анализ литературы и нормативно - правовых актов, регулирующих институт социального партнерства;
- изучение правового регулирования ответственности сторон социального партнерства в сфере труда;
- анализ современного состояния социального партнерства России;
- изучение исторических предпосылок социального партнерства России;
Введение
Глава I. Развитие социального партнерства
Исторические предпосылки социального партнерства России
История и современность зарубежного социального партнерства
Глава II. Перспективы развития социального партнерства в России
2.1. Современное состояние социального партнерства России
2.2. Совершенствование правового регулирования ответственности сторон социального партнерства в сфере труда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В главе 9 ТК РФ административная ответственность установлена только за определенные правонарушения при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений, но ответственность не предусмотрена за проступки, выразившиеся в ухудшении положения работников, по сравнению с трудовым законодательством, в случаях применения установленного порядка распространения заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений на работодателей (ч. 8 ст. 48 ТК РФ), а также в случаях регистрации соответствующим органом по труду коллективных договоров, потенциально несущих угрозу указанного ухудшения положения работников (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). В ст. 416 ТК РФ неполно представлены основания для привлечения к административной ответственности. Целесообразно предусмотреть в ч. 2 ст. 416 ТК РФ «ответственность работодателя за уклонение от получения требований работников, воспрепятствование проведению собраний (конференций), в том числе за непредоставление помещения для них, невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, непредоставление информации, необходимой для решения коллективного трудового спора, и т.п.». Вовсе не оговорена в ТК РФ ответственность за проступки, допущенные при реализации такой формы социального партнерства, как участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 27 ТК РФ). Представляется, что в отсутствие предметного правового регулирования во всех указанных случаях подлежит обсуждению возможность применения ст. 5.27 КоАП РФ об ответственности должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда [4].
Следует отметить, что в ТК РФ и КоАП РФ заметно различаются основания для привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере социального партнерства, а некоторые из оснований представляют сложность для толкования.
Так, помимо оснований для привлечения к ответственности, предусмотренных в ст. 54 ТК РФ, в смежной с ней ст. 5.28 КоАП РФ значится не обеспечение работодателем или лицом, его представляющим, работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. В КоАП РФ предусмотрена также ответственность за правонарушения при разрешении возникающих коллективных трудовых споров, например невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33), нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38). С учетом сказанного необходимо было бы, по меньшей мере, отказаться в ст. 54 и 416 ТК РФ от исчерпывающего указания оснований для привлечения сторон социального партнерства к административной ответственности.
Проблема регулирования ответственности в нормах гл. 9 ТК РФ является то, что в них предусмотрена возможность привлечения сторон социального партнерства за нарушения законодательства при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений только к административной ответственности.
В действительности ответственность за указанные правонарушения, а тем более за правонарушения, связанные с различными формами социального партнерства, не сводится к административно-правовой, но основана на разрозненных нормах ТК РФ и иных федеральных законах. Так, законодатель фокусирует внимание на трудоправовой дисциплинарной ответственности за правонарушения в указанной сфере руководителей и иных должностных лиц организаций. В соответствии со ст. 195 ТК РФ по инициативе представительного органа работников к дисциплинарной ответственности в случае нарушения условий коллективного договора, соглашения могут быть привлечены руководитель организации, руководитель структурного подразделения организации, их заместители. На практике реализация данных норм проблематична в отношении руководителей коммерческих организаций, тем более выполняющих функции их единоличного исполнительного органа.
Органы
общероссийских профсоюзов, объединений
(ассоциаций) профсоюзов, первичных
профсоюзных организаций вправе
требовать привлечения к
Заметим,
что идея дисциплинарной ответственности
должностных лиц органов
В статье
416-417 ТК РФ непосредственно сказано
об административной и дисциплинарной
ответственности в сфере
На стороны
социального партнерства может
быть возложена материальная ответственность
и к ней привлекаются лица, «виновные
в причинении организации-работодателю
материального ущерба, причиненного
неисполнением или ненадлежащим
исполнением коллективного
Привлечение
работника к материальной ответственности
возможно также в случае, если штраф
за правонарушения в сфере социального
партнерства возлагается на работодателя
и установлена причинно-
Применительно
к профсоюзам в законодательстве
самым общим образом
То, что
за правонарушения в сфере социального
партнерства применима иная юридическая
ответственность, кроме административно-
Более широкие
возможности для
В общей форме договорная ответственность сторон социального партнерства предусмотрена, например, в законах о социальном партнерстве Томской области, Московской области, Владимирской области. Иногда региональные законодатели допускают установление дополнительных мер ответственности социальных партнеров в соглашениях и коллективных договорах. Так, в Законе Чувашской Республики от 30 марта 2006 г. № 7 «О социальном партнерстве» предусмотрено, что «в рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить комиссии по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по применению согласованных мер ответственности, включая дополнительные санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров» (ч. 3 ст. 16) [15].
В практике уведомительной регистрации коллективных договоров встречается, что стороны по обоюдному соглашению прописывают свои, не основанные на действующем законодательстве, санкции в отношении обеих сторон (как правило, штрафы в фиксированных суммах или неустойку). Эти факты в равной степени свидетельствуют как о недостаточно глубоком знании норм трудового законодательства сторонами коллективного договора, так и о недостаточной принципиальности представителей работников, не желающих портить отношения с руководством. Добавим, что отчасти ошибки при составлении коллективных договоров спровоцированы тем, что в ст. 41 ТК РФ о содержании и структуре коллективного договора без должной дифференциации в правовом регулировании его условий предусмотрено, что в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателей по широкому кругу вопросов, включая ответственность [3].
По нашему
мнению, не освобождает социальных
партнеров от ответственности и
не отвечает законодательству следование
на практике рекомендации включить в
содержание коллективного договора
следующее: «Если условия хозяйственной
деятельности организации ухудшаются
или организации грозит банкротство
(и, как следствие, потеря рабочих
мест), по взаимному согласию сторон
настоящего коллективного договора
действие ряда его положений может
быть приостановлено до улучшения финансового
положения организации, о чем
составляется соответствующий документ».
В указанных условиях речь должна
идти о внесении в установленном
порядке изменений в
Таким образом, представляется, что нормы гл. 9 ТК РФ не являются в сфере правоприменения верным ориентиром при определении субъектов, оснований и видов ответственности сторон социального партнерства, а меры по совершенствованию указанных норм могут быть либо паллиативными, осуществляемыми в рамках гл. 9 ТК РФ, либо более радикальными, осуществляемыми в рамках гл. 62 ТК РФ. Правовое регулирование ответственности в сфере социального партнерства нуждается в согласовании соответствующих норм ТК РФ, КоАП РФ и иных федеральных законов, расширении круга субъектов и оснований ответственности. Не все новации в регламентации социального партнерства на региональном уровне могут быть восприняты положительно: в соответствие с федеральным законодательством должны быть приведены законы субъектов РФ, допускающие установление дополнительных мер ответственности социальных партнеров согласно коллективным договорам, соглашениям.