Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

трудовое право-ответы.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и предмет трудового  права.
  2. Отграничение трудового права от смежных отраслей.
  3. Система трудового права.
  4. Принципы трудового права.
  5. Понятие и виды источников трудового права.
  6. Действие источников трудового права.
  7. Понятие и классификация субъектов трудового права.
  8. Граждане как субъекты трудового права.
  9. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права.
  10. Организации как субъекты трудового права.
  11. Кооперативы как субъекты трудового права.
  12. Акционерные общества работников как субъекты трудового права.
  13. Унитарные предприятия как субъекты трудового права.
  14. Правовой статус профсоюзов.
  15. Задачи и принципы деятельности профсоюзов.
  16. Понятие, признаки и содержание трудовых отношений.
  17. Организационно-управленческие правоотношения.
  18. Правоотношения по трудоустройству.
  19. Правоотношения по профподготовке кадров.
  20. Правоотношения по надзору за охраной труда.
  21. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров.
  22. Понятие, формы и принципы социального партнерства.
  23. Коллективный договор.
  24. Соглашения в сфере социального партнерства.
  25. Представители работодателей в социальном партнерстве.
  26. Понятие рынка труда и занятости.
  27. Правовой статус безработного.
  28. Пособия по безработице.
  29. Участие работодателей в обеспечении занятости населения.
  30. Трудоустройство инвалидов и молодежи.
  31. Понятие и содержание трудового договора.
  32. Виды трудовых договоров.
  33. Заключение трудового договора.
  34. Прекращение трудового договора.
  35. Понятие и виды рабочего времени.
  36. Режим рабочего времени.
  37. Время отдыха. Отпуска.
  38. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
  39. Понятие заработной платы, сроки и место выплаты.
  40. Минимальный размер оплаты труда.
  41. Форма заработной платы.
  42. Охрана труда по трудовому праву.
  43. Гарантийные и компенсационные выплаты.
  44. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
  45. Понятие дисциплины труда.
  46. Хозяйская власть работодателя и обеспечение трудовой дисциплины.
  47. Дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание.
  48. Понятие и условия  материальной ответственности.
  49. Материальная ответственность работодателя.
  50. Материальная ответственность работника.
  51. Понятие индивидуальных трудовых споров.
  52. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС.
  53. Рассмотрение трудовых споров в суде.
  54. Понятие и общая характеристика забастовки.
  55. Понятие коллективного трудового спора.
  56. Понятие международно-правового регулирования труда.
  57. Правовое регулирование охраны труда в международном трудовом праве.

 

1 Трудовое право - отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров, то есть регулирует общественные отнощения, возникающие по поводу применения и реализации способности к труду.

 Предмет  трудового права - трудовые отношения,  возникающие при применении работником  своей способности к труду  в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные  отношения, связанные с трудовыми. Трудовые отношения возникают между субъектами при заключении трудового договора. На трудовые правоотношения влияют также иные непосредственно связанные с ними общественные отношения, обусловленные применением труда, предусмотренного трудовым договором, а также имевшего место в прошлом либо предполагаемого в дальнейшем.

3* Основными  началами данной области права  признаются цели и задачи трудового  законодательства. Целями трудовогозаконодательстваявляются, в частности:

установление  государственных гарантий трудовых прав и сво¬бод граждан;

создание  благоприятных условий труда;

защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные  задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий  для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также  правовое регулирование трудовых и  иных непосредственно связанных  с ними отношений:

• по организации  труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной  подготовке, переподготовке и повышениюквалификации работников у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установленииусловий труда и применении трудового законодательства;

материальной  ответственности работодателей  и работников в сфере труда;

надзору и  контролю (в том числе профсоюзному контролю) c соблюдением трудового  законодательства (включая законодательство по охране труда);

• разрешению трудовых споров.

 

 

2 Отграничение трудового  права России от смежных отраслей  права

Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и  системе трудового права России, рассмотренные в предыдущих параграфах, дают возможность отграничить эту  отрасль права от других, смежных  отраслей права РФ. К числу смежных  относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования, в силу чего на практике нередко возникают труд¬ности определения отраслевой принадлежности норм права и от¬дельных институтов.

Применительно к трудовому праву России смежными отрасля¬ми права выступают: гражданское право, аграрное право, админи¬стративное право, право социального обеспечения.

Как известно, в предмет гражданского права  входят общест¬венные отношения, которые близко примыкают к трудовым отно¬шениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поруче¬ния, литературного заказа и т. п. Указанным отношениям прису¬щи общие черты: они связаны с трудом, основаны на договорных началах, носят возмездный характер. Однако между ними имеют¬ся и существенные различия, обусловливающие их разную отрас¬левую принадлежность.

Каковы же эти различия? Во-первых, предметом  и основным содержанием трудовых отношений выступает процесс  труда, жи¬вой труд, в то время как предметом отношений по бытовому под¬ряду, поручению, литературному заказу выступает овеществлен¬ный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по оп¬ределенной специальности, квалификации, должности), в то вре¬мя как в указанных гражданских отношениях труд связан с вы¬полнением индивидуально-конкретного задания. В-третьих, тру¬довые отношения предполагают включение работника в личный состав трудового коллектива организации, где он обязан выпол¬нять меру труда, соблюдать режим рабочего времени, подчиняться имеющимся правилам внутреннего трудового распорядка. Выпол¬нение трудовых заданий по указанным выше гражданско-право-вым договорам всех этих атрибутов не предусматривает, т. е. граж¬данин не включается в состав трудового коллектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, соблюдать режим работы организации, подчиняться установлен¬ным в ней правилам внутреннего трудового распорядка. Иначе говоря, трудовое задание он выполняет по своему усмотрению и на свой риск.

Наряду с  гражданским смежной с трудовым правом отраслью выступает аграрное право. Трудовое и аграрное право имеют не¬мало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единых принципах общественной организации труда; и той и другой отрасли присуща функция охраны труда и трудовых прав работников. Однако между ними имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, бази¬рующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; аграрное же право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда и средств про¬изводства и потому не являются субъектами наемного труда1. Да¬лее, нельзя не отметить и специфику в методах правового регули¬рования рассматриваемых трудовых отношений. В аграрном праве метод базируется главным образом на внутрикооперативнойдемо-кратии. Государственное нормирование здесь (в отличие от регу¬лирования трудовых отношений рабочих и служащих) имеет вспомогательное значение и применяется обычно в виде издания рекомендательных норм, которые приобретают юридическую силу лишь после того, как будут одобрены общим собранием или соб¬ранием уполномоченных колхоза, товарищества.

Смежный характер по отношению к трудовому праву  имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управ¬ленческие отношения в сфере труда; в административном пра¬ве — отношения в сфере государственного управления) и, во-вто¬рых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих от¬раслях права способа государственно-властных предписаний).

Государственно-управленческая деятельность РФ, составляющая предмет  административного права, носит  универсально-властный характер. Для  нее типично то, что субъекты административных от¬ношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положе¬нии, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отно¬шения между Президентом РФ и Правительством РФ, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организацион¬но-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, на¬пример, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организа¬ции труда и управлению производством.

Наибольшую  сложность представляет отграничение трудового и административного  права в части регулирования  отношений го¬сударственной службы. Государственный служащий, как известно, может быть субъектом трудовых и государственно-управленческих отношений. При этом первые касаются его работы в государствен¬ном органе, где он служит, а вторые — государственно-управленче¬ских функций за пределами коллектива того органа, где он служит. Так, например, государственные служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения (предприятия) наделены правом давать обязательные указания работнику в про¬цессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками — государственными служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутриколлективные и носят характер производственного, а не административного управления. Такой ха¬рактер связи предопределил их место в качестве элемента сложных трудовых отношений и принадлежность к предмету трудового пра¬ва, а не административного.

В заключение, говоря о смежных отраслях права, следует рас¬смотреть соотношение трудового права с правом социального обеспечения. Как самостоятельное структурное образование (от¬расль) право социального обеспечения сформировалось сравни¬тельно недавно (в 60—70-х гг. XX столетия). До этого большин¬ство юридических норм, регулирующих отношения по социально¬му обеспечению, входило в отрасль трудового права. Таким образом, право социального обеспечения с трудовым правом свя¬зывают общие исторические корни. Но не только это. Их связы¬вают, как и большинство смежных отраслей права, общие черты предмета и метода правового регулирования.

Если главным  предметом трудового права выступают  трудовые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует общественные отношения, скла¬дывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, ко¬гда они по тем или иным причинам утрачивают (временно или постоянно) трудоспособность или достигают пенсионного возрас¬та. Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Бо¬лее того, размер материального обеспечения граждан в этом слу¬чае соизмеряется обычно с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с организациями, а также с их трудовым стажем.

Вместе с  тем, как уже отмечалось ранее, между  трудовым пра¬вом и правом социального обеспечения имеются существенные различия, определяющие их как самостоятельные отрасли россий¬ского права. Такие различия заключаются в следующем: во-пер¬вых, в отличие от трудового права предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на мате¬риальное обеспечение, а не права на труд; во-вторых, право со¬циального обеспечения предусматривает выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий и пособий из централизованных фондов (Фонда социального страхования, Пенсионного фонда), в то вре¬мя как трудовое право регулирует оплату труда из фондов, суще¬ствующих на конкретных предприятиях.

Между указанными отраслями существуют различия и  в мето¬дах правового регулирования. В отличие от трудового права для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизо¬ванного и локального регулирования отношений. Граждане полу¬чают материальное обеспечение на основании директивных норм права, принимаемых компетентными государственными органами, в силу чего они не могут изменяться и конкретизироваться согла¬шением сторон. Исключение составляют случаи, когда локальны¬ми нормативными актами (обычно коллективными договорами) предусматривается улучшение материального положения работни¬ков и членов их семей за счет средств самой организации.

 

 

 

3. Каждая отрасль  права представляет замкнутую  совокуп¬ность правовых норм, отличающуюся единством внутренней структуры и связью ее элементов. Такая совокупность право¬вых норм и регулируемых ими отношений и образует систему отрасли. Основанием для классификации правовых норм внут¬ри данной отрасли служит структура соответствующих обще¬ственных отношений. Система отрасли трудового права — это структура и последовательность порядка расположения ее норм. При этом отношения по применению труда в силу их специфи¬ческих свойств являются сложными, состоящими из ряда эле¬ментарных отношений (по подысканию гражданами подходя¬щей работы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, оплаты и нормирова¬нию труда, дисциплине и охране труда и т.д.). Наиболее харак¬терными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обшир¬ную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулиро¬вания в зависимости от особенностей регулируемого участка общественных отношений данного вида или рода. Так, нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени и его ис¬пользование, составляют институт рабочего времени, а нормы, предусматривающие оплату труда работников, — институт за¬работной платы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"