Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

трудовое право-ответы.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

Итак, система  трудового права России — совокупность юри¬дических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относитель¬но самостоятельные и взаимосвязанные структурные образо¬вания (институты) и их части (подинституты).

В свою очередь  правовые институты в зависимости  от со¬держания и характера распределяются по двум основным час¬тям трудового права — Общей и Особенной.

Общая часть  трудового права охватывает нормы  институ¬тов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элемен¬тов трудовых и иных непосредственно связанных с ними обще-ственных отношений.

В Общую часть  трудового права входят нормы, относящие¬ся к правовому регулированию всех работников в целом, а не по отдельным ее элементам и условиям труда. Она включает в себя правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права, порядок установления правовых норм в области труда, основное содержание трудовых и иных непо¬средственно связанных с ними отношений, правосубъектность их участников, а также основные принципы правового регули¬рования труда работников.

К рассматриваемой  части принадлежат и нормы, закрепля¬ющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные орга¬ны, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт право¬вого положения профсоюзов и коллектива работников, а также нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке веде¬ния коллективных переговоров, заключении коллективных до¬говоров и соглашений.

Особенная часть  трудового права значительно  шире Общей части. При этом роль и  функции правовых институтов данной части неодинаковы. Одни институты  призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (напри¬мер, институт трудового договора регламентирует порядок воз¬никновения, изменения и прекращения трудовых отношений); другие — какое-либо одно из отношений, непосредственно свя¬занных с трудовым (например, отношения по рассмотрению трудовых споров).

Последовательность  расположения институтов Особенной  части определяется значением и  спецификой соответствующе¬го участка регламентируемого отношения.

Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

• трудоустройства  и занятости (объединяет нормы, регу¬лирующие отношения, связанные с подысканием граж¬данам подходящей работы);

• трудового  договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

• профессиональной подготовки, переподготовки и повы¬шения квалификации работников непосредственно у дан¬ного работодателя;

• рабочего времени;

• времени  отдыха;

• оплаты и  нормирования труда;

• гарантии и компенсации;

• дисциплины труда;

• охраны труда;

• материальной ответственности сторон трудового  догово¬ра;

• особенностей регулирования труда отдельных  категорий работников;

• надзора  и контроля (в том числе профсоюзного контро¬ля) за соблюдением трудового законодательства (вклю¬чая законодательство об охране труда);

• разрешения трудовых споров.

Перечисленные институты трудового права России призва¬ны в рамках предмета данной отрасли права регулировать «свой» предмет — отдельный вид общественных отношений либо от¬дельный элемент (сторону) единого сложного трудового отно¬шения.

Система трудового  права закрепляется в различных  формах, и прежде всего в кодифицированном акте — Трудовом кодексе РФ.

От системы  трудового права как отрасли  следует отличать систему трудового  законодательства. Система трудового  зако¬нодательства, выраженная главным образом в составе и внут¬реннем строении кодификационных актов, отражает объектив¬но существующую систему трудового права. В свою очередь последняя не может не учитывать систему законодательства. Но, отражая объективные требования, система законодатель¬ства испытывает на себе также влияние субъективных факто¬ров, зависит от целенаправленного усмотрения законодателя. Поэтому система отрасли трудового права и система трудового законодательства (в том числе и структура кодификационных актов) в известной мере не совпадают. Несовпадение имеет место, в частности, в том, что в Трудовом кодексе РФ не вы¬держано деление институтов трудового права на две основные части — Общую и Особенную. Так, институт профсоюзов, не¬смотря на его общее значение, помещен в Особенной части (гл. 58 ТК РФ).

Но, несмотря на некоторые особенности распределения  нор¬мативного материала в Трудовом кодексе РФ, в нем проявля¬ется структура отрасли трудового права как основа системы трудового законодательства.

Кроме того, если система трудового права  содержит толь¬ко чисто правовые нормы, то система трудового законодатель¬ства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.

Наряду с  системами трудового права и  трудового законода¬тельства существует и система науки трудового права. Трудо¬вое право как самостоятельная отрасль российского права и служит предметом изучения науки трудового права. Указан¬ная цель достигается путем разработки наукой права совокуп¬ности определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Наука изучает нормы права и нормативные акты в их взаимо¬связи и взаимообусловленности с развитием экономики, поли¬тики и социальной жизни общества. Она исследует и оценива¬ет систему норм трудового права и нормативных актов с точки зрения их демократичности, сравнивает систему трудового права России с системой трудового права других стран. Система на¬уки трудового права в основном соответствует системе трудо¬вого права, но между ними есть и различия. Так, в системе трудового права России нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки трудового права он имеется.

В системе  науки трудового права также  выделяются Общая и Особенная  части. В Общей части рассматриваются  предмет, метод и система трудового  права и т.д. Особенная часть  науки трудового права содержит учение о трудоустройстве, трудовом договоре, правовом регулировании рабочего времени и време¬ни отдыха, дисциплинарной и материальной ответственности, о нормировании труда и заработной платы, охране труда и т.д.

Таким образом, система науки трудового права  России и по своему предмету, и по своему содержанию шире системы тру¬дового права как отрасли и шире системы трудового законода¬тельства.

 

 

 

4 Принципы трудового  права - это основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового  права

Принципы  современного трудового права России закреплены в ст. 2 ТК РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного нрава и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными  принципами правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений признаются :

§ свобода груда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

§ запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

§ защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

§ обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

§ равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

§ обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

§ обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

§ социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

§ обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

§ обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от

§ работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

§ обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

§ обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

§ обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Под принципами трудового права следует понимать закреплен¬ные в действующем законодательстве основополагающие руководя¬щие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функциониро¬ванием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

 

 

 

 

 

5 Источниками трудового  права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами:

• Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права

• Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права

• Указами Президента РФ

• Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти

• Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ

• Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

• Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции.

• Международными правовыми актами

 

 

6.Действие нормативных  актов во времени. Для нормативных  актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания ихдействия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания", если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене "Собрание Законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы публикуются в "Российской газете" и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система". Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок  вступления в силу установлен для  нормативных актов центральных  органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит  от соблюдения таких условий, как  государственная регистрация в  Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие  права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную  регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное  опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной  регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а так же зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Кроме того, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"