Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

трудовое право-ответы.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

Унитарные предприятия  обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить  ежегодный обязательный аудит. При  этом договор на проведение обязательного  аудита отчетности унитарных предприятий  должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в  форме открытого конкурса.

Обычно унитарные  предприятия расцениваются как  менее прозрачная форма по сравнению  с акционерными обществами, поскольку  в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие  от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные  предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах. Поскольку  в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия  являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или  муниципального образования, а также  для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ); 2)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

 

16. Определение понятия  трудового отношения: признаки, содержание, субъекты

Трудовые  правоотношения – это урегулированные  нормами трудового права трудовые и иные, непосредственно связанные  с ними отношения.

В широком  смысле данное понятие охватывает весь спектр отношений, составляющих предмет  трудового права. В узком смысле оно обозначает конкретные отношения  между работником и работодателем, возникающие на основании трудового  договора и фактического допуска  к работе.

Признаки  трудового правоотношения

1. Основание  возникновения трудового правоотношения  – добровольное волеизъявление  работника и работодателя (соглашение).

2. Предмет  соглашения между работником  и работодателем – личное выполнение  работником за плату трудовой  функции. 

3. Подчинение  работника правилам внутреннего  трудового распорядка.

4. Возмездный  характер трудовых правоотношений.

5. Обеспечение  работодателем условий труда. 

Структура трудового  правоотношения: субъект, объект, содержание правоотношения.

Субъект трудового  правоотношения – это, согласно ТК РФ, одна из двух сторон трудового отношения, наделенная по отношению к другой стороне конкретными правами  и обязанностями, установленными нормативными правовыми актами и договорами (соглашениями). Сторонами трудового правоотношения являются:

1) работник (гражданин  РФ, иностранец, лицо без гражданст-ва);

2) работодатель (юр. или физ. лицо, иной субъект,  наделенный правом заключать  трудовые договоры в случаях,  установленных федеральными законами (ст. 20 ТК).

Объект трудовых и иных непосредственно связанных  с ними правоотношений – это предметы материального мира, продукты духовного  творчества в объективной форме, личные имущественные и неимущественные  блага сторон (участников), реальные действия, а также результаты этих действий (труда), на достижение которых  было направлено поведение субъектов  отношений в сфере труда.

Юридическим содержанием трудового правоотношения является определенное сочетание взаимосвязанных  субъективных прав и обязанностей сторон трудового отношения.

Его необходимо отличать от материального содержания трудового правоотношения, под которым  понимают само по-ведение, деятельность и действия лица.

Юридическая обязанность в трудовом правоотношении – это предписанная нормами трудового  права мера должного поведения обязанной  стороны в интересах управомоченной стороны (субъекта), обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Обязанность устанавливается всегда там, где  есть субъективное трудовое право. Юридическая  обязанность – это не действие, а всего лишь его необходимость. Свойствами обязанности в трудовом правоотношении являются:

– необходимость  совершать активные положительные  действия в пользу управомоченной стороны, чтобы не допус-тить нарушения ее прав;

– необходимость  для обязанной стороны вести  себя уста-новленным образом;

– необходимость  воздержания от действий, запрещенных  нормами трудового права;

– возможность  применения государственного принуждения  к обязанной стороне в случае неосуществления ею требуемых законом  или договором обязательных действий или совершения действий, которые  запрещены ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Задачи и принципы  деятельности профсоюзов

Профсоюзы представляют собой добровольные независимые  общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Принципы  деятельности: 1) Независимость профсоюзов - он обеспечивается также:

а) прямым запретом всякого вмешательства органов  государственной власти и их должностных  лиц в деятельность профсоюзов, которое  может повлечь за собой ограничение  прав профсоюзов или воспрепятствовать  законному осуществлению их уставной деятельности; б) имущественной самостоятельностью; в) правом самостоятельно разрабатывать  и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; г) запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица (ст. 8 ч. 3 Федерального закона о профсоюзах).

2) Самоуправление, он выражен в праве самостоятельно  принимать свои уставы и регулировать свою внутреннюю деятельность.

3) Добровольность  объединения в профсоюзы. 

4) Равноправие  профсоюзов означает, что все  профсоюзы и их органы одного  уровня имеют одинаковые права  независимо от численности, каких-либо  иных признаков. 

5) Законность  создания и деятельности. Законодательство  о профсоюзах состоит из норм 

Законодательство  о профсоюзах направлено на регулирование  их отношений:

• с работодателями, их объединениями и представителями;

• с органами государства, органами местного самоуправления;

• с другими  субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

Задачи:

1. Разрабатывает меры и добивается повышения уровня жизни работников объединяемых отраслей.

2. Представляет интересы работников в социальном партнерстве с работодателями, объединениями работодателей, организациями бизнеса, органами власти и хозяйственного управления на всех уровнях, ведет коллективные переговоры, заключает коллективные договоры и соглашения, осуществляет контроль за их выполнением. 

3. Вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятий в соответствии с их уставами. 

4. Защищает права членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации, достаточную для поддержания достойного уровня жизни работников и членов их семей. 

5. Принимает участие в разработке государственной программы и формировании отраслевых программ занятости.

6. Участвует в урегул-и индивидуальных и коллективных трудовых споров, забастовки. 

7. Организует и принимает участие в проведении массовых мероприятий профсоюзов

8. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 

9. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач  и представленных профсоюзам прав. 

10.  Представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

11. Участвует в управлении государственными фондами конкретных видов обязательного социального страхования и другими фондами социальной направленности.

12. Организует проведение культурно-массовых и оздоровительных  мероприятий среди членов Профсоюза и их семей. 

13. Проводит целенаправленную кадровую политику, осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучение профсоюзного актива, профсоюзных работников и членов Профсоюза. 

14. Формирует профсоюзный бюджет и управляет им.

15. Оказывает информационно-методическую, консультативную, правовую, материальную и другие виды помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям. 

 

 

17. Организационно-управленческие  правоотношения.

Цель организационно-управленческих правоотношений — выработка и  принятие актов (решений) по совершенствованию  организации труда, нормативному установлению и применению действующих условий  труда. В них реализуется правовой статус трудовых коллективов как  субъектов трудового права, а  также профсоюзов и работодателей.

Особо важное значение имеют организационно-управленческие отношения, складывающиеся между трудовыми коллективами и работодателем организации, а также между профкомом и работодателем по установлению условий труда и применению трудового законодательства. Эти правоотношения призваны способствовать улучшению регулирующего воздействия норм права на общественные отношения, возникающие в процессе организации труда и управления производством.

Выступая  в двух субъектных разновидностях: работодатель — трудовой коллектив, работодатель — профком организации, организационно-управленческие правоотношения выражают действие либо непосредственной производственной демократии, либо опосредованной. Вместе с тем эти правоотношения выражают приоритет управленческих правомочий работодателя (собственника имущества предприятия, предпринимателя).

Если трудовые правоотношения опосредуют применение труда работников, то организационно-управленческие правоотношения направлены на организацию  и управление коллективным трудом. Это одно из принципиальных отличий, дающих основание рассматривать  их в качестве относительно самостоятельных  в системе правоотношений трудового  права.

Основные  и важнейшие обязанности в  организационно-управленческих правоотношениях  возлагаются на администрацию организации. Если в организационно-управленческих правоотношениях участвуют администрация  государственного предприятия и  профком, то администрация выступает  здесь как орган государственного управления, а профком — как  представитель трудового коллектива. Поэтому права профкома нужно  рассматривать как представительные права трудового коллектива, осуществляющего  производственную демократию.

Организационно-управленческие отношения возникают обычно в  связи с необходимостью обсуждения, разработки и принятия того или иного  акта (решения), касающегося организации  труда, управления производством, установления локальных правовых норм или применения трудового законодательства.

Инициатива  в разработке и принятии организационно-управленческого  акта исходит по преимуществу от работодателя, и с ней нужно связывать  возникновение указанных правоотношений между администрацией и профкомом. Однако такая инициатива в ряде случаев  может исходить от трудового коллектива или профкома. Так, в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая  сторона1.

Юридическим фактом, влекущим прекращение организационно-управленческого  правоотношения, является отмена ранее  принятого акта (решения) либо принятие нового акта (решения), например, согласование с профкомом приказа работодателя о введении новых или пересмотре действующих норм труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Правоотношение по  трудоустройству

Одной из разновидностей гарантий права граждан на труд выступает  система трудоустройства, осуществляемая государственной службой занятости (ст. 37 Констит.).

Правоотношения  по трудоустройству возникают в  связи с подысканием гражданином  подходящей работы и представляют собой  единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений; а) между органом трудоустройства  и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу; б) между органом  трудоустройства и организацией, нуждающейся в кадрах; в) между  гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.

Орган трудоустройства  обязан зарегистрировать обратившегося  с заявлением гражданина, оказать  ему содействие в получении подходящей работы.

Задача  ЦЗ — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности  и квалификации, с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства  законом не установлены. Трудоустройство  длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты  пособия по безработице. Период выплаты  пособия по безработице не может  превышать 12 месяцев в суммарном  исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также  с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается, В  случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"