Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат
В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.
профсоюзной организацией не достигнуто, то разногласия сторон оформляются протоколом,
после чего работодатель имеет право принять этот локальный нормативный акт.
Профессиональный союз, в свою очередь, имеет право обратиться в соответствующую трудовую
инспекцию или суд с обжалованием действий работодателя. Государственная инспекция труда
при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации
обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в
случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного
локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
В судебной практике отказ от учета мнения профсоюзной организации не всегда
рассматривается как нарушение норм ТК РФ.
Пример.
Профсоюзный комитет летного состава ОАО "Авиакомпания "Домодедовские Авиалинии"
(далее ОАО "АК "ДАЛ")
обратился в суд с иском
о признании незаконным
заместителя генерального директора ОАО "АК "ДАЛ" от 12.02.2003 N 59 "О сокращении штатов".
В обоснование заявленных требований он указал, что оспариваемый локальный
нормативный акт, содержащий нормы трудового права, был издан ответчиком с нарушением
требований ст. 372 ТК РФ, предусматривающей необходимость учета мнения представительного
органа работников. Кроме того, решение первого заместителя генерального директора ОАО "АК
"ДАЛ" об исключении
из штатов самостоятельного
отряда - принято неуполномоченным органом, поскольку принятие данного решения в силу Устава
ОАО "АК "ДАЛ" находилось в компетенции совета директоров данного общества.
Решением городского суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В надзорной жалобе профсоюзный комитет летного состава ОАО "АК "ДАЛ" просит отменить
состоявшиеся по данному делу постановления суда первой и кассационной инстанций
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в истребовании дела
отказано.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или
процессуального права. Таких нарушений при вынесении обжалуемых судебных постановлений
допущено не было.
Доводы надзорной жалобы о том, что оспариваемый приказ был издан ответчиком с
нарушением требований ст. 372 ТК РФ, предусматривающей необходимость учета мнения
представительного органа работников, не могут быть признаны обоснованными по следующим
причинам.
Статьей 371 ТК РФ предусмотрена обязанность принятия работодателем решений с учетом
мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ.
При этом в силу ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект
локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной
организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
33
Применительно к спорным правоотношениям ТК РФ предусматривает принятие
работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случае
увольнения являющихся членами профсоюза работников по инициативе работодателя (ст. ст. 82,
373 ТК РФ).
В силу ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников
организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2
ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному
профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения
соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата
работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за
три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ч. 1 ст.
81 ТК РФ производится
с учетом мотивированного
данной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. При этом в силу ст. 373 ТК РФ работодатель
направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект
приказа о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом
профессионального союза, а также копии документов, являющихся основанием для принятия
указанного решения.
Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что само по себе
оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата
работников организации не является локальным нормативным актом, для принятия которого был
необходим учет мнения представительного органа работников.
Статья 82 ТК РФ обязывает работодателя в письменной форме сообщить о возможном
сокращении численности или штата работников организации выборному профсоюзному органу
данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих
мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников
организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца
до начала проведения соответствующих мероприятий.
Как следует из содержания оспариваемого заявителем приказа, каких-либо императивных
норм, свидетельствующих о расторжении трудового договора с конкретными работниками, данный
приказ не содержит. Вместе с тем начальнику управления кадров и социальной политики ОАО "АК
"ДАЛ" в соответствии с правилами ст. 82 ТК РФ предписывалось уведомить в том числе и
профсоюзный комитет о предстоящем сокращении штата за три месяца до начала проведения
соответствующих мероприятий.
Доводы жалобы о том, что принятие решения о сокращении штатов ОАО "АК "ДАЛ",
влекущее изменение приоритетных направлений деятельности, находится в исключительной
компетенции совета директоров Общества, со ссылкой на п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26
декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также положения устава Общества
также не могут быть признаны обоснованными по следующим причинам.
Статья 2 Устава ОАО "АК "ДАЛ", определяющая цели и виды деятельности Общества, не
содержит указания на его приоритетные виды деятельности.
Каких-либо существенных изменений в уставной деятельности Общества по организации и
осуществлению в Российской Федерации и за ее пределами воздушных и иных перевозок
пассажиров и грузов на магистральных линиях и нерегулярных перевозок, выполнение на
коммерческой и некоммерческой основе иных видов работ и услуг, связанных с использованием
авиационной техники и средств воздушного транспорта, оспариваемый заявителем приказ "О
сокращении штатов" не повлек. Кроме того, само по себе предстоявшее сокращение штата
работников ОАО "АК "ДАЛ" в прямой причинно-следственной связи с изменением приоритетных
направлений деятельности Общества не находится. Напротив, положения ст. 18 Устава,
определяющие компетенцию генерального директора, предусматривают его права на разработку и
утверждение штатного расписания Общества, издание приказов и указаний по оперативным
вопросам внутренней деятельности Общества, обязательных для всех его работников <20>.
------------------------------
<20> Определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N 4-В06-31.
Учитывать мнение выборного органа профсоюзной организации работодатель также должен,
если принимает решение об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной
организации, вследствие сокращения численности или штата работников организации,
индивидуального предпринимателя; несоответствия работника занимаемой должности или
выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами
аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых
обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. В остальных случаях работодатель не
обязан и не должен учитывать мнение профсоюзной организации. В случае если работодателем
34
принято такое решение, он должен направить проект приказа об увольнении, а также пакет
документов, являющихся основанием для принятия данного решения. Выборный орган первичной
профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий
документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение
в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем _____не
учитывается. В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил
несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит
с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых
оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций
работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной
профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять
окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную
инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы
(заявления) рассматривает
вопрос об увольнении и в
случае признания его
работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе
с оплатой вынужденного прогула. Однако даже если указанный порядок увольнения был соблюден
в полном объеме, этот факт не является препятствием для обжалования действий работодателя в
суд с требованием о восстановлении на работе.
Пример.
К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, мотивировав свои требования тем,
что работала директором муниципального образовательного учреждения - общеобразовательной
школы. Приказами от 19.12.2003 N 267, от 30.11.2004 N 310, от 02.12.2004 N 311, от 21.01.200 N
65, от 02.02.2004 N 14, от 21.03.2005 N 41 на
истицу были наложены
Приказом от 15 июля 2005 г. N 99 она была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное
неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет
дисциплинарное взыскание).
Считая увольнение необоснованным и незаконным, К. просила суд восстановить ее на
работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсировать моральный
вред.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В надзорной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления
отменить.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или
процессуального права. Таких нарушений при вынесении судебных постановлений судами первой
и кассационной инстанций допущено не было.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в
случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых