Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Срок  рассмотрения дела о привлечении  к административной ответственности  может быть продлен арбитражным  судом не более чем на месяц  по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Однако рассмотрение дела может быть отложено лишь в пределах срока давности привлечения к ответственности. О продлении срока арбитражный суд выносит определение, которое должно быть мотивированно.

При рассмотрении дела суд может установить, что заявление административного  органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения. В этом случае суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанный в протоколе факт правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

С точки зрения общих принципов  правосудия изменение предварительной  юридической квалификации в сторону  смягчения обвинения является вполне допустимым конституционным механизмом юридической ответственности. Вместе с тем любое изменение квалификации может происходить при условии, что лицо присутствует. При решении данного вопроса и ему предоставлена возможность реализовать свое право на защиту. Таким образом, если новая юридическая квалификация не влияет на подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, лицо присутствует в судебном заседании и не заявляет обоснованного ходатайства об отложении слушания дела, суд вправе в своем решении указать законное основание для привлечения к административной ответственности, если при этом не ухудшается правовое положения обвиняемого.

Ухудшение правового положения обвиняемого  юридического лица или индивидуального  предпринимателя происходит в том  случае, если новая юридическая квалификация предусматривает более строгое административное наказание. А именно низшая граница административного штрафа является более высокой (при этом верхняя граница может быть и ниже), если санкция предусматривает дополнительное административное наказание, которого не было по ранее предъявленному обвинению или оно было альтернативным, а стало императивным, и т.п.

Вместе  с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном  правонарушении не отнесено к полномочиям  обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о  привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу (Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

При рассмотрении дела следует учитывать  особенности наложения взыскания  на индивидуальных предпринимателей, которые могут нести административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ). Также необходимо принимать во внимание возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Освобождая  лицо от административной ответственности  по основанию малозначительности, суд  должен учитывать характер правонарушения исходя из того, что при формальном наличии всех признаков состава  правонарушения последнее само по себе не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям. В то же время такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, а учитываются судом при назначении административного наказания.

При рассмотрении дела суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, учитывая правила исчисления данных сроков, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. Названные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к ответственности.

Проверяя  соблюдение срока давности в ситуации длящегося правонарушения, суд должен исходить из того, что днем обнаружения  административного правонарушения считается день, когда должностное  лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения последнего. Если длящееся правонарушение после его выявления не прекращено фактически или юридически, то со дня нового обнаружения длящегося правонарушения начинается новый срок давности привлечения к административной ответственности.

По  результатам рассмотрения дела суд  принимает решение о привлечении  к административной ответственности  или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении  к административной ответственности, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ. В данном случае также действует принцип приоритета правил АПК РФ над нормами КоАП РФ, что отмечено в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Особенности судебного разбирательства

и резолютивной части решения

 

Статьей 206 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения о привлечении  к административной ответственности должны содержаться: наименование лица, привлеченного к административной ответственности; его место нахождения или место жительства; сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Копию решения арбитражный суд в трехдневный срок со дня принятия направляет лицам, участвующим в деле. Также суд может направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, при условии что не подана апелляционная жалоба. В случае подачи жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

 

Порядок рассмотрения дел об оспаривании  решений

административных  органов о привлечении к

административной  ответственности (ст. ст. 207 - 211 АПК РФ)

 

Дела  об оспаривании решений государственных  органов, иных органов, должностных  лиц, уполномоченных рассматривать дела о привлечении к административной ответственности (административные органы), рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных в гл. 25 АПК РФ и в гл. 30 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ указывает: "Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством". В отличие от КоАП РФ, ч. 1 ст. 207 АПК РФ конкретизирует, что привлечение такого лица к ответственности должно быть связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, в чем выражается сущность арбитражного суда как специализированного суда по рассмотрению экономических споров.

Несмотря  на то что АПК РФ в отличие от КоАП РФ говорит не об обжаловании  постановления по делу об административном правонарушении, а об оспаривании  решения о привлечении к административной ответственности, фактически в арбитражном суде оспаривается административный акт под названием "постановление по делу об административном правонарушении".

Такие постановления могут быть двух видов: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ). И тот и другой вид постановлений может быть оспорен в арбитражном суде.

Иные  виды решений, принимаемые административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении (в том числе решения о возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче дела по подведомственности, об отложении рассмотрения дела, о продлении срока административного расследования), не могут составлять самостоятельный предмет судебного разбирательства и должны оспариваться только вместе с итоговым решением по делу. Названные виды актов носят вспомогательный процессуальный, промежуточный характер и сами по себе ограничения прав участников предпринимательской деятельности не влекут.

Если  дело об обжаловании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности неподведомственно  арбитражному суду, то производство по делу подлежит прекращению, о чем  суд выносит определение. В данном случае неприменимы положения ч. 4 ст. 30.2 и ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, предусматривающие передачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по подведомственности.

Следует подчеркнуть, что § 2 гл. 25 АПК РФ определяет порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. В связи с этим содержащиеся в данной главе правила не распространяются на порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб на решения арбитражного суда, принятые последним по результатам рассмотрения подведомственных ему дел о привлечении к административной ответственности.

Подсудность дел об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена ч. 1 ст. 208 АПК РФ. В соответствии с данной статьей заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя. Если при решении вопроса о принятии заявления к производству установлена неподсудность дела данному арбитражному суду, то суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ возвращает заявление, о чем выносит определение.

 

Особенности субъектного состава

 

Лицами, участвующими в деле, являются следующие  стороны: юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), обратившееся (обратившийся) с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, и административный орган (но не должностное лицо, вынесшее акт), решение которого оспаривается.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предоставляет право оспаривать решения о привлечении к административной ответственности только лицам, привлеченным к этой ответственности. Соответственно, не может инициировать в суде такое дело потерпевший или иные лица, к данной ответственности не привлеченные.

В части 2 статьи 210 АПК РФ помимо лиц, участвующих в деле, упоминаются также "другие заинтересованные лица". Под таковыми в АПК РФ подразумеваются: физические и юридические лица, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред и которые, согласно положениям КоАП РФ, имеют статус потерпевших (ст. 25.2); должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении (особенно в случае, если протокол составило должностное лицо одного органа, а дело об административном правонарушении рассматривали другой орган или должностное лицо в соответствии с подведомственностью, установленной гл. 23 КоАП РФ); свидетели, специалист или эксперт.

 

Заявление по делу об оспаривании решения административного

органа  о привлечении к административной ответственности

 

Производство  по делу о признании незаконным решения  административного органа возбуждается судом по заявлению прокурора  либо лица, привлеченного к административной ответственности за совершение соответствующего правонарушения.

Заявление подается в арбитражный суд в  течение 10 дней со дня получения  копии оспариваемого постановления, если иной срок обжалования не установлен федеральным законом. Срок на подачу заявления может быть по ходатайству  заявителя восстановлен судом в том случае, если он пропущен по уважительной причине либо его восстановление позволит устранить нарушения прав заявителя, допущенные административным органом.

Суд не вправе отказать в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока, если принятое административным органом постановление является незаконным, то есть постановление вынесено некомпетентным органом; административное наказание назначено при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Требования  к форме и содержанию заявления  об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлены ч. 1 ст. 209 АПК РФ. Помимо общих сведений, которые должны содержаться в  таком заявлении в соответствии с ч. 2 ст. 125 АПК РФ, в заявлении указываются: наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением (речь идет о правах и законных интересах в сфере предпринимательской деятельности, поскольку именно с этой деятельностью связывается компетенция арбитражных судов); требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

Информация о работе Арбитражные суды