Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

К заявлению должны быть приложены  текст оспариваемого решения, а  также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления  об оспаривании решения в административный орган, его принявший. В противном случае заявление подлежит оставлению без движения.

Если  заявление подано с нарушением ст. ст. 125, 126 АПК РФ, т.е. форма и содержание заявления не соответствуют предъявляемым  требованиям, или к нему не приложены  необходимые документы, арбитражный суд оставляет заявление без движения и устанавливает заявителю срок, в течение которого должны быть устранены недостатки. Об этом суд выносит определение, в котором следует указать на то, что должен сделать заявитель, чтобы дело было принято судом к производству.

Иные  документы, необходимые для полного, всестороннего и объективного разрешения спора по существу, суд может истребовать  у органа, постановление которого обжалуется (это материалы административного  производства - протокол, акты проверок, ревизии и т.д.).

Данное  заявление госпошлиной не облагается. По ходатайству заявителя арбитражный  суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (ст. 208 АПК  РФ).

 

Особенности доказывания

 

Предметом доказывания является законность и обоснованность решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, что характерно для суда, рассматривающего жалобы на уже принятые акты по результатам рассмотрения дела по существу. Также суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, что характерно для суда (органа) первой инстанции, рассматривающего дело по существу.

Проверка  законности решения административного  органа включает в себя прежде всего  установление отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу, например отсутствие события административного правонарушения, отмена закона, установившего административную ответственность, и т.д. Также о законности и обоснованности решения свидетельствует совокупность других фактов: наличие состава административного правонарушения; соблюдение сроков давности привлечения к ответственности; соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности; другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.

При рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о наложении  административного взыскания суд  в обязательном порядке проверяет  наличие состава правонарушения, поскольку отсутствие состава правонарушения также исключает производство по делу. Здесь же проверяется соответствие квалификации неправомерных действии правонарушителя диспозиции той статьи, которая предусматривает ответственность за правонарушение, характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба.

Кроме того, при проверке законности и  обоснованности оспариваемого решения  о привлечении к административной ответственности необходимо установить, не истекли ли сроки давности привлечения  к административной ответственности (общий срок - два месяца со дня совершения правонарушения, специальный - один год). При этом следует принимать во внимание правила исчисления данных сроков при длящихся правонарушениях.

При рассмотрении дела проверке подлежит не только правильность применения норм материального права о наложении административного взыскания, но и соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.

Процессуальные  нарушения привлечения к административной ответственности могут носить двоякий  характер. С одной стороны, ими являются нарушения процедуры привлечения виновного лица к ответственности, которые привели к ошибочным выводам при наложении взыскания, поставили под сомнение правильность выводов административного органа (недоказанность события правонарушения или вина лица в его в совершении). С другой стороны, процессуальные нарушения могут носить несущественный характер, что может и не повлиять на обоснованность привлечения к ответственности (например, составление протокола с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, хотя и в пределах общего двухмесячного срока). В первом случае нарушения порядка привлечения к ответственности предопределяют вынесение незаконного решения о привлечении к ответственности, в связи с чем оно должно быть отменено, во втором случае решение административного органа следует оставить в силе.

При рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа арбитражный  суд не связан доводами, содержащимися  в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Тем самым суд сам определяет предмет доказывания, выходя за пределы доводов сторон.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК  РФ при рассмотрении дела обязанность  доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения к  административной ответственности, возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение. Вместе с тем лицо, оспаривающее данное решение, также обязано доказать наличие или отсутствие тех фактов, на которых основаны его требования.

Необходимым доказательством прежде всего является решение административного органа о привлечении к административной ответственности, поскольку именно этот документ (его содержание) является объектом исследования на предмет законности и обоснованности.

Другими доказательствами являются: протокол об административном правонарушении (в случае отсутствия может быть затребован судом у административного органа, принявшего оспариваемое решение); документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации); документы, свидетельствующие о правомочии административного органа по привлечению лица к административной ответственности; документы, указывающие на связь административного правонарушения с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности; доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие других обстоятельств дела, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений; иные документы (письменные замечания на протокол субъекта ответственности, заключения эксперта, показания свидетелей, документы, приобщенные к протоколу, акты и т.д.).

 

Особенности судебного разбирательства

и резолютивной части решения

 

Дела  об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и гл. 30 КоАП РФ.

Данные  дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иное не установлено федеральным законом. Исчисление срока начинается со дня регистрации поступившего в арбитражный суд заявления, окончание соответствует вынесению решения по делу.

Срок  рассмотрения дела исчисляется по правилам ст. 113 АПК РФ, т.е. в него не включаются нерабочие дни.

В некоторых случаях, когда невозможно рассмотреть дело в установленный 10-дневный срок, судья при наличии на то оснований может отложить рассмотрение дела на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения, но не более чем на один месяц.

Сокращенный срок рассмотрения данной категории дел требует уделять особое внимание извещению о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Порядок их извещения, последствия неявки, признания явки обязательной аналогичны порядку рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного  органа, принявшего оспариваемое решение, а также лица, обратившегося в  суд с заявлением, и вызвать  их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка данных лиц в судебное заседание без уважительной причины является основанием для наложения штрафа в порядке и размерах, установленных в гл. 2 АПК РФ. Это правило распространяется также на эксперта, свидетеля, переводчика.

Решение суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей и, помимо общих сведений, содержать сведения, определенные в ч. 4 ст. 211 АПК РФ: "...название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении; наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом".

Особенностью  порядка рассмотрения арбитражным  судом дел об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности является то, что арбитражный суд только устанавливает, является ли решение административного органа о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.

В этой связи в резолютивной части  решения не могут содержаться  указания о прекращении производства по делу об административном правонарушении, о возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган или  о направлении его на рассмотрение по подведомственности. После принятия судом решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.) является неправомерным.

При рассмотрении дела суд может установить, что решение административного  органа о привлечении к ответственности  или порядок принятии решения  не соответствуют закону, либо отсутствуют  основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий. В этих случаях суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Существенный  характер нарушений определяется судом, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения данных последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола  и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола  в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Если  при рассмотрении заявления об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  установит, что данное решение является законным и обоснованным, суд отказывает в удовлетворении требования заявителя.

По  результатам рассмотрения заявления  об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии  соответствующих оснований вправе принять решение об изменении  оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). В этом случае суду необходимо учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Если  при рассмотрении заявления об оспаривании  постановления административного  органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление  содержит неправильную квалификацию правонарушения либо оно принято неправомочным органом, в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Решение административного органа также  может быть признано незаконным и  изменено в случае признания судом  на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ наличия  смягчающих обстоятельств, не указанных  в КоАП РФ или в законах субъектов  РФ об административных правонарушениях. Суд может признать данные обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Порядок вступления в законную силу решений  суда по делам данной категории аналогичен порядку, установленному для дел о привлечении к административной ответственности, изложенному выше.

Арбитражный суд в соответствии с ч. 6 ст. 211 АПК РФ направляет копию решения  в трехдневный срок со дня его  принятия лицам, участвующим в деле. В отличие от части 2 статьи 30.8 КоАП РФ, в гл. 25 АПК РФ не предусмотрено вручение копии решения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении (по изложенным выше причинам тем более не предусмотрено вручение или направление копии решения потерпевшему и прокурору). Другой особенностью является то, что арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Информация о работе Арбитражные суды