Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:09, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ организации обучения персонала, анализ системы обучения муниципальных служащих и разработка предложений по организации обучения персонала муниципальной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления развитием сотрудников муниципальной службы;
Провести анализ системы обучения персонала муниципальной службы на примере Администрации г. Рубцовска;
Разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы организации обучения муниципальных служащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………….……………….….5
1.1. Значение и необходимость организации обучения персонала в современных условиях……………………………………………………………...…..5
1.2. Основные формы и методы профессионального обучения персонала в организации………………………………………………………………………10
1.3. Особенности организации обучения персонала российских предприятий на современном этапе…………………….. ………………….………...........…27
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РУБЦОВСКА)…………………………...…………………………….…36
2.1. Краткая характеристика Администрации города Рубцовска ...………...36
2.2. Анализ структуры персонала Администрации города Рубцовска…...…41
2.3. Анализ системы организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рбцовска……………………………………………….. 46
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…..87
Анализ показателей, представленных в таблице 2.5, свидетельствует о том, что большую часть муниципальных служащих Администрации города Рубцовска составляют работники, имеющее высшее образование – 76,3 % в 2009 г., 78,4 % в 2010 г. и 77,2% в 2011 г., что является характерным для подобных муниципальных учреждений.
Высока доля служащих со средним профессиональным образованием (15,0% в 2011 г.). Количество муниципальных служащих, имеющих среднее общее образование, за последние три года сократилось полностью, что является положительным фактором.
Таким образом, анализ персонала Администрации города Рубцовска показывает, что наибольший удельный вес занимают муниципальные служащие, в основном в администрации работают женщины, наибольшее число служащих находятся в возрасте 51-55 лет и имеют высшее образование.
2.3. Анализ системы организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рубцовска
Для углубления профессиональных знаний муниципальных служащих, а также для восполнения квалифицированных кадровых ресурсов, формирования резерва кадров на выдвижение и перемещение существует единая система развития муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
В соответствие с современной теорией организации обучения персонала, данный процесс в Администрации города Рубцовска предполагает ряд связанных друг с другом этапов:
1) определение потребности в развитии муниципальных служащих;
2) планирование и разработка процесса обучения;
3) осуществление обучения;
4) оценка результатов обучения.
Рассмотрим подробнее особенности организации каждого в Администрации города Рубцовска.
Определение потребности в развитии муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
Управление развитием муниципал
- начальник отдела
по работе с персоналом
- главный специалист отдела по работе с персоналом администрации города Рубцовска Администрации города;
- специалист второй категории отдела по работе с персоналом администрации города Рубцовска.
В таблице 2.6 представлены основные должностные обязанности сотрудников отдела по работе с персоналом администрации города Рубцовска Администрации города в области развития муниципальных служащих.
Таблица 2.6
Должностные обязанности сотрудников отдела по работе с персоналом Администрации города Рубцовска в области развития муниципальных служащих
Должность |
Должностные обязанности в области развития муниципальных служащих |
Начальник отдела по работе с персоналом |
Организовывает работу по комплектованию администрации города Рубцовска муниципальными служащими, специалистами, рабочими в соответствии с квалификационными требованиями по замещаемым должностям. Осуществляет подбор кандидатов и формирование кадрового резерва для назначения на муниципальные должности в администрации города Рубцовска. Обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, аттестаций, прохождение муниципальными служащими испытания при замещении должностей муниципальной службы, руководителей муниципальных учреждений и организаций, муниципальных унитарных предприятий Организовывает переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих администрации города Рубцовска. Принимает участие в разработке кадровой политики администрации города. |
Главный специалист отдела по работе с персоналом |
Принимает участие в подготовке необходимых материалов для аттестационной комиссии. Вносит информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале администрации города Рубцовска, следить за его своевременным обновлением и пополнением. |
Специалист второй категории отдела по работе с персоналом |
Оказывает помощь в ведении учета распоряжений администрации города Рубцовска по кадровым вопросам в соответствии с установленным порядком. Принимает участие в подготовке необходимых материалов для аттестационной комиссии. |
В соответствии с Положением об отделе по работе с персоналом администрации города Рубцовска, начальник отдела по работе с персоналом, главный специалист отдела по работе с персоналом и специалист второй категории отдела по работе с персоналом анализируют уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих, организуют переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации муниципальных служащих, ведут учет работающих в администрации муниципальных служащих, служащих включенных в резерв для выдвижения на вышестоящие муниципальные должности.
Начальник отдела по работе с персоналом Администрации города Рубцовска определяет потребность в развитии муниципальных служащих, которая определяется на уровне работника.
Методом определения потребности в развитии является оценка муниципальных служащих. Оценка персонала как процесс определения эффективности выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей для достижения организационных целей позволяет выявить разрывы между наличным уровнем накопления человеческого капитала и требуемым уровнем его обучения на конкретном рабочем месте.
Процесс определения потребности в развитии муниципальных служащих Администрации города Рубцовска на уровне отдельных работников включает следующие этапы:
- оценку результатов труда;
- оценку личных и деловых качеств.
В качестве главного
критерия оценки эффективности труда муниципаль
- установление
нескольких главных
- конкретизация каждой из этих функций и их увязка с определенными показателями (объем работ, сроки и качество их выполнения, состояние трудовой дисциплины и т.д.);
- установление
системы показателей,
- выведение
средней оценки по всем
Экономические показатели эффективности труда важны для оценки муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, однако предпочтительная оценка по результатам труда не дает возможности оценить потенциальные возможности муниципальных служащих как личности, что влияет на конечные результаты труда и тормозит процесс его совершенствования. В связи с чем, для Администрации города Рубцовска не меньшее значение в последнее время приобретает оценка деловых и личных качеств муниципальных служащих, выявляемых непосредственно в процессе их деятельности. Она характеризует деятельность муниципальных служащих по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять свои обязанности и какие качества должны быть при этом проявлены, чтобы достичь максимальной результативности труда. К числу таких качеств относятся, прежде всего, профессиональные навыки, а также психологические способности. В Администрации города Рубцовска введена оценка всех категорий муниципальных служащих по следующим факторам (табл. 2.7).
Каждый фактор оценивается по 5-балльной шкале.
Таким образом, оценивается соответствие муниципальных служащих профессиональным требованиям, а именно их профессиональные знания и умения, опыт, деловые и нравственные качества, уровень общей культуры.
Сотрудниками отдела по работе с персоналом Администрации города Рубцовска регулярно проводится аттестация муниципальных служащих с целью определения их соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки их профессиональной служебной деятельности.
Таблица 2.7
Факторы оценки муниципальных служащих Администрации
города Рубцовска
Факторы оценки |
Примечание |
Шкала оценки | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Знание работы |
есть ли у работника ясное понимание содержания работы и ее целей |
|||||
Необходимость контроля за его действиями со стороны начальника |
насколько старателен работник при реализации должностных бязаностей, соблюдает ли он трудовую дисциплину в подразделениях администрации города Рубцовска и соблюдает ли правила внутреннего трудового распорядка |
|||||
Стиль работы |
всегда ли принимает обдуманные решения, обладает ли склонностью к самоанализу, способностью доводить дело до конца |
|||||
Инициативность |
имеет ли желание принимать на себя дополнительную ответственность, как воспринимает новые идеи |
|||||
Склонность к сотрудничеству |
проявляет ли готовность и способность работать совместно с коллегами и подчиненными, умеет ли поддержать благоприятный психологический настрой в коллективе |
Порядок проведения аттестации муниципальных служащих администрации города устанавливает Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации города Рубцовска Алтайского края.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.
Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Вместе с тем, до истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация муниципального служащего:
- по соглашению сторон трудового договора с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;
- по решению главы
города, после принятия в
а) о сокращении должностей муниципальной службы в администрации города Рубцовска Алтайского края;
б) об изменении условий оплаты труда муниципальных служащих.
Аттестационная комиссия формируется постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края с определением состава аттестационной комиссии, сроков и порядка ее работы. Состоит аттестационная комиссия из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав аттестационной комиссии включаются заместитель главы администрации города Рубцовска, руководители структурных подразделений муниципальные служащие, в том числе из отдела по работе с персоналом, правового отдела и структурного подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы.
График проведения аттестации утверждается главой города и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике проведения аттестации указываются:
- наименование структурных подразделений администрации города Рубцовска Алтайского края, в которых проводится аттестация;
- список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
- дата, время и место проведения аттестации;
- дата представления
в аттестационную комиссию
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, который содержит:
- фамилию, имя, отчество и год рождения;
- сведения о профессиональном образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания;
- замещаемую должность
муниципальной службы на
- общий трудовой стаж, в том числе и муниципальной службы;
- вопросы к аттестуемому и краткие ответы на них;
- замечания и предложения,
высказанные аттестационной