Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:09, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ организации обучения персонала, анализ системы обучения муниципальных служащих и разработка предложений по организации обучения персонала муниципальной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления развитием сотрудников муниципальной службы;
Провести анализ системы обучения персонала муниципальной службы на примере Администрации г. Рубцовска;
Разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы организации обучения муниципальных служащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………….……………….….5
1.1. Значение и необходимость организации обучения персонала в современных условиях……………………………………………………………...…..5
1.2. Основные формы и методы профессионального обучения персонала в организации………………………………………………………………………10
1.3. Особенности организации обучения персонала российских предприятий на современном этапе…………………….. ………………….………...........…27
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РУБЦОВСКА)…………………………...…………………………….…36
2.1. Краткая характеристика Администрации города Рубцовска ...………...36
2.2. Анализ структуры персонала Администрации города Рубцовска…...…41
2.3. Анализ системы организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рбцовска……………………………………………….. 46
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…..87
- краткую оценку выполнения
рекомендаций предыдущей
- решение аттестационной комиссии;
- количественный состав комиссии;
- рекомендации аттестационной ко
По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений:
- муниципальный служащий
соответствует замещаемой
- не соответствует замещаемой должности.
Перечень вопросов, подлежащих отражению в характеристике на муниципальных служащих представлен в таблице 2.8.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации муниципального служащего может давать следующие рекомендации:
- о поощрении муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе, в том числе о повышении его в должности;
- об улучшении деятельности муниципального служащего;
- о направлении его на повышение квалификации;
- о включении муниципального служащего в кадровый состав.
Таким образом, аттестация муниципальных служащих Администрации города Рубцовска позволяет выявить разрывы между наличным уровнем накопления человеческого капитала и требуемым уровнем его обучения на конкретном рабочем месте.
Таблица 2.8
Перечень вопросов, подлежащих отражению в характеристике на муниципальных служащих Администрации города Рубцовска
Качества |
Критерии оценки |
Профессиональные знания и умения |
Знание действующего законодательства, касающегося деятельности аттестуемого |
Знание основ местного самоуправления | |
Знание своих полномочий | |
Работа по повышению профессионального уровня (освоение научных рекомендаций и передового практического опыта) | |
Способность анализировать, обобщать, делать выводы | |
Желание и умение внедрять новые методы управления | |
Способность вести дискуссию и выступать перед аудиторией | |
Организаторские способности |
Способность самостоятельно принимать решения |
Способность готовить проекты решений | |
Способность организовывать работу по выполнению решений | |
Энергичность, решительность, настойчивость в достижении поставленной цели | |
Умение планировать и организовывать свою работу | |
Умение подбирать и эффективно использовать кадры | |
Умение поддерживать дисциплину среди подчиненных | |
Умение предоставлять подчиненным свободу инициативы и выбора решения | |
Умение использовать материальные и моральные стимулы для повышения трудовой и творческой активности работников | |
Стремление готовить подчиненных для работы на более ответственных должностях | |
Дисциплинированность и отношение к труду |
Соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка. Личная дисциплинированность |
Трудолюбие | |
Интерес к работе | |
Инициативность | |
Организованность, деловитость, собранность, пунктуальность | |
Моральные качества |
Способность подчинять личные интересы общественным |
Принципиальность | |
Такт, умение общаться с людьми | |
Требовательность к себе | |
Внимание к критике, самокритичность | |
Честность |
Результаты аттестации влияют на принятие сотрудниками отдела по работе с персоналом решения о необходимости развития муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
В 2009-2011 гг. была проведена аттестация муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, результаты которой представлены в отчете по аттестации муниципальных служащих Администрации города Рубцовска в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Отчет об аттестации муниципальных служащих Администрации города Рубцовска в 2009-2011 гг., чел.
Результаты аттестации |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Прошли аттестацию |
55 |
61 |
60 |
Признаны соответствующими замещаемой
должности муниципальной |
54 |
60 |
60 |
Рекомендовано поощрить муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе |
5 |
2 |
3 |
Рекомендовано улучшить деятельность муниципального служащего |
13 |
11 |
12 |
Рекомендовано направить муниципального служащего на повышение квалификации |
36 |
46 |
45 |
Признаны несоответствующими замещаемой должности муниципальной службы |
1 |
- |
- |
Не представлено к аттестации по причине болезни, отпуска, командировки |
- |
2 |
- |
Из таблицы 2.9 видно, что по итогам аттестации, проведенной в 2009 г. отдельным муниципальным служащим Администрации города Рубцовска в количестве 36 чел. было рекомендовано повысить квалификацию. В 2010 г. было рекомендовано направить на повышение квалификации 46 служащих, а в 2011 г. – 45 муниципальных служащих. Это еще раз подтверждает то, что аттестация служащих проводится 1 раз в три года и именно с помощью оценки определяется потребность в развитии муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
В целях удовлетворения развивающихся потребностей администрации в муниципальных служащих соответствующей профессиональной квалификации, проводится профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Потребность в муниципальных служащих высокой квалификации вызвана ежегодным повышением требований к уровню профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, к качеству выполнения ими своих должностных обязанностей.
Планирование и разработка процесса обучения.
Профессиональное обучение муниципальных служащих осуществляется в следующих видах: подготовка, переподготовка, а также повышение квалификации.
Подготовка проводится
с целью профессионального
Повышение квалификации включает в себя периодическое обучение муниципальных служащих, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков. Осуществляется повышение квалификации муниципальных служащих Администрации города Рубцовска не реже одного раза в 5 лет.
Повышение квалификации муниципальных служащих Администрации города Рубцовска проводится в основном филиале Сибирской академии государственной службы г. Барнаула.
Осуществление обучения.
Подготовка муниципальных служащих Администрации города Рубцовска осуществляется с отрывом от службы и представляет следующие виды обучения:
- подготовка новых муниципальных служащих Администрации города Рубцовска из лиц, не имеющих специальности;
- переподготовка муниципальных служащих.
На базе основного филиала Сибирской академии государственной службы г. Барнаула, а также в Рубцовском институте (филиале) АГУ, проводится профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
Оценка результатов обучения.
В таблице 2.10 представлен анализ численности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, прошедших профессиональное обучение в 2009-2011 гг.
Численность муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, прошедших профессиональное обучение в 2009-2011 гг., чел.
Виды обучения |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение, +/- | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
Всего, в т.ч. по видам: |
10 |
18 |
11 |
8 |
-7 |
Переподготовка |
4 |
5 |
1 |
1 |
-4 |
Повышение квалификации |
6 |
13 |
10 |
7 |
-3 |
В 2009 г. высшее образование получили 4 муниципальных служащих Администрации города Рубцовска. Из них 2 муниципальных служащих получили второе высшее образование (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Численность муниципальных служащих Администрации города Рубцовска, получивших высшее образование в 2009-2011 гг., чел.
Всего за последние три года повысили квалификацию 29 муниципальных служащих. При этом повышение квалификации осуществлялось на базе основного филиала Сибирской академии государственной службы г. Барнаула, а также в Рубцовском институте (филиале) АГУ.
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации и переподготовке в Администрации города Рубцовска, является доля муниципальных служащих, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку в общей численности. В 2009 г. повысили квалификацию 6 муниципальных служащих, что составляет 3,5% от общей численности муниципальных служащих, прошли переподготовку 4 муниципальных служащих, что составляет 2,4% от общей численности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Доля муниципальных
служащих, прошедших повышение
В 2010 г. повысили квалификацию 9 муниципальных служащих, что составляет 8% от общей численности муниципальных служащих, прошли переподготовку 5 муниципальных служащих, что составляет 2,9% от общей численности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
В 2011 г. повысили квалификацию 10 муниципальных служащих, что составляет 6% от общей численности муниципальных служащих, прошел переподготовку 1 муниципальный служащий, что составляет 0,6% от общей численности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
Из этого следует, что повышению квалификации и переподготовке муниципальных служащих не уделяется достаточно внимания. Данная проблема связана не только с нехваткой денежных средств в бюджете города, в результате чего повышение квалификации происходит в основном за счет средств краевого бюджета, но также из-за отсутствия четкой программы развития муниципальных служащих администрации города Рубцовска, практических занятий, способствующих повышению квалификации служащих. Кроме того, муниципальные служащие не мотивированы на повышение квалификации.
Следует также отметить, что в Администрации города Рубцовска отсутствует обратная связь от участников повышения квалификации, которая позволила бы определять степень достижения желаемого результата. Это является серьезным недостатком системы развития муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
С целью оценки удовлетворенности муниципальны
Анкета, разработанная нами по методике Ветлужских Е. Н. - сертифицированного бизнес-тренера, профессионального консультанта по вопросам разработки и внедрения систем мотивации, совершенствованию основных направлений управления персоналом организации, кадрового аудита с опытом руководящей работы более 10 лет, представлена в Приложении 2.
Опрашиваемым предлагалось сделать свой выбор с использованием шкалы Лайкерта по каждому из 15 утверждений о существующей в Администрации города Рубцовска системе организации обучения, отметив соответствующую цифру (от 1 до 5).
Интерпретация значений:
1 - вполне удовлетворен;
2 - удовлетворен;
3 - не вполне удовлетворен;
4 - неудовлетворен;
5 - крайне неудовлетворен.
В процессе проведения исследования были получены следующие результаты.
85,1% респондентов (34 чел.) в целом удовлетворены системой организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рубцовска.
Практически все опрашиваемые муниципальные служащие высказали удовлетворенность актуальностью, формами и методами обучения – 82,9% участников анкетирования (33 чел). Содержание программ повышения квалификации соответствует ожиданиям 74,4% муниципальных служащих, принявших участие в исследовании (29 чел.). Практическую ценность и применимость полученных знаний для работы отметили 93,6% муниципальных служащих (37 чел.).
На рисунке 2.4 представлены показатели удовлетворенности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска системой организации обучения.
На рисунке 2.5 представлены показатели неудовлетворенности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска системой организации обучения.
Рис. 2.4. Показатели удовлетворенности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска системой организации обучения
Рис. 2.5. Показатели неудовлетворенности муниципальных служащих Администрации города Рубцовска системой организации обучения
85,1% муниципальных служащих Администрации города Рубцовска высказали неудовлетворенность отсутствием контроля на всех стадиях организации повышения квалификации, поскольку эффективным повышение квалификации может быть только в рамках структурированной системы последовательных программ, сопровождающихся оценочными мероприятиями.