Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:09, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ организации обучения персонала, анализ системы обучения муниципальных служащих и разработка предложений по организации обучения персонала муниципальной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления развитием сотрудников муниципальной службы;
Провести анализ системы обучения персонала муниципальной службы на примере Администрации г. Рубцовска;
Разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы организации обучения муниципальных служащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………….……………….….5
1.1. Значение и необходимость организации обучения персонала в современных условиях……………………………………………………………...…..5
1.2. Основные формы и методы профессионального обучения персонала в организации………………………………………………………………………10
1.3. Особенности организации обучения персонала российских предприятий на современном этапе…………………….. ………………….………...........…27
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РУБЦОВСКА)…………………………...…………………………….…36
2.1. Краткая характеристика Администрации города Рубцовска ...………...36
2.2. Анализ структуры персонала Администрации города Рубцовска…...…41
2.3. Анализ системы организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рбцовска……………………………………………….. 46
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…..87
Постоянные организационные изменения
За последнее десятилетие
большинство организаций
- Менеджерам и руководителям
часто приходится управлять
- Менеджеры и руководители
получили дополнительные
- Популярный в настоящее
время стиль командной работы
означает, что персонал должен
развивать у себя умение
По мнению П. Шейла, значение повышения квалификации персонала для руководителей заключается в следующем:
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.
- Текущие дела. Концентрируя
внимание на повышении
- Потенциальные возможности
сотрудников. В отличие от
- Собственные перспективы
карьерного роста. Типичная
При этом, велико также значение повышения квалификации и для сотрудников:
- Гарантированная занятость. Сотрудники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, поскольку могут приспособиться к меняющемуся характеру работы. Развитие универсальных навыков повышает ценность сотрудника, который может выполнять разную работу в данной организации.
- Рабочий потенциал. Персонал, занимающийся развитием своих навыков и желающий их улучшить, может брать на себя дополнительные обязанности. У таких сотрудников больше возможностей для продвижения по службе.
- Ослабление стресса. Адекватная подготовка, соответствующая рабочим требованиям, ослабляет стресс и повышает способность приспосабливаться к изменениям и работе в сложных условиях.
- Мотивация и удовлетворение от работы. Повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что способствует повышению мотивации и удовлетворения от работы [68].
Таким образом, повышение квалификации работников в современных условиях становится неотъемлемой составляющей процесса управления организацией. Однако российский опыт показывает, что для подавляющего числа компаний до недавнего времени было характерно явно недостаточное внимание к повышению квалификации персонала. Это связано, прежде всего, с тем, что повышение квалификации работников не рассматривается компаниями как один из самых значительных ресурсов в повышении эффективности их работы.
Вместе с тем современная система бизнес-образования исходит из того, что качество повышения квалификации персонала для любой организации самым непосредственным образом связано с качеством управления, а значит, и с эффективностью работы компании, и с уровнем ее конкурентоспособности. Особенно возрастает роль повышения квалификации в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда.
В то время как повышение квалификации позволяет достичь цели за более короткий срок, поскольку направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний и рост мастерства по имеющейся у работника профессии.
Особенность повышения квалификации состоит еще и в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности.
В целях повышения квалификации персонала рекомендуется осуществлять:
- планирование мер
по обеспечению уровня
- выбор формы обучения работников при повышении квалификации;
- работу по организации
повышения квалификации
- планирование карьеры и другие формы развития и реализации способностей работников;
- определение принципов,
форм и сроков аттестации
Профессионализация муниципально-служебной деятельности требует определенной подготовки и получения специального образования. Особенности организации обучения сотрудников муниципальной службы представлены в следующем разделе дипломной работы.
1.3. Особенности организации обучения персонала российских предприятий на современном этапе
В настоящее время проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой проблемой в области управления персоналом. Нехватка персонала и низкоэффективная организация труда будут основными факторами, сдерживающими развитие экономики нашей страны в ближайшие 10-15 лет. И эта проблема вызывает беспокойство на разных уровнях. По информации органов занятости населения, от 60 до 90% вакансий региональных рынков труда приходится на вакансии специалистов среднего профессионального образования, особенно квалифицированных рабочих. Готовят эту категорию работников учреждения среднего и начального профессионального образования (СПО и ПТО). Главными отличительными чертами в подготовке специалистов СПО и ПТО остается практическая направленность выпускаемых специалистов и квалифицированных рабочих.
Причинами возникновения кадрового голода, по мнению Л.Власовой, являются, во-первых, бурный рост вузов, которые не готовят практико-ориентированных специалистов, во-вторых, недостаточное внимание к сети среднего профессионального образования. Раньше все учреждения СПО находились в ведении отраслевых министерств и имели базовые предприятия. Сейчас они этого лишены. Остро ощущается нехватка работников новых профессий либо специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требований работодателей к квалификации персонала [11, с. 35].
Если государство пытается решить проблему кадрового голода через реформирование систем образования, то бизнес разрабатывает системы развития персонала, которые помогают удерживать имеющихся сотрудников и привлекать новых.
Повсеместный кадровый голод является главной причиной, сдерживающей развитие экономики страны. Рынок труда в таком случае представляет собой рынок специалистов, а не рынок работодателей. Так, по данным нескольких исследований, сегодня 57 % работающих имеют одновременно 2 – 3 предложения от других компаний о смене работы, а 23 % - 5 и более предложений. При этом сами сотрудники обновляют свое резюме, а 4 из 10 готовы буквально завтра сменить место работы [11, с. 35].
Со стороны претендентов на ту или иную должность постоянно растут запросы в области компенсаций и льгот, что сегодня рассматривается обязательным условием при найме на работу, а не конкурентным преимуществом работодателя. Рост зарплаты при переходе на другое место предполагается не ниже 15%. Постоянное увеличение зарплат уже достигает своего предела. При этом известность бренда и деловая репутация компании не являются значимыми факторами. Все это в принципе разрушает кадровый рынок.
Работодатели пытаются
решать кадровые проблемы, инвестируя
в удержание имеющихся
В сегодняшней ситуации цель кадровой работы любого предприятия заключается в формировании работоспособного и конкурентоспособного персонала, от которого зависит точность выполнения принимаемых решений и успех работы каждого подразделения в отдельности и всего предприятия в целом. При этом, нельзя говорить об эффективной работе или об улучшении работы компании без регулярной оценки труда ключевых категорий персонала.
Серьезной проблемой является недостаточное внимание обучению и развитию работников предприятий.
Только в 7% обследованных фирм существуют системы обучения, охватывающие весь персонал. В 43,7% организаций лишь иногда проводятся лекции для отдельных категорий работников, на 28,2% отечественных предприятий вообще отсутствует обучение в какой-либо форме [48, c. 75].
В 85% российских организаций, которые хотя бы иногда проводят какие-либо обучающие мероприятия, распространен следующий подход к системе обучения персонала: линейные руководители подают заявки на обучение сотрудников, а менеджер по развитию или специалист по персоналу, обрабатывая их, подбирает подходящую развивающую программу. Как правило, он формирует группы, а затем либо прибегает к услугам внешних тренинговых компаний, либо проводит занятия самостоятельно.
Несмотря на мобильность и экономичность такой системы, у специалиста по персоналу далеко не всегда есть возможность выяснить, действительно ли сотруднику требуется именно тот курс, который был указан в заявке на обучение. В результате развитие персонала осуществляется хаотично, вне связи с бизнес-показателями и, главное, со стратегией компании.
Следствием такого несистематического подхода к обучению персонала являются негативные оценки процесса и итогов обучения со стороны самих работников.
В экономике, основанной
на рыночных отношениях, единственным
адекватным критерием отбора персонала
является уровень компетентности работника.
Повышая уровень своей
В российских организациях подъем профессиональной компетентности работника далеко не всегда прямо влияет на изменение уровня его зарплаты и карьеру. В результате он не стремится к повышению уровня своей профессиональной компетентности. Как показывает практика, карьерное продвижение на обследованных предприятиях основывается прежде всего на личном мнении руководителя (который учитывает при отборе деловые качества и свое отношение к работнику). Данный принцип действует в 86% обследованных организаций. Только в 11,8% компаний разработан график должностного продвижения, а в 3,2% случаев карьерное продвижение производится на конкурсной основе по объективным критериям. Слабая связь карьерного роста с профессиональными результатами работы и личными усилиями заставляет работников воспринимать карьеру как дело случая [48, c. 75].
В целом можно заключить, что подготовка кадров на отечественных предприятиях, хотя и проводится, но нерегулярно, профессиональное развитие работника специально не инициируется, а планируется только в связи с работой.
Определенными особенностями организации обучения персонала муниципальной службы обладает государственная кадровая политика. Во-первых, государственная кадровая политика формируется на основе изучения тенденций социального развития и представлена легитимным социальным институтом общества - государством. Именно государство призвано определять основные направления формирования кадрового потенциала, профессиональной трудоспособности граждан и создать условия для ее востребованности в обществе [60, с. 52].
Во-вторых, государственная кадровая политика задает наиболее общие правовые основы для разработки и реализации кадровой политики для общества в целом и для всех остальных субъектов кадровой политики. В силу этого ее положения носят обязательный характер для всех иных субъектов кадровой политики.