Анализи системы организации обучения персонала муниципальной службы (на примере Администрации города Рубцовска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ организации обучения персонала, анализ системы обучения муниципальных служащих и разработка предложений по организации обучения персонала муниципальной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления развитием сотрудников муниципальной службы;
Провести анализ системы обучения персонала муниципальной службы на примере Администрации г. Рубцовска;
Разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы организации обучения муниципальных служащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………….……………….….5
1.1. Значение и необходимость организации обучения персонала в современных условиях……………………………………………………………...…..5
1.2. Основные формы и методы профессионального обучения персонала в организации………………………………………………………………………10
1.3. Особенности организации обучения персонала российских предприятий на современном этапе…………………….. ………………….………...........…27
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РУБЦОВСКА)…………………………...…………………………….…36
2.1. Краткая характеристика Администрации города Рубцовска ...………...36
2.2. Анализ структуры персонала Администрации города Рубцовска…...…41
2.3. Анализ системы организации обучения муниципальных служащих Администрации города Рбцовска……………………………………………….. 46
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…..87

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЧИСТОВИК НА ПРОВЕРКУ (с исправлениями).doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Н.И. Кабушкин под повышением квалификации понимает постоянный процесс  обновления знаний. Изменения в обществе, экономике, нашем жизненном укладе требуют постоянного изменения нас самих. Развитие рыночных отношений привело к созданию новых форм организаций, что выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки персонала [20, с. 155].

И.А. Оганесян и В.Р. Веснин дают следующее определение: «Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний (углубление, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющейся профессии» [43, с. 177; 8, с. 247].

Таким образом, изучив основные подходы к определению понятия «повышение квалификации», можно сделать вывод, что повышение квалификации представляет собой целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта. Именно профессиональное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности представляет собой главное содержание повышения квалификации.

Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности [31].

Как отмечают В.Г. Шипунов и Е.Н. Кишкель, основными положениями при повышении квалификации персонала управления являются:

1. Индивидуальный подход; составление индивидуальных планов повышения квалификации, учитывающих требования к руководителю в будущем.

2. Неразрывная связь теории и практики в процессе повышения квалификации.

3. Учет различного характера требований к специалистам разных уровней управления (например, руководители верхних ступеней иерархической лестницы управления должны уметь принимать правильные решения; руководители среднего уровня должны уметь формулировать задачи на основе долгосрочных целей и организовывать их выполнение и контроль; работа руководителей нижних уровней управления связана с оперативной деятельностью и выполнением рутинных и нестандартных операций.

4. Тесная связь практических занятий с выполняемой работой и функциями управления. Оценка качества решения задач.

5. Обеспечение активного участия в учебном процессе, повышение творческого уровня и развитие навыков руководства. Самостоятельная   подготовка   слушателями   учебного  материала, примеров, проблем (результатов опросов), обмен мнениями, обсуждение случаев из практики и т.д.

6. Организация стажировки. Применяются различные формы практической подготовки персонала; 1) ознакомление обучающегося с новыми нормативными документами и документацией; 2) перемещение специалиста с одной руководящей должности на другую по горизонтали и вертикали; 3) стажировка на участке (подразделении) будущей новой работы; 4) работа в качестве руководителя временно действующего коллектива (комиссии, кружка), выполнение общественной работы; 5) выполнение отдельных поручений и заданий; работа с важными документами, участие в исследованиях (например, в социологических), подготовка публикаций для печати и т.д.; 6) участие в заседаниях и совещаниях руководства, в конференциях, проводимых на предприятии, в совещаниях вышестоящих органов управления [70, с. 105].

Повышение квалификации персонала производится в соответствии с имеющимися потребностями, но, как  правило, не реже одного раза в 5 лет.

По мнению П. Шейла, чтобы  в полной мере использовать умения и навыки персонала, организация должна обеспечить возможности для его развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям.

Повышение квалификации персонала может осуществляться двумя путями:

1.Повышение общего  профессионально-квалификационного  уровня персонала [40].

Как известно, знания, полученные в вузе, быстро устаревают (инженерные - через 5-10 лет, в высокотехнологичных областях - через 3 года). Поэтому в рамках кадрового менеджмента необходимо решать задачи формирования системы повышения квалификации [40].

Для решения этой задачи имеется достаточно много средств: это краткосрочные (от 2-3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2-3 мес.) и полные (до года) курсы переподготовки, организуемые вузами, бизнес-школами, в том числе зарубежными, институтами повышения квалификации и т.п. Рынок этих услуг достаточно развит, и качество их постепенно растет.

За рубежом наиболее очевидными тенденциями в области технической подготовки кадров признано широкое применение методов дистанционного обучения, повышения квалификации, самоподготовки (вплоть до самостоятельной разработки проектов) с помощью средств вычислительной техники и изменение методов работы преподавателей. Так, обучение с использованием видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40%, а степень усвоения - на 300% [40].

2. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма  персонала [40].

В рамках этой проблемы возникают  следующие задачи повышения квалификации персонала, в первую очередь управленческого:

- умение определить  свои место и роль в процессе  деятельности в организации, понимание целей и стратегии организации в целом и функций в рамках подразделения;

- умение четко сформулировать  ключевые проблемы и задачи, которые  должны решаться его подразделением  и персонально;

- получение знаний  по современным подходам и методам решения задач профессиональной деятельности;

- приобретение навыков  выбора и использования этих  подходов и методов для эффективного решения конкретных задач на своем рабочем месте;

- освоение технологии  групповой работы в процессе  решения проблем;

- освоение методов  и навыков эффективной работы  подчиненных и, прежде всего,  мотивации их работы на требуемые  результаты [40].

Для решения этих задач  необходима целевая подготовка, учитывающая  реальные практические задачи организации  и, в частности, управления персоналом. Достичь этого результата можно с помощью вовлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.

Рекомендуемые формы  повышения квалификации:

- общеобразовательные  курсы, проводимые для специалистов  организации преподавателями вузов и консалтинговых фирм;

- тематические семинары, проводимые консультантами с  привлечением пилотных (обладающих  соответствующим опытом) предприятий;

- стажировки руководителей и отдельных специалистов в организациях, реализующих аналогичные виды деятельности, с участием консультантов;

- «штабные игры» - целевое  обучение, проводимое в основном  консультантами с участием руководителей и специалистов по решению конкретных задач;

- обучение преподавателей  и консультантов, передача технологий  обучения в специализированных областях деятельности [40].

Повышение квалификации персонала имеет огромное значение для организации, для руководителей и для каждого сотрудника.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:

– в процессе обучения происходит повышение способности  персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;

– обучение работников позволяет  организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т.п.;

– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;

– обучение позволяет  поддерживать и распространять среди  сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию [23].

В свою очередь, работник в процессе обучения получает следующие  преимущества перед работниками, не повышающими квалификацию:

– расширение карьерных  перспектив как внутри, так и за пределами организации;

– более высокую удовлетворенность своей работой;

– повышение самооценки;

– повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Роль повышения квалификации персонала для организации А.Я. Кибанов видит в следующем:

- Подбор и расстановка  кадров. Перспектива обучения и повышения квалификации привлекает хороших специалистов. Текучесть кадров снижается, поскольку должным образом подготовленные сотрудники получают больше удовлетворения от работы, так как могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание [61, с. 413].

- Использование новых  технологий и производственных  систем. Во многих компаниях имеется  широкий спектр технологических  возможностей, однако некоторые  из них не используются из-за  отсутствия квалифицированных кадров. Повышение квалификации на рабочем месте, когда начальник организует обучение отдельных сотрудников или небольших групп, служит кратчайшим путем к применению новых технологий.

- Качество продукции  и услуг. Обучение и повышение  квалификации персонала, особенно  неформальных лидеров команд и сотрудников, работающих с клиентами, позволяет полнее удовлетворять потребности клиентов.

- Выявление потенциальных  руководителей и управленческого  персонала. В процессе повышения квалификации проявляют себя сотрудники с потенциальными способностями к руководству и менеджменту, в связи, с чем можно строить долгосрочные планы на будущее в масштабах всей организации.

- Способность организации  действенно реагировать на меняющиеся  обстоятельства. Прошедший обучение  и повышение квалификации персонал расширяет возможности реагирования на меняющиеся требования клиентов [61, с. 413].

По мнению П. Шейла, существует пять основных причин того, почему развитие и повышение квалификации персонала  в настоящее время приобрело особенно большое значение.

1. Век информации - быстрые технологические изменения.

2. Изменения требований  к рабочей силе.

3. Недостаток навыков,  особенно в высокотехнологичных  и наукоемких областях.

4. Постоянные организационные  изменения [68].

Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач. Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику [68].

Изменение требований к рабочей силе

В прошлом люди могли  надеяться на то, что полученное ими образование и подготовка окажутся достаточными на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной карьеры. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у работника навыки. Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство компании не вкладывает достаточно средств в обучение и переквалификацию кадров, производство неизбежно тормозится [68].

Постоянное повышение  профессиональной квалификации теперь выдвигается в качестве обязательного требования большинством профессиональных ассоциаций.

Недостаток  навыков

Технологическое развитие привело к росту числа квалифицированных  и наукоемких работ и потребности в специалистах, обученных соответствующим образом. Недостаток квалифицированных кадров сдерживает развитие бизнеса, однако, это вполне естественное явление, вызванное временным расхождением в развитии новых технологий и процессов и обучения им кадров [68].

Сиюминутные последствия  отсутствия необходимых навыков  вполне очевидны, однако отсроченный  эффект пренебрежительного отношения  к повышению квалификации персонала  может проявиться, когда ситуация станет критической. Традиционно, когда у компании большой «портфель заказов», руководство не находит времени на обучение персонала; вместе с тем, когда дел становится меньше, на обучение зачастую не хватает денег. Исследования показывают, что наибольших успехов добиваются те организации, которые систематически занимаются повышением квалификации своих сотрудников и расходуют на обучение достаточно средств. Расширяя внутренние возможности и повышая гибкость кадров, компания предотвращает дефицит квалифицированных сотрудников и меньше подвержена краткосрочным изменениям в экономике.

Информация о работе Анализи системы организации обучения персонала муниципальной службы (на примере Администрации города Рубцовска)