Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения. Объектом исследования является система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, функционирующая в России на сегодняшний день. Предметом исследования является "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы

Содержание работы

Введение …………….………...…………………………… 4
Глава 1. Теоретические основы ипотечного жилищного кредитования ……………...…………………………..…….
7
1.1. Понятие, сущность и общий порядок предоставления ипотечного жилищного кредита …………………………………………………..
7
1.2. Предпосылки развития ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе ……..…………………………………….
19
1.3. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения …………….……………………………………….
23
Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы ……………………………………………...
39
2.1. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации ….. 39
2.2. Государственная программа регулирования жилищных проблем молодых семей (Программа "Обеспечение жильем молодых семей") …………………………………………………………………………
45
2.3. Региональная программа " Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" Санкт-Петербурга ……………………………………….…….
67
Глава 3. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге ……………………..………………….…….
80
3.1. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в 2006 году …………………………………………………….
80
3.2. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2007 г. ……...
86
Заключение ………………….………………...…………. 89
Список литературы ……………………..……….………. 93
Приложение №1 ……………………………………………………. 98
Приложение №2 ……………………………………………………. 99

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

приоритетное  выделение площадок под застройку (без всяких дополнительных условий) для реализации системы; снятие или значительное уменьшение величины финансовой нагрузки на участников системы за счет снижения расходов на инфраструктуру и других льгот; выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья; предоставление гражданам льготных условий кредитования;

кредитов, привлекаемых инвесторами на реализацию нужных городу проектов; выпуск облигационных  займов, обеспеченных землей.•

Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России

"Федеральная  целевая программа "жилище" на 2002 - 2010 годы

2.1. Основные  цели и задачи Программы, этапы  ее реализации

В ходе реализации Государственной целевой  программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.•

За этот период была сформирована нормативная  правовая база, являющаяся основой  регулирования вопросов, связанных  с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности  в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее  существенное развитие законодательной  базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса  Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и  важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют  реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

Цели  и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основной  целью Программы является комплексное  решение проблемы перехода к устойчивому  функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами Программы являются:

создание  условий для развития жилищного  и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем  увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

создание  условий для приведения жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия  проживания;

предоставления  гражданам жилых помещений социального  использования.•

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:

формирование  системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;

развитие  конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации  и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие  кредитования застройщиков на цели жилищного  строительства;

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой  в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизацию  и обновление оборудования, повышение  эффективности технологий строительства  и производства строительных материалов;

комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;

создание  единой системы государственного учета  объектов недвижимости.

Для совершенствования  жилищно-коммунального комплекса  необходимо

комплексе;

финансовое  оздоровление организаций коммунального комплекса;

создание  условий для привлечения средств  частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку  процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том  числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;

развитие  приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг  по показаниям приборов учета;

прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального  комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;

совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление бюджетных средств  на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.

Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:

ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных  историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и другие);

совершенствовать  систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих  в финансировании жилищного строительства.

В области  исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:

конкретизировать  государственные обязательства  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;

повысить  эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств;

оказать содействие в нормативном обеспечении  реформирования на региональном и муниципальном  уровнях системы предоставления жилых помещений социального  использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;

обеспечить  сокращение сроков предоставления жилых  помещений социального использования.

Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 - 2010 годах) будут выполняться  в две стадии:

2006 - 2007 годы - первая стадия;

2008 - 2010 годы - вторая стадия.

На первой стадии мероприятия Программы и  ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного  национального проекта "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России".

В соответствии с указанным национальным проектом выделены 4 приоритетных направления:

увеличение  объемов ипотечного жилищного кредитования;

повышение доступности жилья;

увеличение  объемов жилищного строительства  и модернизация коммунальной инфраструктуры;

выполнение  государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По каждому  из этих приоритетных направлений предусмотрена  реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные  усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.

Обеспечение государственной поддержки системы  рефинансирования ипотечных кредитов будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.

На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:

совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах  Российской Федерации;

широкомасштабное  внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;

реализация  подпрограмм и отдельных мероприятий.•

Основные  приоритеты реализации Программы и  ее подпрограмм на второй стадии могут  быть уточнены по итогам реализации мероприятий  приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.

2.2. Государственная  программа регулирования жилищных

проблем молодых семей

(Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых  семей")

Распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 10 августа 2005 года N 1183-р, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865

Государственный Заказчик Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству.

Основные  разработчики подпрограммы: Федеральное  агентство по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города.

Цель  и задачи подпрограммы: основная цель подпрограммы – государственная  поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.•

Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2003-2010 годы:

I этап - 2003-2005 годы;

II этап - 2006-2010 годы

Объем и источники финансирования подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 годах за счет средств федерального бюджета - 18,55 млрд. рублей. В 2006-2010 годах общий объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников финансирования – 165 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 49,5 млрд. рублей; за счет собственных и заемных средств молодых семей - 99 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы: успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты изаймы, а также собственных средств граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в стране.•

Основные  итоги реализации I этапа подпрограммы

Поддержка молодых семей в улучшении  жилищных условий является важнейшим  направлением жилищной политики России.

Государственная поддержка молодых семей в 2003-2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, в соответствии с которой многие регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.

Разработка  и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной  поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были осуществлены в 2003-2005 годах. В этот период были проведены эксперименты на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности использования сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).

На I этапе  реализации подпрограммы были разработаны 72 региональные программы.

В 2003-2005 годах 114 тыс. молодых семей - участников региональных и муниципальных программ улучшили свои жилищные условия. При этом за счет средств федерального бюджета, которые составили 2,05 млрд. рублей, молодым семьям было предоставлено 13,7 тыс. субсидий при рождении (усыновлении) ребенка.

Информация о работе Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ