Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:45, дипломная работа
Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения. Объектом исследования является система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, функционирующая в России на сегодняшний день. Предметом исследования является "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы
Введение …………….………...…………………………… 4
Глава 1. Теоретические основы ипотечного жилищного кредитования ……………...…………………………..…….
7
1.1. Понятие, сущность и общий порядок предоставления ипотечного жилищного кредита …………………………………………………..
7
1.2. Предпосылки развития ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе ……..…………………………………….
19
1.3. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения …………….……………………………………….
23
Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы ……………………………………………...
39
2.1. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации ….. 39
2.2. Государственная программа регулирования жилищных проблем молодых семей (Программа "Обеспечение жильем молодых семей") …………………………………………………………………………
45
2.3. Региональная программа " Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" Санкт-Петербурга ……………………………………….…….
67
Глава 3. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге ……………………..………………….…….
80
3.1. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в 2006 году …………………………………………………….
80
3.2. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2007 г. ……...
86
Заключение ………………….………………...…………. 89
Список литературы ……………………..……….………. 93
Приложение №1 ……………………………………………………. 98
Приложение №2 ……………………………………………………. 99
приоритетное выделение площадок под застройку (без всяких дополнительных условий) для реализации системы; снятие или значительное уменьшение величины финансовой нагрузки на участников системы за счет снижения расходов на инфраструктуру и других льгот; выделение из федерального, городского или местного бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья; предоставление гражданам льготных условий кредитования;
кредитов, привлекаемых инвесторами на реализацию нужных городу проектов; выпуск облигационных займов, обеспеченных землей.•
Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России
"Федеральная целевая программа "жилище" на 2002 - 2010 годы
2.1. Основные
цели и задачи Программы,
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.•
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Новые
правовые условия создают основу
для реализации на практике поставленных
целей и требуют
Острота
проблем в жилищной сфере и
важность их решения для социально-
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Целью
приоритетного национального
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание
условий для развития жилищного
и жилищно-коммунального
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
предоставления
гражданам жилых помещений
Для развития
жилищного строительства
формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
развитие
конкуренции и снижение административных
барьеров на рынке жилищного строительства,
создание эффективных механизмов борьбы
с высоким уровнем
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.
Для совершенствования
жилищно-коммунального
комплексе;
финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
создание
условий для привлечения
развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
прекращение
дотирования предприятий
совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.
Для развития
ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья
ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и другие);
совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:
конкретизировать государственные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;
повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств;
оказать
содействие в нормативном обеспечении
реформирования на региональном и муниципальном
уровнях системы предоставления
жилых помещений социального
использования и
обеспечить
сокращение сроков предоставления жилых
помещений социального
Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 - 2010 годах) будут выполняться в две стадии:
2006 - 2007 годы - первая стадия;
2008 - 2010 годы - вторая стадия.
На первой
стадии мероприятия Программы и
ее подпрограмм будут
В соответствии с указанным национальным проектом выделены 4 приоритетных направления:
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
повышение доступности жилья;
увеличение
объемов жилищного
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
Обеспечение
государственной поддержки
На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:
совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах Российской Федерации;
широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
реализация
подпрограмм и отдельных
Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.
2.2. Государственная
программа регулирования
проблем молодых семей
(Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей")
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 1183-р, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865
Государственный
Заказчик Федеральное агентство
по строительству и жилищно-
Основные разработчики подпрограммы: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города.
Цель и задачи подпрограммы: основная цель подпрограммы – государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.•
Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2003-2010 годы:
I этап - 2003-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы
Объем и источники финансирования подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 годах за счет средств федерального бюджета - 18,55 млрд. рублей. В 2006-2010 годах общий объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников финансирования – 165 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 49,5 млрд. рублей; за счет собственных и заемных средств молодых семей - 99 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы: успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты изаймы, а также собственных средств граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в стране.•
Основные итоги реализации I этапа подпрограммы
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.
Государственная поддержка молодых семей в 2003-2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, в соответствии с которой многие регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.
Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были осуществлены в 2003-2005 годах. В этот период были проведены эксперименты на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности использования сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
На I этапе реализации подпрограммы были разработаны 72 региональные программы.
В 2003-2005 годах 114 тыс. молодых семей - участников региональных и муниципальных программ улучшили свои жилищные условия. При этом за счет средств федерального бюджета, которые составили 2,05 млрд. рублей, молодым семьям было предоставлено 13,7 тыс. субсидий при рождении (усыновлении) ребенка.
Информация о работе Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ