Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения. Объектом исследования является система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, функционирующая в России на сегодняшний день. Предметом исследования является "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы

Содержание работы

Введение …………….………...…………………………… 4
Глава 1. Теоретические основы ипотечного жилищного кредитования ……………...…………………………..…….
7
1.1. Понятие, сущность и общий порядок предоставления ипотечного жилищного кредита …………………………………………………..
7
1.2. Предпосылки развития ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе ……..…………………………………….
19
1.3. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения …………….……………………………………….
23
Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы ……………………………………………...
39
2.1. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации ….. 39
2.2. Государственная программа регулирования жилищных проблем молодых семей (Программа "Обеспечение жильем молодых семей") …………………………………………………………………………
45
2.3. Региональная программа " Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" Санкт-Петербурга ……………………………………….…….
67
Глава 3. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге ……………………..………………….…….
80
3.1. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в 2006 году …………………………………………………….
80
3.2. Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2007 г. ……...
86
Заключение ………………….………………...…………. 89
Список литературы ……………………..……….………. 93
Приложение №1 ……………………………………………………. 98
Приложение №2 ……………………………………………………. 99

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем в рамках реализации указанной  подпрограммы в 2003-2005 годах только в ограниченном круге субъектов Российской Федерации были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования, а в большинстве регионов России не было условий для получения молодыми семьями ипотечных жилищных кредитов.

Анализ  результатов I этапа реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой  программы "Жилище" на 2002-2010 годы, выявил целесообразность ее корректировки  в части совершенствования механизма  осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.

В соответствии с этой подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся  в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.

Основные  цели и задачи подпрограммы:

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Основной  целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Участником  подпрограммы может быть молодая  семья, возраст супругов в которой  не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).

Основными задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе  на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

создание  условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность  участия в подпрограмме молодых  семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

возможность для молодых семей реализовать  свое право на получение поддержки  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов при улучшении  жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.

Условиями прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики

Молодые семьи, имеющие право на участие  в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, будут извещены об изменении начиная с 1 января 2006 г. механизма реализации подпрограммы и о подтверждении исполнения в 2006 году обязательств в соответствии с ранее действующими условиями и порядком.•

Ресурсное обеспечение подпрограммы:

Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

средства  федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы);

средства  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов;

средства  банков и других организаций, предоставляющих  молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

средства  молодых семей, используемые для  частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального  жилья.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 годах составляет 216,05 млрд. рублей.

На I этапе  реализации подпрограммы (2003-2005 годы) общий объем финансирования составил 51,05 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 2,05 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных

Российской  Федерации и местных бюджетов - 49,5 млрд. рублей;

за счет собственных и заемных средств  молодых семей 99 млрд. рублей.

Общий объем финансовых средств на приобретение жилья молодыми семьями в 2006-2007 годах  составит 57 млрд. рублей, в том числе 40 процентов средств будет предоставляться в виде бюджетных субсидий, а оставшаяся часть - в виде ипотечных жилищных кредитов или займов - либо будет частично обеспечена собственными средствами молодых семей.

Объемы  финансирования II этапа подпрограммы (2006-2010 годы) приведены в приложении N 2.•

Механизм  реализации подпрограммы:

Механизм  реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки  молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том  числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Субсидия  предоставляется на приобретение у  любых физических и (или) юридических  лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).

Субсидия  может быть использована молодой  семьей, которая является членом жилищного  накопительного кооператива и для  которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.

Расчет  размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер  общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:

для семьи  численностью 2 человека (молодые супруги  или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;

для семьи  численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более  детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ = Н  х РЖ,

где: СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая  при расчете размера субсидии;

Н - норматив стоимости 1 кв.м общей площади  жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.

Размер  субсидии составляет не менее:

35 процентов  средней стоимости жилья, определяемой  в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 25 процентов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;

40 процентов  средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.

Условием  получения субсидии является наличие  у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или  средств ипотечного жилищного кредита  или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.•

Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условия участия субъекта Российской Федерации в подпрограмме).

Средства  федерального бюджета, предусмотренные  на реализацию подпрограммы, в установленном  порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные соглашения заключаются при условии, что в бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетах предусмотрены средства для реализации подпрограммы.

Субъекты  Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают  эти объемы в бюджетах субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетах.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство  на приобретение жилья (далее свидетельство).

Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение  субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Срок  действия свидетельства с даты его  выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев.

Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе  на оплату первоначального взноса при  получении ипотечного жилищного  кредита или займа (далее порядок), устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с порядком в том числе определяются правила ведения учета молодых  семей, правила выпуска, оплаты и  погашения свидетельств, правила  подтверждения субъектами Российской Федерации обязательств по финансированию субсидий, предоставляемых молодым семьям, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, особенности использования субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья, а также использования субсидий молодыми семьями, которые являются членами жилищных накопительных кооперативов.

Порядок регулирует также механизм выполнения в 2006 году обязательств перед участниками  подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638.

В первую очередь субсидии будут предоставляться  молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Органы  местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые  семьи, принимающие решение об участии  в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Конкурсный  отбор субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы, проводится до 1 августа года, предшествующего  планируемому.•

в планируемом  году и утверждает его.

На основе утвержденного сводного списка молодых  семей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует  заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования подпрограммы. Заявка предоставляется государственному заказчику подпрограммы. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного для финансирования подпрограммы, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые до 1 ноября года, предшествующего планируемому, доводятся до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ