Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
Краткий курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Природа местного
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной
точки зрения МСУ представляется
как нижний уровень государственной
власти, с другой стороны – как
отдельный самостоятельный
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
В соответствии с таким подходом в ст. 3 Конституции РФ устанавливается:
1. Высшим
и единственным источником
2. Народ
осуществляет свою власть
Таким образом, суть МСУ – признание права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по вопросам местной (своей) жизни и самому отвечать за их последствия.
2. Основные теории МСУ
Формирование целого ряда теорий МСУ относится к середине 19 в., но процесс углубления теоретических основ происходит и в настоящее время.
В научной литературе существуют различные классификации теорий МСУ. Основанием классификации служат принципы разграничения функций государства и МСУ.
В соответствии с данным подходом различают 3 основные теории:
1. Общественная;
2. Государственная;
3. Государственно-общественная.
Общественная теория. Представители (Теория свободной общины) – Гнейст, Майер, Лабанд, Лесслер. По их мнению, наряду с тремя конституционными властями необходимо признавать четвертую власть – общинную, источником которой является народ. Причем круг общинных дел отличается от государственных, государство должно признавать общину и не вмешиваться в ее внутренние дела. Должностные лица МСУ согласно этой теории не являются государственными чиновниками. Недостатки теории – практическое противоречие главного постулата теории – невмешательства государства, свобода общины.
Общественная теория включает разновидности этой теории:
1) Хозяйственная;
2) Юридическая;
3) Политическая.
Хозяйственная – (Моль, Васильчиков) устанавливает, что функции МСУ строго хозяйственные, они определяют самостоятельность общины и ненужность государственного надзора за ее деятельностью. На практике в общине присутствуют и властные функции, которые не являются только хозяйственными.
Юридическая
– исходит из того, что органы
МСУ выполняют часть
Политическая
– основывается на том обстоятельстве,
что должностные лица МСУ не принадлежат
к профессиональному
Государственная теория. Представители – Штейн, Лазаревский, Градовский. Данная теория противоположна общественной: МСУ – часть государства, точное разделение государственных и местных дел невозможно, местные дела – часть государственных дел, переданных на исполнение на места. Источником местной власти является государство, местное сообщество не обособлено от государства, а служит его интересам. Данная теория реализовывалась в практике советского периода (1917-1991гг.). Между государственными и местными делами существует разница, принципиальное различие заключается в том, что государство имеет дело с гражданами, а МСУ – с жителями, обеспечение гражданских и социальных свобод – это функции государства, а устройство жизни в конкретном поселении - вопросы МСУ.
Большинство
ученых в настоящее время
МСУ отличается от самоуправления в общественных организациях, которые не обладают силой публичной власти, наличие которых у ОМСУ установлено законом, все решения органов МСУ обязательны для жителей. В общественных организациях членство может быть прекращено, в МСУ – нет.
3. Определение МСУ
Согласно Европейской Хартии МСУ, принятой Советом Европы в 1985г., ратифицированной в РФ Федеральным Законом 1998г., МСУ – это право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ей, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В российском законодательстве согласно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в редакции 1995г. (№ 154) «МСУ в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.»
Согласно новой редакции данного закона (№ 131) от 6 октября 2003г. «МСУ в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающаяся в пределах, устанавливаемых Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.»
4. Основные признаки
МСУ, его отличия от
Отличия МСУ от государства, установленные профессором Велиховым:
1. Различия
в характере власти: местная власть
– власть подзаконная,
2. Разграничение сфер компетенции государства и МСУ: МСУ – отграничены его дела.
3. Самостоятельность
источников средств, МСУ
4. Теоретически
ограниченный, выборный принцип,
согласно которому МСУ –
5. Местные интересы
Наряду с государственными и личными интересами в государстве существуют коллективные интересы местной общины (местные интересы – интересы в обеспечении комфортных условий проживания на данной территории).
Общину
можно представить своеобразной
корпорацией жителей, объединенных
ради общих интересов и совместного
решения общих задач –
Признание МСУ - это признание государством важности местных интересов, их лучшего понимания, знания и удовлетворения непосредственно жителями и созданными ими органами.
6. Роль и функции МСУ
Структуру общества составляют:
*Государство + *Бизнес + *Общественные организации
Их основные функции соответственно:
*Властные *Хозяйственные *Самоорганизация граждан
При этом государство может выполнять хозяйственные функции, но самоорганизация граждан – не его обязанность, общественные организации могут выполнять частично хозяйственные функции.
Только лишь МСУ обладает всеми функциями: властными, хозяйственными и по самоорганизации граждан. Таким набором функций не обладает ни один сектор общества.
7. Система МСУ
Система МСУ включает:
1. Основы деятельности: правовые основы, территориальные основы, организационные основы, муниципальную службу, экономические основы.
2. Система
народовластия – в виде
3. Взаимодействие
МСУ с федеральными органами
государственной власти, с органами
государственной власти
8. Проблемы становления и развития МСУ в РФ
1. Невосприятие идеи МСУ.
2. Финансовая
слабость – возложены
3. Дефицит
квалифицированных кадров в
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ МСУ
1. Становление и развитие МСУ
Исторически МСУ возникло из родовой общины – первичной ячейки человеческого общества. В силу жизненной необходимости люди вынуждены были вырабатывать определенные правила организации общины, передавая опыт из поколения в поколение, т.е. еще до возникновения государства МСУ в лице общины существовало и развивалось.
По мере развития материально-технической базы произошло разукрупнение общины (возникла семья), что привело к возникновению государства, которое приняло на себя функции регулирования большого количества семей.
Существуют факты возрастания роли и падения влияния общины, в качестве предшественников форм МСУ можно назвать – демократию античного мира, имевшую собственную административную и судебную власти, сельские общины, средневековые вольные города.
На рубеже 18-19 вв. сформировалось современное представление о МСУ, появились первые теории МСУ, первое государственное законодательство, регулирующее муниципальную деятельность (Англия, Франция, Пруссия и др.).
Значительную
роль в законодательном развитии
МСУ сыграла Бельгийская
В 1985г. (15 октября) Советом Европы принята Европейская Хартия МСУ. В Совете Европы создана специальная структура – Конгресс местных и региональных властей.
За последний
период времени в развитии МСУ
отработаны механизмы и процедуры
организации самоуправления, сложились
устойчивые традиции, отлажено взаимодействие,
сформировалась муниципальная наука,
создана и функционирует
2. Зарубежные модели МСУ
Существует две основные модели МСУ:
1. Англосаксонская
(Англия, США, Канада, Австралия и
др.). Характеризуется четким
2. Французская (Франция). Характеризуется высоко развитой системой административного контроля над деятельностью МСУ. Государственные чиновники присутствуют на местах – префекты, комиссары, которые обладают правом контроля, отмены, одобрения, приостановления муниципальных правовых актов, отставки должностных лиц МСУ.
В федеративных
государствах МСУ имеет свои особенности.
Так, в США законодательное
2.Развитие МСУ в России до 1917г.
Прообразами
МСУ в России являлись средневековые
города – Новгород, Псков, в которых
существовали народные собрания –
вече. В сельской местности значительное
развитие получили общины, но с момента
периода Ивана IV Грозного в России
установилась жесткая система
Екатериной II была издана так называемая грамота на права и выгоды городов Российской Империи, что привело к появлению губернских, уездных дворянских собраний, Городских Дум, Земских судов. Однако, существовал сословный принцип формирования ОМСУ, строгий контроль государства.
При Александре
II была проведена Земская (1864г) и
Городская (1870г) реформы. Согласно Земской
реформе появились земские
Александр III пересмотрел положения этих реформ в сторону усиления государственной власти.
В феврале 1917г началась новая реформа МСУ – были созданы волостные и уездные Советы, но реформа не была осуществлена в связи с событиями октября 1917г.