Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
-порядок прекращения деятельности.
ТОС может
быть юридическим лицом. В таком
случае он подлежит государственной
регистрации в форме
Органы ТОС в отличие от органов МСУ:
- не имеют
властных полномочий (но могут
наделяться полномочиями
- не носят обязательного характера;
- не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов;
- могут
заниматься или не заниматься
хозяйственной деятельностью,
В то же время ТОС отличается от органов общественной самодеятельности граждан (ООС) по правовой основе, по территории деятельности, по количеству инициаторов создания, по обладанию правом нормотворческой инициативы и др.
Система организации ТОС представляет собой совокупность организационных форм:
1) формы
непосредственного участия
-собрания (конференции),
-выборы органов ТОС,
-референдумы, опросы,
-правотворческая инициатива,
-обращения, обсуждения, различные общественные инициативы;
2) органы и должностные лица ТОС:
-председатель ТОС (староста),
-исполнительно-
-общественные
комиссии по отдельным
-контрольно-ревизионные;
3) ассоциации
органов ТОС в пределах МО,
межмуниципальные, региональные, межрегиональные,
общероссийские, создаваемые для
содействия эффективному
Высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан. К исключительным полномочиям собраний относятся:
-установление структуры органов ТОС,
-принятие Устава, внесение в него изменений,
-избрание органов и должностных лиц ТОС,
-определение
основных направлений
-утверждение сметы доходов и расходов и отчета о ее исполнении,
-рассмотрение
и утверждение отчетов о
В качестве органов ТОС могут быть: совет или комитет, исполнительные органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС возглавляет председатель, в сельских населенных пунктах – староста. Исполнительный орган может возглавлять директор, в небольших ТОС функции председателя и исполнительного органа совмещаются. По отдельным вопросам могут формироваться комиссии. Председатель и исполнительные органы ТОС подотчетны собранию, ведут соответствующую бухгалтерскую отчетность.
Органы ТОС представляют интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений собраний и конференций
2. Роли и функции ТОС
ТОС могут играть различные роли и выполнять при этом соответствующие функции:
- как
хозяйствующий субъект –
- как
общественная организация –
- как посредник между жителями и властью – информационные, представительные и контрольные функции.
Разнообразная деятельность ТОС подпадает под сферу разных федеральных законов, в связи с чем были предложения по разработке и принятию специального федерального закона, но с принятием закона 2003 года были упразднены даже региональные.
3. Финансовые ресурсы и проблемы развития ТОС
ТОС может иметь имущество, передаваемое ему в управление МО, его финансовыми ресурсами могут быть пожертвования юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности.
К собственной хозяйственной деятельности могут относиться торговая и строительная деятельность, участие в коммерческих организациях, сдача в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных площадей, принадлежащих ТОС и т.п.
В собственности ТОС могут находиться:
- построенные
на финансовые средства ТОС
сооружения: детские дворовые, спортивные
площадки, жилые, нежилые и
- приобретенные транспорт, оборудование, инвентарь и др.
Массовому развитию ТОС мешают следующие проблемы:
-низкий
уровень сознания граждан,
-неоднозначность
позиций органов МСУ, не
Важность развития ТОС невозможно переоценить. Именно благодаря ТОС развиваются и укрепляются элементы гражданского общества, повышается активность населения, выявляются и используются внутренние резервы территории, упрощаются избирательные и другие процессы. Развитие ТОС отвечает принципу субсидиарности, соответствует концепции местного самоуправления как власти, вырастающей снизу вверх.
Однако, территориальное общественное самоуправление должно создаваться самими гражданами, их компетенция определяется самими гражданами и администрирование их деятельности сверху органами власти, как это имеет место на практике, также нельзя считать соответствующим принципам самоорганизации граждан и способствующим ее развитию.
Лекция 8. Организационные основы МСУ
Организационные основы МСУ включают комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименованием органов и должностных лиц МСУ, их статуса, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.
Органы МСУ – избранные населением непосредственно и (или) образованные представительным органом МСУ.
Каждый
орган имеет собственные
Структура ОМСУ:
-Представительный орган,
-глава МО,
-местная администрация,
-контрольный орган,
-иные органы, предусмотренные Уставом МО (муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др.).
Согласно ФЗ-2003 г. наличие представительного органа, главы МО, администрации МО является обязательным. Их наименования устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.
Порядок формирования, полномочия, срок, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и ДЛ определяются Уставом.
Участие органов государственной власти и их ДЛ в формировании ОМСУ не допускается, за исключением случаев участия в конкурсной комиссии по замещению главы местной администрации муниципального района или городского округа (1/3 от состава).
Органы МСУ являются юридическими лицами.
2.Классификация ОМСУ
ОМСУ подразделяются:
а) по способу образования:
1)выборные
2)другие, а именно:
-формируемые на добровольной основе с последующим утверждением,
-формируемые на основе назначения,
-на основе
кооптации по установленным
б) по назначению (специализации):
1) общего
2) специального назначения;
в) по исполнению полномочий:
1)собственных,
2)отдельных государственных,
3)добровольных;
г) по способу принятия решений:
1)коллегиальные,
2) единоличные;
д) по типу функций:
1)представительные (проектная функция);
2) исполнительные (программная функция).
3. Зарубежный опыт организации муниципальной власти
В мире сложились различные модели организации местной власти, которые сводятся к сочетанию 3-х основных органов МСУ: представительного органа, местной администрации и высшего ДЛ МСУ.
Различия между моделями обусловлены различным распределением полномочий между ОМСУ, численностью населения МО, размером территории МО, объемом и сложностью задач, социально-политической ситуацией и др.
Например, в США применялись следующие организационные формы:
1) Совет
– слабый мэр (население
2) Сильный
мэр – Совет (мэр и совет
избираются населением
3) Совет
– Управляющий (население
4) Комиссия
(население избирает комиссию, осуществляющую
представительные и
5) комбинированная (есть и мэр, и управляющий, соотношение полномочий между которыми может быть различным.
В Германии сложились 4 основные организационные формы.
1. Южногерманская.
Население избирает общинный
совет (представительный орган)
2. Магистратная.
Население избирает
3. Бургомистерская.
Бургомистр избирается советом
общины из своего состава,
4. Северогерманская.
Бургомистром является
Как видно, все сводится к сочетанию трех основных органов.
4. Модели организации местной власти в России до 2003г.
В России
до 2003г. сложились следующие
1.Модель с сильным мэром,
2)мэр
возглавлял администрацию, не
входил в состав совета, но
председательствовал на его
3)мэр
возглавлял администрацию, а
Положительные черты – сильное политическое и административное руководство, легко управляемое МО.
Отрицательные – зависимость от качеств одного лица, доминирование исполнительной власти, сокращение численности и падение престижности представительного ОМСУ, снижение эффективности контроля.
2. Модель
со слабым мэром, избираемым
советом из своего состава.
Мэр возглавлял и совет, и
администрацию. Мэр
Недостатки данной модели –
-может
не быть среди депутатов
-распыляется ответственность и полномочия,
-слабость руководства администрацией.
3. Модель
«староста – сход жителей». В
малых сельских населенных
4. Модель с наемным главой администрации практически не получила распространения (применялась в 10 городах), комиссионная модель не используется вообще.
5. Организационные структуры МСУ по закону 2003г.
В отличие от закона 1995 г. законом 2003г. предусмотрено в обязательном порядке наличие не только представительного органа, но и главы МО и местной администрации. Это вызвано необходимостью реализации принципа разделения власти на местном уровне, урегулирования правового статуса администрации и взаимоотношений ОМСУ при реализации бюджетного процесса.
Статус главы МО по закону 2003 г. определен существенными отличиями.